Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Earl Wild / Эрл Уайлд

Американский композитор и пианист.

Начал учиться игре на фортепиано в трёхлетнем возрасте у Зельмара Янсона (Selmar Janson), который, в свою очередь, был учеником Ксавера Шарвенки (Xaver Scharwenka); Янсон разучил с Уайлдом первый фортепианный концерт Шарвенки, который Уайльд спустя 40 лет записал. Уже в 12 лет Уайльд выступал как солист с оркестром питсбургской радиостанции KDKA под управлением Виктора Саудека, в 14 лет он был принят в Питтсбургский симфонический оркестр как штатный пианист. В 1935 отправился в Нью-Йорк совершенствовать своё мастерство под руководством Эгона Петри, после чего в 1937 был принят пианистом в Симфонический оркестр NBC.

В разные годы Уайлд выступал перед шестью американскими президентами — от Герберта Гувера до Линдона Джонсона. В годы Второй мировой войны он нередко сопровождал в поездках Элеонору Рузвельт, играя на фортепиано гимн США перед её публичными выступлениями, а в 1961 солировал на концерте по случаю инаугурации Джона Кеннеди. В 1939 стал первым пианистом, выступление которого транслировалось в прямом эфире по американскому телевидению, а в 1997 дал первый в истории онлайн-концерт в интернете. Помимо фортепиано, в годы Второй мировой войны Уайлд играл на флейте в оркестре Военно-морского флота США; кроме того, в особых случаях он становился и за дирижёрский пульт (в частности, в 1960 продирижировав оперой Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» в оперном театре Санта-Фе, в одной программе с другой одноактной оперой — «Царём Эдипом» Стравинского под управлением автора).

В 2005 в честь своего 90-летия он дал продолжительный сольный концерт в нью-йоркском Карнеги-холле, по памяти без единой запинки исполнив 8 произведений. В 2007 дал последний крупный концерт в Лос-Анджелесе. До последних дней жизни Уайлд занимался с юными пианистами, разбирая с ними свою фантазию на темы оперы Гершвина "Porgy and Bess". Всемирную известность Уайлду принесло исполнение произведений Сергея Рахманинова и Джорджа Гершвина, начиная со знаменитого исполнения «Рапсодии в стиле блюз» под управлением Артуро Тосканини (1942). Уайлду принадлежит значительное количество фортепианных переложений и фантазий на темы музыки Гершвина (помимо ряда оригинальных сочинений, преимущественно фортепианных и хоровых).

Среди других излюбленных авторов Уайлда был Ференц Лист, чьи виртуозные пьесы под руками пианиста звучали, по словам критика "Нью-Йорк Таймс", как спонтанные импровизации, удивлявшие самого исполнителя каждым новым неожиданным поворотом. Всего Уайлд оставил записи более чем 35 фортепианных концертов и свыше 700 отдельных пьес. Наряду с сольной карьерой Уайлд на протяжении всей жизни выступал и как аккомпаниатор. Широкое внимание музыкальной общественности привлекло его выступление с Марией Каллас (1974), среди других исполнителей, выступавших вместе с Уайлдом, — скрипачи Миша Эльман, Оскар Шумский, Руджеро Риччи, Миша Мишаков, Джозеф Гингольд, альтист Уильям Примроуз, виолончелист Леонард Роуз, певцы Дженни Турель, Марио Ланца, Лауриц Мельхиор. Помимо множества званий и международных наград он является обладателем музыкальной премии Американской академии звукозаписи Grammy (1997, номинация "Лучшее сольное инструментальное исполнение", за альбом с произведениями Георга Фридриха Генделя и Камиля Сен-Санса).

В 1972 56-летний Уайлд встретил 23-летнего Майкла Ролланда Дэвиса, только что вернувшегося с Вьетнамской войны и приехавшего к родственникам в Палм-Спрингс, где жил Уайлд. Дэвис стал спутником жизни Уайлда до самой кончины пианиста, взяв на себя все организационно-финансовые стороны его концертной деятельности. Вместе Уайлд и Дэвис основали в 1997 собственную студию звукозаписи Ivory Classics, выпустившую ряд поздних записей пианиста, в том числе редкий фортепианный цикл Рейнальдо Ана "Замороченный соловей" и альбом "Фортепианные сонаты XX и XXI веков", включающий произведения Сэмюэла Барбера, Игоря Стравинского, Пауля Хиндемита и собственную сонату Уайлда, написанную в 2000.

14:56