2009 Aruán Ortiz Quartet - Alameda {Fresh Sound New Talent}
"Г-н Ортис, молодой кубинский пианист с современной джазовой родословной, возглавляет многообещающий ансамбль".
Нейт Чинен -Нью-Йорк Таймс ---------------------------------------
Пианист Аруан Ортис родился на Кубе, но было бы неправильно называть его "кубинским джазовым музыкантом". Он - джазовый музыкант, и точка. Для Ортиса композиция и слаженность ансамбля важнее его собственной виртуозности".
-Boston Phoenix ---------------------------------------
"В музыке Аруана Ортиса есть интеллектуальное обращение с традиционными мотивами, объединенное с подавляющим джазовым потенциалом".
La Vanguardia, Испания ---------------------------------------
"Поклонники джаза аплодируют, а новички отмечают свои календари. Аруан Ортис, признанный критиками кубинский пианист - это "must see"".
-The New York Post ---------------------------------------
"Наряду с практикой, прослушиванием и исполнением, на молодых джазовых музыкантов возложена еще одна обязательная работа - исследование. Это многогранная обязанность, которая требует от исполнителя углубляться во все аспекты своей музыкальности. Они должны изучить стандартный репертуар выбранной ими области, познавая внутреннюю работу всего, начиная с "Осенних листьев" и заканчивая "Мантекой". Это изучение выходит далеко за рамки самой мелодии, оно включает в себя изучение культовых исполнений и рассмотрение песни через призму собственного восприятия. Музыкантам необходимо исследовать большой музыкальный мир, знакомясь со стилями за пределами своей специализации, которые могут дать новую перспективу. Они могут разделить свое время для достижения этой цели, оттачивая свое мастерство, путешествуя по огромному количеству музыкальных влияний. Их новое понимание различных стилистических элементов естественным образом приводит к исследованию точек соединения между этими различными мирами. Когда артист начинает выступать с постоянной группой музыкантов, он исследует аспекты своей музыкальной личности вокруг них. Они изучают сильные и слабые стороны своих коллег и раскрывают перед группой свои собственные навыки. Возникает естественное взаимодействие, которое устанавливает базовые отношения для коллективного исследования общего музыкального видения. Уроки, полученные в результате этих исследований, формируют художественное видение музыкантов и определяют их будущую работу. Когда музыканты достигают этой плато, они становятся лишь вехой, а не точкой завершения, поскольку они начинают новые исследования, продолжая свое творческое развитие. Кубинский пианист Аруан Ортис и его квартет исследуют широкий ландшафт музыкальных стилей, техники исполнения и композиторских стратегий на Alameda, вдохновенной коллекции разнообразных произведений. [...]"
-The Latin Jazz Corner (Альбом недели, 5 июля 2010)
---------------------------------------
"Живой альбом Уоллеса Рони, вышедший весной прошлого года, является хорошей записью по нескольким причинам, и в первую очередь благодаря ловкости трубача на духовом роге. В нашей краткой рецензии на "If Only For One Night" у меня не было места, чтобы рассказать о вкладе его группы, но следует отметить, что г-н Рони не таскает с собой кучу слабаков, когда выступает вживую. Например, его клавишник - один из самых креативных и интересных музыкантов, появившихся на Кубе в последние годы. Если вы не заметили его раньше в материале Roney, его зовут Аруан Ортис.
Став сенсацией кубинского джаза после получения приза за лучшую кубинскую композицию на Симпозиуме кубинской музыки в 1995 году, Аруан Ортис появился на американской джазовой сцене только в 2003 году. Однако ему не потребовалось много времени, чтобы найти хорошую работу: к его услугам обращались такие знаменитости, как Грег Осби, Терри Линн Каррингтон, Эсперанса Сполдинг, Стефон Харрис, Рашид Али, Лайонел Луеке и, конечно же, Рони. Его привлекательность для столь разнообразных руководителей джазовых коллективов является свидетельством его опыта и владения многими музыкальными стилями, такими как классический, ближневосточный, африканский, азиатский и старый добрый американский боп, а также музыка его родины. В 2004 году он выпустил альбом трио на испанском лейбле Ayva Música, а через несколько лет записал свой следующий альбом Alameda, который наконец-то вышел 15 июня этого года на Fresh Sound New Talent Records.
Ортиз дополняет свое базовое трио в составе Петра Славова (бас) и Эрика Макферсона (ударные) одним или двумя саксофонами во всех восьми треках Alameda, кроме пары. Абрахам Бертон превращает его в квартет для оставшихся шести композиций, а брат Уоллеса Антуан Рони добавляет второй саксофон для трех.
Эта группа из семи оригинальных композиций и одной адаптации этюда Шопена показывает артиста, хорошо разбирающегося в тонкостях современного джаза. Его сложные композиции используют его глубокое знание того, как в кубинском джазе хорошо сочетаются перкуссия и мелодия, но без явного подражания кубинскому джазу. Подобно Херби Хэнкоку, он объединяет классический стиль с джазовыми мотивами, что усиливает элегический характер его музыки.
Песня "Alameda" демонстрирует его способности как композитора, так и исполнителя. Основанная на узловатом груве, она разбивается короткими переходами, которые выступают в качестве коротких пауз между более активными частями. Как бы тщательно ни была выстроена мелодия, он оставляет ее достаточно открытой, чтобы позволить беспрепятственную импровизацию, поскольку и он, и Бертон справляются с запутанными гармониками песни. Макферсон и Славов вместе создают беспокойную временную сигнатуру, которую трудно уловить, но которая каким-то образом работает в идеальном тандеме с мелодией.
И эта мелодия - только для начала. В "Gregario's Mood" представлены два настроения, одно - возбужденное, а другое - мрачное и задумчивое. Пьеса Шопена "Этюд № 6, Op. 10" подкреплена карибскими ударными элементами, которые преодолевают разрыв между классикой и джазом с элегантными фортепианными высказываниями Ортиза. Композиция "Bird's Motif" построена на свободной бибоповой теме, которая дает возможность Бертону и Рони обменяться горячими партиями. Композиция "Landscape Of A Dry Watermelon" проверяет искусственные границы джаза с помощью ступенчатого, почти хип-хоп ритма и самого Ортиза, плетущего вихревые линии на Fender Rhodes. Liz's Flower" - это тоскливое настроение, где Бертон и Ортиз вместе исполняют длинные, загадочные аккордовые прогрессии. Slow Motion" - еще один звездный пример того, как Ортиз ловко ассимилирует сложные ритмические рисунки с тонкими латинскими расцветами и мелодическими изобретениями в духе Эндрю Хилла. Ближайшая композиция "Green City" выделяется мозговыми импровизациями Макферсона на барабанах, блуждающей мелодией и лучшими обменами между двумя саксофонистами на альбоме.
Богато одаренный Аруан Ортис раскрывает множество граней своего таланта в альбоме Alameda, делая его разноплановым, интересным и прекрасно исполненным, а также одним из лучших джазовых альбомов, выпущенных в этом году. Аруан Ортис должен быть в списке наблюдателей как джазовый пианист и композитор, готовый ворваться в высший эшелон. Безусловно, этим альбомом он добился успеха".
Pico -All About Jazz (июль, 2010)
---------------------------------------
"Эта запись пианиста Аруана Ортиса, уроженца Кубы, была записана около четырех лет назад, но выпущена совсем недавно. Надеюсь, что благодаря этому дополнению к его дискографии больше американцев узнают о его впечатляющих идеях и технике, особенно о том, как он тонко перерабатывает Этюд № 6 Шопена, ор. 10 для джазового трио с басистом Петром Славовым и барабанщиком Эриком Макферсоном. Собственные композиции Ортиса отличаются широким диапазоном: Lizs Flower звучит так, словно она создана из его собственных мрачных размышлений, а Landscape Of A Dry Watermelon отличается нервными, немного трип-хоповыми ритмами. Хотя саксофонист Антуан Рони указан на обложке, его самый интересный вклад - это разборки с не менее жестким саксофонистом Абрахамом Бертоном на заключительном треке диска, Green City".
Аарон Коэн -Down Beat (июль, 2010) ---------------------------------------
"Аруан Ортиз еще не был пианистом Уоллеса Рони, когда тот записал эту вещь за четыре года до ее нынешнего релиза; интересно, что Ортиз думает о ней сейчас. Нетрудно догадаться, что Руни услышал в нем: дар к мелодии (с изюминкой), широкую палитру и эстетику 80-х годов (хотя Ортису уже за 30). Ортис преуменьшает свои кубинские корни; хотя он может выбивать смелые, чистые аккорды, когда хочет, он предпочитает придумывать прыгающие риффы в стиле "крейзи-кэт", которые он часто сопровождает неожиданно мягким прикосновением и взвешенным подходом к импровизации.
Добавление высокотехнологичного тенора Антуана Рони на трех треках в пару к более мясистому, более проникновенному Абрахаму Бертону на том же инструменте выглядит излишним; все, что действительно нужно Ортизу, это ритм-короли Эрик Макферсон (барабаны) и Питер Славов (бас), которые заполняют низкие частоты привлекательными подсознательными наслоениями.
Деликатно латинизированное и разумно диссонирующее представление Ортиза об "Этюде № 6 ор. 10" Шопена наиболее ярко использует его дары. Но забавно слышать, как он смеется над собой в конце толкающегося джема "Landscape of a Dry Watermelon", который шокирует слух, когда он спотыкается с единственным в альбоме использованием холодного, резонирующего Fender Rhodes. "Какой я плохой мальчик, выть на этой старой штуке", - кажется, намекает Ортиз. Возможно, ему стоит почаще думать о том, чтобы быть плохим".
Грег Бурк -Metaljazz.com