Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Joseph Jarman / Джозеф Джармен

Американский джазовый саксофонист, композитор и проповедник Шинсу буддизма (Shinshu Buddhist). Он является одним из первых участников ААСМ (the Association for the Advancement of Creative Musicians) и Art Ensemble Of Chicago.

В детстве семья Джарменов переезжает в Чикаго, где он становится учеником DuSable High School, в которой берёт уроки игры на ударных у Уолтера Дайетта (Walter Dyett). Во время службы в армии (1955-1958) он проводит в составе оркестра 11-ой дивизии ВВС, где переключается на саксофон и кларнет.

После увольнения в запас в 1958 Джармен поступает в Wilson Junior College, где знакомится с басистом Малаши Фейворсом (Malachi Favors) и саксофонистами Роско Митчеллом (Roscoe Mitchell), Генри Треджиллом (Henry Threadgill) и Энтони Джексоном (Anthony Braxton). Вместе они часто проводят длинные джем-сейшины по совету их профессора Ричарда Вана (Richard Wang) (сейчас работает в Illinois University). Митчелл представил Джармена пианисту Мухалу Ричарду Абрамсу (Muhal Richard Abrams), и Джармен, Митчелл и Фейворс присоединились к Experimental Band Абрамса, который в начале с момента его основания в 1961 был частным не выступавшим на привычных площадках ансамблем. Эта группа музыкантов продолжала играть вместе в различных конфигурациях, пока в 1965 не появилась идея создания Ассоциации содействия творческим музыкантам (AACM) при участии Фреда Андерсона (Fred Anderson) и Фила Корена (Phil Cohran).

Приблизительно в этот период Джармен делает свои первые сольные записи, начиная с двух альбомов для лейбла Delmark, который широко применял нестандартные методы и приёмы, такие как записи устной речи или использование так называемых "малых инструментов", что Джармен и Митчелл позднее будут эффективно использовать в проекте Art Ensemble Of Chicago. В связи с тем, что Джармен писал стихи, его перфомансы зачастую включают поэтические выступления, и даже танцевальные номера. Его театральные способности получают развитие во время изучения драматического искусства в Second City Theatre School и в Art Institute of Chicago School. Кроме того в рамках мультимедийного проэкта Джармен сотрудничает со спорным классическим композитором Джоном Кейджем (John Cage).

Группа, которую он возглавлял и использовал во время своих выступлений и записей между 1966 и 1968, включала тенор саксофониста Фреда Андерсона (Fred Anderson), трубача Билли Бримфилда (Billy Brimfield), басиста Чарльза Кларка (Charles Clark), пианиста Кристофера Гедди (Christopher Gaddy) и ударника Турмана Баркера (Thurman Barker). Однако в 1969 году Кларк и Гедди умирают, и Джармен, удручённый смертью постоянных коллег, распускает группу.

Вскоре Джармен присоединяется к группе Роско Митчелла (Roscoe Mitchell), в которой также участвуют Малаши Фейворс (Malachi Favors) и трубач Лестер Боуи (Lester Bowie). Группа обретает свою завершённость с приходом ударника Дона Мойи (Don Moye) и в конечном счёте становится известной как Art Ensemble Of Chicago (AEC). С этого времени большая часть его работ была сделана именно в составе этого коллектива. Так же как и его партнёры по Ensemble, он играет на большом числе инструментов, основными из которых были: сопранино, сопрано, альт, тенор и бас саксофоны, фагот, гобой, флейта и кларнет, также как и различные перкуссионные и "малые инструменты".

Группа была известна тем, что использовала на сцене разнообразнейшие костюмы; в частности Джармен носил маску для лица и настаивал, что "это был своего рода шаманский образ, исходящий из разных культур". В 1969 группа переехала в Париж и несколько лет музыканты проживали там в коммуне, в числе участников которой был ударник Стив Макколл (Steve McCall), основавший с Генри Треджиллом (Henry Threadgill) и басистом Фредом Хопкинсом (Fred Hopkins) джазовое трио.

Вернувшись в 70-х в США, Джармен проживает в доме музыкантов в Гайд-парке в Чикаго, где его соседом по комнате становится Малаши Фейворс (Malachi Favors). В 1983 он перебирается из Чикаго в Нью-Йорк.

В 1993 Джармен принимает решение покинуть состав Art Ensemble Of Chicago (AEC), чтобы сосредоточиться на духовной практике, "очищающем процессе", как он заявил. Официального заявления об уходе сделано не было, что привело к появлению спекуляций относительно состояния здоровья Джармена, когда он не появился на сцене в составе AEC во время выступления на День Благодарения в клубе Knitting Factory в 1994.

Он не имеет ничего общего с музыкой до 1996, когда в январе принимает участие в создании двух компакт-дисков: в составе группы Скотта Филдса (The Scott Fields Ensembles) 48 MOTIVES; и концертной записи его дуэта с Мерилин Криспелл (Marilyn Crispell), выпущенной на CD под названием CONNECTING SPIRITS, который продюсировал Филдс. Позже в том же году его друг и коллега по AACM Лерой Дженкинс (Leroy Jenkins) пригласил его присоединиться к трио с ним и Майрой Мелфорд (Myra Melford) в Чикаго, которое в конечном итоге получает название Equal Interest.

Оглядываясь назад на эти три года без музыки, Джармен заметил, что "я не осознавал этого, но на самом деле это зачастую приводило меня к унынию". Затем он получает заказ на написание произведения для камерного оркестра, что подводит его к осознанию того, как можно инкорпорировать буддийские учения в музыку. В январе 2003 Джармен возвращается в состав AEC.

Помимо саксофонов и кларнета, Джармен также играет (и использует во время записей) практически весь набор семейства деревянных духовых, а также широчайший ассортимент ударных инструментов. Помимо его работы с относительно традиционными джазовыми группами, он сочиняет для больших оркестров и создаёт мультимедийные пьесы для музыкантов и танцоров.

Наряду с музыкальными достижениями Джармен становится известен как активный последователь дзен-буддизма и практик айкидо. Он начал изучать айкидо в начале 70-х в районе Гайд-парка в Чикаго. К дзен-буддизму он пришёл в 1990, взял имя Шаку (Shaku). В этом же году вместе со своей супругой Тулани Девис (Thulani Davis) Джармен создаёт организацию The Brooklyn Buddhist Association. Он посещает множество различных монастырей в Восточной Азии, в том числе Хигаси Хонгандзи Хонзон (Higashi Honganji Honzon) в Киото, Япония. Несколько лет спустя он открывает собственное айкидо додзё / зендо, Jikishinkan ("зал для тренировки ума") в Бруклине, Нью-Йорк. В настоящее время он является священником Джодо Синсю (Jodo Shinshu) и имеет звание годана (чёрный пояс пятой степени) в айкидо.

Вместе с музыкантами из его групп додзё и дзен он формирует группы Dojo Band и Lifetime Visions Orchestra, для которых пишет несколько композиций. В этот период композиторская работа Джармена развивается в новых областях и становится тем, что лучше всего назвать новой духовной музыкой, начиная с "Pachinko Dream Track 10" (1996), включая его совместную работу с Лероем Дженкинсом (Leroy Jenkins) в "Out of the Mist", в том числе " Lifetime Visions for the Magnificent Human".

С начала 2000-х Джармен испытывает некоторые проблемы со здоровьем, включая борьбу с раком, что удерживает его от активной гастрольной деятельности. В последнее время он проживал в Montclair, New Jersey.

Джозеф Джармен умер от дыхательной недостаточности в Доме актёров Лиллиан Бут (Lillian Booth Actors Home) в Энглвуде, штат Нью-Джерси, 9 января 2019, как было объявлено главой нью-йоркского отделения ААСМ на их веб-сайте. Ему было 81.

17:14