Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Milan Svoboda / Милан Свобода

Удивительнейшая личность, универсальный музыкант, которому подвластны чуть ли не все стили и жанры Милан Свобода - чешский композитор, дирижер, руководитель группы, джазовый пианист. Милан окончил Пражскую консерваторию по классу органа, постиг мир музыкознания в Карловом университете, в Пражской Академии Музыки усовершенствовал навыки композиции, не миновал и знаменитого Berkeley College of Music. Милан играл со многими известными джазменами, такими как Джеймс Муди (James Moody), Тони Лакатос (Tony Lakatos), Аарон Скотт (Aaron Scott), Фил Уилсон (Phil Wilson), Сонни Констанзо (Sonny Constanzo), Виктор Мендоза (Victor Mendoza), Сиги Финкель (Sigi Finkel), Джири Стивин (Jiří Stivín)… Записал множество компакт-дисков, последний из которых на сегодня – HOMAGE TO J. JEZEK. Карьера композитора началась в 1975 с мюзикла "The Knight of a Burning Pestle". За свою более чем 30-летнюю творческую жизнь Милан работал в самых разных областях: писал мюзиклы, балеты, песни, музыку к театральным постановкам, анимационным и телевизионным фильмам… По его собственным словам, ему интересно любое творчество, если за этим стоит не простая идея. Но главная его любовь – джаз. Свой первый джаз-оркестр – Prague Big Band – Милан организовал в 1974, свой первый квартет – пятью годами позже. И всё же до сих пор отдает явное предпочтение оркестру. На вопрос "почему?", пожимает плечами: "А как же иначе, ведь здесь и палитра богаче, и больше простора для фантазий". В 1990-х Милан возглавил достаточно успешный молодой джаз-оркестр Contraband, который стал вызовом своему времени. Коллектив выглядел более чем необычно: музыканты на сцене могли быть одеты как угодно, вплоть до маски для подводного плавания и карнавальных костюмов. Это было настоящее джаз-шоу, мастерски сыгранное высочайшими профессионалами. Многие авторские композиции Милана Свободы, написанные для Contraband’а, с удовольствием исполняются другими оркестрами. Пьесы Свободы всегда оригинальны и самобытны. Ни одна не похожа на предыдущую. Для композитора не существует проблемы с названием пьес, коих более 30: сначала идея, потом ее музыкальное воплощение. Слушатель должен все время ждать, что же будет дальше. Скучно слушать музыку, в которой нет элемента неожиданности… Марина Андреева Милан Свобода. Интервью после концерта Милан Свобода - чешский композитор, дирижер, руководитель группы, джазовый пианист. Родился в Праге, в 1951 г., закончил Пражскую консерваторию по классу органа, изучал музыкознание в Карловом университете, композицию в Пражской Академии Музыки и колледже Беркли в Бостоне. Организовал The Prague Big Band, Milan Svoboda Quartet, Contraband, Czech/Polish Big Band. В 1999 году записал симфоническое произведение "Concerto Grosso" - двойной концерт для скрипки, фортепиано и струнных. Создал музыку более чем к 50 документальным и анимационным фильмам, 15 телепьесам, 60 театральным драмам и мюзиклам. Постоянно сотрудничает с Национальным Театром Драмы в Праге. Его музыка звучит в 14 пьесах театра - таких, как "Гамлет", "Фауст", "Пер Гюнт", "Лев зимой". Последние крупные работы - мюзикл по книге Бориса Виана "Пена Дней" и балет "Маугли". Записал более 20 компакт-дисков, играл с такими музыкантами, как Джеймс Муди, Тони Лакатос, Фил Уилсон, Сонни Костанцо. Вы работаете как на академических залах, так в небольших клубах. Где, в какой атмосфере, на какой сцене, музыкант Милан Свобода чувствует себя комфортнее? - Я универсальный музыкант, мне хорошо везде, где есть контакт со зрителем. На этом концерте мне хотелось встать и уйти домой, потому что меня никто не слушал. Джазовый музыкант Милан Свобода так же свободно повелевает хаосом в жизни, как он это делает в музыке? - Да, мне хотелось бы так думать. Вы играли с музыкантами из многих стран, как Вы считаете, американский снобизм по отношению к американской джазовой культуре оправдан? - Мне кажется, что Вы неправильно ставите вопрос, не существует американского снобизма, существует европейский комплекс по отношению к американскому джазу. Европейская музыкальная традиция может стать своеобразным дополнением американской, т.к. европейская традиция пестра и разнообразна, в ней есть много своего, что она приносит в американскую. Я был в Америке и научился превозмогать этот комплекс. Для меня, американская музыка - это то, что делаю я. Я просто делаю это немного по - своему, и в этом я нашел большой смысл своей жизни. Я нуждаюсь в джазе, он мне необходим для моей жизни. Джаз позволяет окружить себя единомышленниками, музыкантами, которые играют вместе со мной. И это делает их моими соратниками. Что для Вас джаз? Это идеальное средство самовыражения или временное состояние Вашего музыкального мышления? - Я не заработал бы себе на жизнь только джазом. Поскольку я универсальный музыкант, я занимаюсь другими жанрами, чтобы профессионально заниматься той музыкой, которую я люблю и тем самым зарабатывать себе на жизнь. Но больше всего я чувствую себя джазменом, именно это мне необходимо в жизни. Музыкант Милан Свобода до неприличия много работает - нет такого жанра, в котором Вы бы не пробовали свои силы - что это поиск своего музыкального языка или попытка доказать себе, что для Свободы нет ничего не возможного? - Мне 50 лет, и я почти 30 лет занимаюсь музыкой - это большой срок, достаточный для того, чтобы попробовать себя в разных жанрах. Я профессионал и долгое время учился музыке. Полученные знания я применяю в своем творчестве. Можете ли Вы сказать, что в Вашей музыкальной карьере была некая точка максимально воплощения задуманного, которую Вы больше никогда не достигали позднее, некое состояние "творческого озарения"? - В ноябре 2001 года у меня был классический концерт в зале Неруды, Рудольфиниуме, это был авторский концерт, где я мог представить себя в качестве композитора, дирижера, джазмена, и все то, чем я занимался в течение всего этого времени, всех этих лет. От фортепьянного соло до симфонической оркестровки, все направления, в которых я когда - либо работал. Это было важно для меня, была снята ТВ передача, выпущен CD, т.е. это был необычный концерт. Этот концерт обозначил определенный этап в моей жизни. За которым, я думаю, последуют остальные. Является ли процесс написания музыки чем-то привычным и знакомым или процесс создания каждый раз происходит как в первый? - Если говорить не о джазе, то мне нужна тема, я работаю на основе конкретного предложения. Мюзикл по книге Бориса Виана "Пена Дней" - чем был обусловлен выбор литературного материала, как возникла идея создания подобного произведения? - Это была идея Яна Выдрала, который написал либретто. Он мой друг, он предложил мне поработать вместе, и я не знал эту книгу и когда я прочитал ее, она мне безумно понравилась, и я начал посвящать все свое свободное время написанию музыки, влюбился в книгу и погрузился в нее целиком. Это не просто романтическая история, это философия, сюрреализм и просто великолепная литература. Было очень не просто этим заняться, потому что казалось, что нас должна постигнуть неудача. Все получилось хорошо, была премьера, сейчас этот мюзикл обновляется и будет повторные выступления в следующем году, мы записали CD. Была ли постановка успешна? Как, вообще, Вы оцениваете успешность проделанной работы? Были ли в Вашей музыкальной карьере провалы? - Мне повезло, что я владею многими жанрами и если у меня что-то не получалось в одной области я переходил в другую и это меня спасало. Что есть чешская джазовая школа для Вас? Какова она? - В 60-х и 70-х годах чешская джазовая школа была представлена одним единственным именем - это был Karel Velebny - вибрафонист, композитор и великолепный человек. И все современные музыканты прошли через его школу, хотя он не имел школы как таковой. Наши традиции имеют глубокую историю, есть много композиторов, которые делают джазовую музыку, но все они пришли к ней сами, без обучения в какой - либо школе. Говорят, джаз находится в кризисе. Музыканты зарабатывают мало денег и не могут играть в больших составах. Как обстоят дела в Праге? - Джаз относится к жанрам, находящимся не в центре внимания широких масс, а где - то на окраине, поэтому во всем мире ситуация похожа. То же самое происходит в современном композиторском искусстве. Вы выступаете в джазовых клубах в Праге - в Agharta, U Maleho Glena, Reduta? - Да, я там чувствую себя лучше всего, так как настоящий джаз вышел как раз из этих небольших клубов, и я там играю регулярно. Что касается состояния джаза вообще - не кажется ли Вам, что сейчас в джазе не хватает ярких личностей, гениальных в своей одержимости, как Майлс или Колтрейн, чтобы встряхнуть стиль, обеспечить приток "свежей крови"? - Эта музыка достигла вершины. Самым большим историческим периодом были 70е, когда произошел синтез джаза и рока, этники и джаза. Сейчас все исчерпано и нет больше резервов. У нас новое поколение молодых музыкантов, которые великолепно играют традиционную музыку, как в 40е и 50е годы, и поэтому из них никогда не появится личность, как Майлс, которая создаст стиль. Они буду играть созданный стиль. Но я верю, что появится личность, которая создаст стиль, но пока...Майлс имел шанс создать стиль, сейчас ресурсов нет. Назовите несколько джазовых имен, оказавших наибольшее влияние на Ваше музыкальное мышление. - Все самые известные, Вы их знаете, я их знаю, все их знают. Для меня, с точки зрения композиторского искусства важен Чик Кориа. Кейт Джаррет очень эмоционален. Армстронг. Чарли Паркер, хотя я не умею играть би-боп. Но я прошел через все это. Для творческого музыканта важна традиция, уважение к музыке. У меня есть запись - "Бременский концерт" - она отсылает к Кейту Джаррету. Это был период 70х, он принес в музыку диатонику - уже и так достаточно сложную систему, и сделал новый стиль. В свое время, несколько лет назад, чешские писатели устроили импровизированные похороны чешской литературы, потому что свобода, полученная после демократических реформ, повлекла за собой кризис жанра...Как это было в джазе? Свободна ли творческая личность от внешних условий, от Государства? - Этот кризис был везде - в театре, в музыке, везде. Эта проблема в том, что в прошлой системе, которая естественно не была хорошей, писатели работали для себя, эта была борьба, они таким образом боролись, потому что существовал режим. Они являлись огромной силой, желавшей свободного выражения. И казалось, что в 90х годах, после реформ, эта сила может выразить себя свободно, но ничего не случилось. Было удивление, что ничего не происходит. При тоталитаризме было много людей, которые хотели читать, у них была потребность, а когда ситуация изменилась, оказалось, что слой людей, которые имеют эстетические, культурные претензии, очень не велик. И при этом, когда вступил рынок - коммерческое телевидение, коммерческая индустрия развлечений - процент этих людей уменьшился еще, и это оказалось большой проблемой. Чтобы не произошла ментальная катастрофа, необходимо вступление кого - то, скорее всего, Государства, кто поддержал бы культуру, потому что люди не умеют и не хотят. Должен появиться Некто, Царь, Меценат, у кого есть некий культурный уровень, который знает, как это сделать и который готов платить. Творческой личности, для того чтобы работать профессионально, необходимо учиться, нужны деньги. Что касается внешних обстоятельств, допустим сегодняшний концерт, Вас никто не слушает, кроме одной официантки в зале, для которой Ваша музыка становится откровением... - Такое случалось неоднократно, поэтому я и занимаюсь музыкой...Иногда это борьба и она является проблемой, но почти всегда появляется кто-либо, кто слышит. И если это есть - это самое большое счастье для меня. И последний вопрос. Есть детская игра в ассоциации. Какие ассоциации возникают у Вас со словом Прага? Она возбуждает во мне нечто трогательное, она меня трогает... Автор выражает бесконечную благодарность господину Свободе и Ольге Луковой, атташе по культуре Консульства Чехии в г. Санкт-Петербурге. Алекс Стригин, Санкт-Петербург
14:58