Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

George Kelly / Джордж Келли

Американский джазовый тенор саксофонист, вокалист и аранжировщик.

Предки его родителей прибыли с Багамских островов. Его первым инструментом было фортепиано. К двенадцати годам он овладел им настолько, что мог аккомпанировать блюзовой певице Мами Смит (Mamie Smith), когда она прибыла в город без своего пианиста. Первый саксофон он получил в подарок от своей бабушки, а его сосед дал ему несколько уроков игры на инструменте. В 17 лет он собирает свой первый оркестр The Cavaliers, и приглашает на место ударника одного из своих друзей Девида "Панаму" Френсиса (David "Panama" Francis).

Оркестр регулярно совершает успешные гастрольные поездки по южным штатам и выживает даже в годы великой депрессии, но в 1938 Келли решает распустить состав и присоединиться к оркестру под руководством Зака Уайта (Zack Whyte). Несмотря на сложные аранжировки и хорошую сыгранность, бизнес у группы шёл плохо, и Келли возвращается в Майами, где некоторое время работает в качестве концертмейстера в водевиле, а затем в 1941 переезжает в Нью-Йорк.

Оказавшись в Гарлеме, Келли присоединяется к Savoy Sultans Эла Купера (Al Cooper), которые выступают в знаменитом танцзале Savoy Ballroom. Он проводит с Султанами три года, значительно укрепив свою исполнительскую репутацию. Во время Второй мировой он служит в рядах US Air Corps. Вернувшись в Штаты в 1946, присоединяется к группе под управлением бывшего трубача оркестра Эллингтона Рекса Стюарта (Rex Stewart). В это же время он всё больше проявляет интерес к области аранжировки и композиции, пытаясь увеличить свои доходы как коммерческий аранжировщик, участвуя в более существенных джазовых проектах.

Келли комбинирует своё тонкое понимание мелодичности и гармониии с мощным тоном (как-то он сказал: "я думаю, как Лестер Янг (Lester Young) и играю как Коулман Хокинс (Coleman Hawkins)"), и продолжает делить своё время между фрилансингом как исполнитель и аранжировщик в 1950-х.

В 1960-х некоторое время он проводит в качестве постоянного участника квинтета во главе с барабанщиком Кози Коулом (Cozy Cole), а в 1970-х гастролирует по Европе с Джеем МакШанном (Jay McShann), Тини Граймсом (Tiny Grimes) и Рамом Рамиресом (Ram Ramirez). С 1970 он шесть лет играет на пианино в качестве концертмейстера и музыкального руководителя вокальной группы The Inkspots.

В дальнейшем его случайные нерегулярные выступления привлекали к его творчеству мало внимания, но в конце 1970-х он, вероятно, делает свой наибольший вклад в изменение сознания джазового мира. В 1979 Панама Френсис (David "Panama" Francis), который играл в своё время в оркестре Келли во Флориде, собирает новую версию Savoy Sultans и приглашает Келли присоединиться к коллективу. Благодаря популярным записям и чрезвычайно успешным выступлениям на фестивалях по всему миру, исполнительская манера Келли стала повсеместно узнаваема.

Через некоторое время у Келли возникли разногласия с Френсисом по поводу музыкальной политики группы, и он присоединился к Harlem Jazz and Blues Band, ещё одной группе периода возрождения интереса к свингу, которая становится фаворитом на фестивальных сценах, где его сильный, жёстко свингующий стиль и значительные способности аранжировщика нашли благодарную аудиторию.

Grove Dictionary of Jazz (словарь джаза) в 1985 преждевременно назвал Келли умершим, хотя саксофонист по-прежнему был полон сил. После операции по шунтированию сердца в 1991 он сократил свою гастрольную деятельность и сосредоточился на руководстве своими небольшими группами в Нью-Йорке.

В дополнение ко многочисленным работам в качестве сайдмена Келли как лидер делает записи для лейблов Dharma (1976), Black & Blue (1979), Barron (1982), Vanacore (1982), Sam Hot (1984) и Stash (посвящение Дону Редману (Don Redman) в 1984, когда к Келли присоединился Гленн Зоттола (Glenn Zottola)).

Превосходный тенор саксофонист с расслабленным стилем, Келли является также великолепным аранжировщиком и интересным вокалистом.

13:36