Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Maarten Altena / Маартен Альтена

Датский контрабасист и композитор.

Образование получил в Conservatorium van Amsterdam, которую окончил в 1968. Между 1980 и 1985 изучал композицию под руководством Роберта Хеппенера (Robert Heppener).

Вместе с Ханом Беннинком (Han Bennink) Альтена записался в 1967 на альбоме Мариона Брауна (Marion Brown) PORTO NOVO. В дальнейшем он играл во множестве составов, включая коллективы Уиллема Бройкера (Willem Breuker) и Тео Лоэвенди (Theo Loevendie). Он также был участником Dutch Ballet Orchestra и других оркестров.

Когда Альтена сломал своё запястье, упав в своём амстердамском доме в 1973, он думал, что ему придётся навсегда положить свой бас в футляр, но сдаваться он не хотел.

Результатом его усилий стал дебютный альбом в качестве лидера HANDICAPS. Эта работа давала все основания для того, чтобы определить стиль Алтена как образец шутовской голландской ‘школы’, персонифицированный Ханом Беннинком (Han Bennink). Но Альтена всегда был скорее беспокойным исследователем, чем идиоматическим музыкантом.

В середине 70-х начались его сольные выступления, на которых он исполнял собственные работы, частично записанные в нотах, частично импровизационные. Маартен играет в составе группы Декстера Гордона (Dexter Gordon) до того, как присоединился к оркестру Миши Менгельберга (Misha Mengelberg).

В конце 70-х он всем сердцем бросается в стилистические изыскания в составе группы Company - объединения музыкантов, возглавляемых Дереком Бейли (Derek Bailey). Он делает записи в основном на собственном лейбле Claxon. Кроме руководства собственными проектами, Альтена много выступает в качестве солиста. В последующие годы наиболее значимые работы Альтена делает в сотрудничестве с ударником Джерри Хемингуэем (Gerry Hemingway), тромбонистом Уолтером Уирбосом (Walter Wierbos), перкуссионистом Полом Ловенсом (Paul Lovens) и басистом Питером Ковальдом (Peter Kowald).

Однако, в течение десятилетия его интерес к ‘чистой’ свободной импровизации истощился, и он сформировал свой собственный квартет Maarten Altena Kwartet (Maarten Altena Quartet), который к 1980 перерос в Maarten Altena Ensemble (MAE), в состав которого вошли голландские музыканты, исполнявшие до этого и джаз, и популярную, и классическую музыку. В Ансамбле он использовал идеи Стравинского, добиваясь того, чтобы каждая композиция содержала отдельный мир звуков. В музыке имеется огромное разнообразие стилей и направлений, которые устанавливают свои строгие структуры только для того, чтобы затем разрушать их с ещё большой энергией и хорошим юмором.

В дополнение ко множеству собственных самостоятельно спродюсированных альбомов, Альтена делал записи среди прочих для таких лейблов как hatArt, Bimhuis и Splasc(h). В дальнейшем он сосредоточил своё внимание на сочинении музыки. С 1997 он перестал активно участвовать в своём ансамбле и полностью покинул его в 2005, посвящая своё время сочинению музыки для других коллективов.

15:02