Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Deva Premal / Дэва Премал

Немецкая исполнительница медитативной музыки направления нью-эйдж. В её композициях мантры на санскрите изящно сочетаются с атмосферной современной музыкой.

Получившие восторженные отзывы критиков в таких изданиях как Хаффингтон пост, Лос Анджелес Таймс, Уолл Стрит Джорнал и признанные такими знаменитостям как Шер, Тони Роббинс и даже самим Далай Ламой, с полуторамиллионными продажами альбомов и 550 000 подписчиков на Спотифай, а также 400 000 читателей в фэйсбуке, занимающие первые позиции в многочисленных чартах музыканты в жанре нью-эйдж, Дева Премал и Митен, современные кочевники, чья миссия - поделиться с человечеством бальзамом души - исполнением мантр.

Используя оригинальные тексты мантр на санскрите в качестве основы для исполнения, Дева Премал и спутник её жизни Митен выступают не только как образец талантливой пары духовно развитых людей, но и стараются всеми силами способствовать повышению осознанности и уровня саморазвития народов на нашей земле. Саундтреки, записанные ими популярны во многих уголках земли. Люди разных вероисповеданий и культур слушают и наслаждаются творчеством Девы Премал.

Создавая альтернативу современным композициям в других жанрах, Дева Премал и Митен часто проводят своего рода хэппенинги, собрания, подобные духовным, где собирается немало поклонников музыкантов для того, чтобы не только послушать всемирно прославившихся исполнителей мантр на санскрите, но и чтобы самим принять участие в происходящем.

Музыканты пропевают основу мантры на языке оригинала, создавая инструментальный аккомпанемент в виде импровизации, а люди, участвующие в действе присоединяются к певцам и начинают им подпевать, что создаёт ни с чем не сравнимый эффект совместного музицирования и не только музицирования, но и участия в чём-то гораздо большем, чем хэппенинг, концерт или собрание - пении в такт Вселенной, когда собственное Я растворяется под медитативным влиянием музыки, а участники совместного пения на какое-то время забывают о своей индивидуальности, вместо этого становясь одним целым вместе с музицирующими, объединяя души и сердца в неповторимом напеве, устремляющемся ввысь и объединяющем их с космической вибрацией Брахмана.

Такие концерты исполнителей Девы Премал и Митена не только освобождают человека от внутренних проблем, но также благотворно влияют и на здоровье участников подобных пений мантр. Во время того как ведутся широкие исследования в сфере так называемой "медицины образа жизни" и эффективность смены режима дня и интересов уже доказала свою эффективность, так и сами участники собраний свидетельствуют о внезапном улучшении состояния самочувствия во время прослушивания музыки или участия в совместном пении, а также и о исцелении от болезней, в том числе хронических, таким образом непосредственно доказывая, что сила пения мантр способна на многое и в том числе на исцеление мира от забот и страданий.

Родилась в семье художника Вольфганга Фриса и исполнительницы классической музыки. Раннее детство провела в Германии. По словам самой Премал, её отец серьёзно занимался йогой и дзеном, регулярно использовал мантры и дочерей приучал к тому же. Гаятри-мантра стала первым, что девочка в жизни услышала: отец присутствовал при родах и пел эту мантру для матери. С раннего детства Дева Премал слышала Гаятри-мантру перед сном и дзенские истории перед едой; потом она сама вместе с сестрой пела эту мантру, ещё не понимая, что означают эти слова на санскрите. Так девушка выросла в атмосфере восточной духовности, и образ жизни большинства людей в западных странах представлялся ей слишком фамильярным, а реинкарнация — логичной и справедливой.

По её же словам, имя "Дэва Премал", на санскрите означающее "божественная любовь" или "дарующая любовь", она не сама для себя придумала, а получила в 1981 от своего духовного наставника Ошо; ей тогда было всего 11 лет, но уже в таком возрасте девочка "практиковала динамические медитации Ошо и носила оранжевые одежды".

Далее в жизни Дэвы Премап был период, когда она хотела быть христианкой, тайком от родителей крестилась, вслух читала мантры и одновременно про себя — христианские молитвы, опасаясь, что родители не поймут и не примут её выбор. Опасения оказались напрасными: родители вполне терпимо отнеслись к религиозным предпочтениям дочери. После этого она надолго оставила исполнение мантр.

Свою музыкальную карьеру Дэва Премал начала в 1991 вместе со своим партнером Митеном, британским певцом и гитаристом. Они познакомились в 1990 в Индии в Пуне в ашраме Ошо, где Премал изучала рефлексологию, шиацу, краниосакральную терапию и массаж. Митен тогда уже был успешным певцом, и на его выступления в ашраме приходило по 2-3 тысячи слушателей. Дэва Премал, желая больше времени проводить с Митеном, стала подпевать ему в качестве бэк-вокалистки. От него она впервые за долгое время снова услышала Гаятри-мантру, стала подпевать — и ощутила себя способной к самостоятельному сольному пению.

Затем до 1992 Премал и Митен вместе путешествовали по разным странам мира, выступая с концертами и проводя занятия по пению.

Первый их музыкальный альбом — The Essence  — вышел в свет в 1998; он был записан в родном доме Дэвы Премал.

Дэва Премал и Митен выступают на концертах и проводят семинары в США, Канаде, Японии, Бразилии, Австралии и странах Европы, в 2009 и 2010 они выступали в России. Их звукозаписывающая компания Prabhu Music сообщает, что по всему миру было продано более 900 тыс. пластинок исполнительницы.

Дева Премал в своих интервью говорит о том, что из множества существующих мантр ей ближе всего оригинальные на санскрите. Отвечая на вопрос по каким критериям она выбирает мантру для исполнения, певица отвечает, что следует своему внутреннему голосу. Также как и сами концерты: на них не присутствует ни одной мелодии, которая бы ни звучала вживую, ни одного инструмента, который бы был электронным. Нет записей: действие и пение происходят здесь и сейчас, таким образом присутствующие на концертах и хэппенингах всегда участвуют или становятся свидетелями уникальных выступлений музыкантов тогда, когда творится магия звуков.

Почему Дева и Митен предпочитают использовать импровизационную технику как основу для пения мантр? Потому что импровизация - это спонтанное выражение человеком себя. Она не записана, поэтому элемент формальности изначально исключен. Это самая живая музыка, выражающая нас самих и связь с чем-то Высшим. Импровизирующий человек сам подобен инструменту, а Вселенная доносит через звуки, изливающиеся из-под его рук свои дивные напевы.

Слушатели, публика, участвующая в этом поистине становящемся священном действе не может оставаться равнодушной. Зрители не просто пассивно наблюдают, но также сами принимают участие в создании этих импровизаций. Атмосфера концертов зависит также и от зрителей. Они её создатели, а исполнители музыки лишь транслируют эту энергию и превращают её в то, что на физическом плане реализуется в виде мелодий импровизации.

Поэтому роль слушателей и участников концертов совместного пения мантр нельзя недооценивать. Собравшиеся в одном месте, как слушатели, так и исполнители являются участниками великой мистерии творения новой частицы нашего мира, потому что исполнение музыки, претворение сознания в виде звуков, также как и другие формы искусства есть процесс сотворения мироздания. Да, вселенная уже существует как нечто в той или иной степени стабильное, но это не отрицает и того, что ежесекундно происходит множество других процессов творения, которые будто бы отражают в себе течение жизни в её вечно изменяющемся потоке и безостановочном превращении.

В этом состоит искусство импровизации, которым наполнены концерты Девы Премал.

13:22