Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Carlos Barbosa-Lima / Карлос Барбоза-Лима

Знаменитый бразильский гитарист-виртуоз, аранжировщик и преподаватель. Большую часть своей карьеры провёл в международных концертных турах, регулярно выступал как солист со многими ведущими оркестрами мира. На протяжении более шести десятилетий считался одним из самых творческих и разносторонних акустических гитаристов на мировой сцене, демонстрируя на сцене ослепительную виртуозность, изучая классическую музыку, джаз и композиции своей родной Бразилии.

Антонио Карлос Рибейро Барбоза-Лима родился в Сан-Паулу, Бразилия в семье Мануэля Карлоса (Manuel Carlos) и Эклер Соарес Рибейро (Eclair Soares Ribeiro Barbosa-Lima) и вырос в районе Бруклин. Его отец был продавцом фармацевтических препаратов, а мать - домохозяйкой.

Барбоса-Лима вспоминал, что его отец, Мануэль Карлос, нанял учителя, чтобы тот научил его играть на гитаре, но ничего не добился. Не имея никакого музыкального образования, 7-летний Карлос взял в руки гитару и смог сыграть ту музыку, которую с трудом разучивал его отец. "Мой отец пытался научиться играть на гитаре, но не смог", - рассказал он в интервью газете The Orlando Sentinel в 2006 году. "Вместо этого его учитель начал давать мне уроки". Так уроки перешли от отца к сыну, и ребенок стал известен в округе как вундеркинд. Его отец в конце концов стал его менеджером.

После двух лет занятий с Бенедито Морейрой (Benedito Moreira) юноша был представлен Луису Бонфа (Luiz Bonfá), крупнейшему бразильскому гитаристу композитору того времени, который настоятельно посоветовал брать уроки у уругвайского учителя гитары Исайи Савио (Isaias Savio), отца современного бразильского гитарного движения, который поселился в Бразилии в 1930-х годах. Позднее Бонфа вспоминал: "Юноша играл на гитаре, пытаясь познать её тайны... Его игра не оставляла сомнений в том, что наступит день, когда он станет искуснейшим мастером этого волшебного инструмента".

Савио научил его развивать силу и ловкость левой руки, которая формирует аккорды на гитаре. Барбоза-Лима был особенно известен необычайной подвижностью пальцев левой руки, что позволяло ему создавать необычные гармонии и одновременно играть басовые линии и мелодии.

"У него была очень, очень, очень сильная растяжка левой руки", - сказал Дель Казале в телефонном интервью. "Если вы попробуете сыграть некоторые из его аранжировок, у вас ничего не получится, потому что люди не могут делать такие растяжки".

"Он смог вывести и озвучить бас, линии сопрано и альта и мелодию, придать им разный объем, разный ритм", - добавил Дель Казале. "Когда слушаешь его записи, кажется, что играют две гитары".

"Вы можете чувствовать себя более комфортно, используя контрапунктические линии вместо того, чтобы просто играть блок-аккорды или одну линию мелодии и случайный аккорд", - сказал он журналу Guitar Player в 2008 году. "Вы начинаете чувствовать внутреннюю озвучку, и это увлекательно, куда вы можете пойти с этим".

Благодаря природному таланту и педагогическому искусству Савио, Карлос Барбоза-Лима очень рано сформировался как профессиональный гитарист. Его не зря считали ребенком-вундеркиндом: к двенадцати годам он сочетал безупречную классическую технику с изобретательным и эклектичным музыкальным подходом. Его обширный репертуар варьировался от Баха до Битлз, от Гершвина до Жобима, и включал большое количество произведений, которые он адаптировал для гитары.

При поддержке семьи, друзей и знакомых он дебютировал на концерте в Сан-Паулу в ноябре 1957 года, когда ему было двенадцать лет. В течение следующего года он выступил в телевизионном эстрадном шоу, представлявшем молодых музыкантов, и дал сольный концерт в Рио-де-Жанейро. Он подписал контракт с компанией Chantecler, которая была частью RCA Brazil, и в июне 1958 года выпустил свой первый альбом DEZ DEDOS MAGICOS NUM VIOLÃO DE OURO. (Позднее они были переизданы компанией Zoho Music под названием THE CHANTECLER SESSIONS). Первая пластинка Барбоза-Лимы произвела фурор среди исполнителей на гитаре, потому что он делал на ней то, что не удавалось большинству взрослых профессионалов. Люди говорили: "Не слушайте этот альбом, вы сожжете свою гитару", - говорил Касалес.

В 1960 году Барбоза-Лима начал жизнь странствующего музыканта, гастролируя в Монтевидео, Уругвае и восточной Бразилии. Барбоза-Лима теперь делал собственные аранжировки для гитары. В 1964 году он выпустил альбом аранжировок популярного бразильского поэта-песенника Катулло (Catullo). Друзья Барбозы-Лимы услышали эти аранжировки и призвали его продолжать делать аранжировки для гитары. В последующие годы его гитара звучала по всему миру – он выступал с сольными концертами, активно участвовал в музыкальных фестивалях.

"Гитара так важна в стольких культурах", - сказал он в интервью газете "Лос-Анджелес Таймс" в 1992 году. "Это настоящий народный инструмент. ... Я думаю, что она способствует очень разнообразному, мультикультурному подходу".

Барбоза-Лима пополнил длинный ряд бразильских гитарных мастеров, среди которых Луис Бонфа (Luiz Bonfá), Лауриндо Алмейда (Laurindo Almeida) и Жуан Жилберту (João Gilberto).

В 1967 году Барбоза-Лима дебютировал в Нью-Йорке в Weill Recital Hall в Carnegie Hall (тогда известном как Carnegie Recital Hall). Этот концерт снова получил отличные отзывы и вывел его карьеру на мировую концертную сцену. Исполнительские навыки Барбоза-Лимы произвели настолько сильное впечатление на Аллена Хьюза (Allen Hughes), что в своей рецензии для The New York Times он написал, что Барбоза-Лима "излагал свои мысли скромно и тихо, но с таким авторитетом, что каждое произведение, которое он играл, становилось захватывающим музыкальным опытом".

В 1968 году он отправился в Мадрид, чтобы сыграть для Андреса Сеговии (Andrés Segovia). В то время он играл классический репертуар, и, по словам Дель Касале, именно Сеговия посоветовал ему не бояться следовать собственным инстинктам и применять классическую технику к бразильской музыке, джазу, поп-музыке или чему-либо еще. После этого, по словам Дель Казале, "он снял смокинг, надел красивую гавайскую рубашку, и все". Вернувшись через два года, он дал концерт в нью-йоркском Town Hall. По окончании этого концерта к нему обратился Гарольд Шоу (Harold Shaw) и компания Shaw Concerts, которые предложили ему постоянную серию концертов в США.

В последствии, став знаменитым и признанным во всём мире гитаристом, Карлос Барбоза-Лима сам продолжил традиции своих учителей и с готовностью делился знаниями и опытом с новым поколением гитаристов: он много концертировал и вёл мастер-классы по всему миру, а изданные им музыкальные записи вошли в мировой фонд классической гитарной музыки.

С плотным концертным графиком и мастер-классами, которые теперь были доступны ему через Shaw Concerts, Барбоза-Лима занял должность преподавателя в Питтсбургском Университете Карнеги-Меллон (1974-1978). Именно в это время репутация Барбозы-Лимы как гитариста мирового класса начала расцветать, и композиторы начали писать для него произведения. Одним из очень важных композиторов этого времени был аргентинец Альберто Хинастера (Alberto Ginastera), который написал для Барбозы-Лимы сонату для гитары, op. 47, которую тот впервые исполнил в Вашингтоне в 1976 году. Музыкальный обозреватель Washington Post Джозеф Маклеллан назвал сонату, которая теперь является стандартной частью гитарного репертуара, "важным событием" и сказал, что Барбоза-Лима "продемонстрировал, на что способен инструмент, когда он находится на службе у живого музыкального воображения".

Барбоза-Лима так точно владел гитарой, что слушатели никогда не слышали скольжения его пальцев по ладам. Для щипка струн он держал ногти правой руки слегка длинными.

В конце десятилетия (1977) Барбоза-Лима исполнил Концерт Франсиско Миньоне (Francisco Mignone) для гитары с оркестром в Кеннеди-центре в Вашингтоне, округ Колумбия

В 1981 году Барбоза-Лима переехал в Нью-Йорк и занял должность преподавателя в Манхэттенской школе музыки. Оказавшись в Нью-Йорке, Барбоза-Лима начал выступать с джазовым гитаристом Чарли Бердом (Charlie Byrd). Услышав аранжировки Барбозы-Лимы, Берд немедленно организовал для Барбозы-Лимы встречу и выступление перед Карлом Джефферсоном (Carl Jefferson) (владельцем Concord records). Джефферсон немедленно подписал контракт с Барбозой-Лимой, и впоследствии на лейбле Concord Jazz было записано одиннадцать альбомов гитариста.

Он сделал глобальную концертную карьеру, отмеченную многочисленными выдающимися записями. Его легендарные альбомы 1980-х и 90-х годов на лейбле Concord, включающие совместные работы с гитаристами Лауриндо Алмейдой (Laurindo Almeida), Чарли Бердом (Charlie Byrd) и Шэрон Исбин (Sharon Isbin), пользуются большим спросом у поклонников гитары и любителей латинской, джазовой и классической музыки.

В 1982 году Барбоза-Лима часто общался с бразильцем Антонио Карлосом Жобимом (Antônio Carlos Jobim), одним из самых популярных композиторов всех времен, стоявшим у истоков движения босса-нова. Барбоза-Лима часто встречался с ним в квартире Жобима на Верхнем Ист-Сайде в Нью-Йорке для импровизированных джем-сейшенов и аранжировок его музыки для соло-гитары. Я подумал: "Почему бы не обработать музыку Жобима так, как будто гитара - это маленький камерный оркестр?" - сказал он в интервью газете "Сент-Луис Пост-Диспатч" в 1995 году. Именно в результате этих встреч появилась запись Carlos Barbosa-Lima PLAYS MUSIC BY ANTÔNIO CARLOS JOBIM AND George Gershwin (1982), в котором музыка Жобима сочеталась с гитарными аранжировками произведений Джорджа Гершвина (George Gershwin) - компакт-диск в стиле "кроссовер джаз", еще до того, как это слово стало популярным.

"В то время было очень мало хороших чартов" - аранжировок - "его музыки, и он был первым, кто пожаловался", - сказал Барбоза-Лима в интервью газете St. Louis Post-Dispatch в 1995 году. Он сказал: "Давайте соберемся вместе и хотя бы убедимся, что гармонии такие, как я их сочинил".

На Жобима сразу же произвела впечатление техника аранжировки Барбозы-Лимы для гитары, которую Барбоза-Лима описывает как "многолинейную", что означает одновременное движение нескольких голосов, как в классической гитарной технике. Во время их встреч Жобим был больше знаком с техникой бразильской гитары, которая использовала технику "блок-аккордов", как это делал сам Жобим.

"Изо дня в день мы обсуждали ритм, гармонию, контрапункт и замысел", - написал г-н Жобим в примечаниях, описывая процесс создания альбома. "Я с трепетом наблюдал за ним, когда он стремился к совершенству".

"...Барбоза-Лима обладает слухом, настроенным на контрапункт и технику, которая дает каждой независимой линии свой собственный голос. Его транскрипции находят и определяют каждую движущуюся часть, в босса-нове и контрмелодии вместе, как он делает это в Гершвине, он звучит как команда гитаристов".

Другим композитором, который на собственном опыте убедился в мастерстве Барбоза-Лимы как аранжировщика, был Мейсон Уильямс (Mason Williams), наиболее известный по кроссовер-хиту 1968 года "Classical Gas". В 2016 году Барбоза-Лима выпустил альбом Carlos Barbosa-Lima PLAYS MASON WILLIAMS, в который вошла его двухгитарная версия хита Уильямса, причем вторую гитарную партию исполнил Дель Казале.

"Он знал, в чем суть композиции, и остался верен всему этому", - сказал Уильямс о "Classical Gas" Барбозы-Лимы в эпизоде 2016 года сериала YouTube " Musicians’ Round Table", - "но он точно знал, где он может углубить его аспекты для своей аранжировки".

И в соответствии с многолинейной техникой Барбоза-Лимы кубинский композитор Лео Брувер (Leo Brouwer), который долгое время был его личным другом, сказал: "... ...когда я [Брувер] неосознанно проходил мимо гостиничного номера и услышал гитарную музыку, я подумал, что слушаю гитарный дуэт, а потом вдруг узнал музыку и понял, что это Барбоза-Лима играет соло. Если бы я не был гитаристом и гитарным композитором, заметившим ошибку одного из скрипачей во время репетиции оркестра из семидесяти человек, мое замешательство можно было бы оправдать. Я считаю, что Карлос Барбоза-Лима - гений транскрипций латиноамериканской музыки для гитары".

Барбоза-Лима также адаптировал для гитары музыку регтайма Скотта Джоплина (Scott Joplin), записывался с классическим гитаристом Шароном Исбином (Sharon Isbin) и с Алмейдой и Бердом, которые способствовали популяризации музыки босса-нова в начале 1960-х годов. На протяжении своей карьеры он записал более 40 альбомов. Он также выступал в качестве приглашенного солиста со многими великими оркестрами мира и был ведущим исполнителем на нескольких престижных музыкальных фестивалях.

Позднее Барбоза-Лима записывался на звукозаписывающем лейбле Zoho music и выпустил пять записей под этим лейблом. Направление записей Барбозы-Лимы, а также его концертные программы имеют определенную латиноамериканскую концепцию.

Спокойный и сдержанный в своих манерах, Барбоза-Лима свободно смешивал музыкальные жанры, что вызывало насмешки у некоторых пуристов. За один концерт он переходил от произведений Баха и Скарлатти к произведениям испанского композитора Хоакина Родриго (Joaquin Rodrigo), бразильца Хейтора Вилла-Лобоса (Heitor Villa-Lobos), "Вестсайдской истории" Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) и "Не плачь по мне Аргентина" Эндрю Ллойда Уэббера (Andrew Lloyd Webber).

Музыкальный критик Панч Шоу (Punch Shaw), рецензируя выступление в Техасе для газеты Fort Worth Star-Telegram, был особенно впечатлен исполнением Барбозой-Лимой двух сонат Скарлатти.

"Тонкое кружево этих произведений достаточно сложно создать на клавишном инструменте, для которого они были написаны", - писал он. "Перенести их на гитару так успешно, как это сделал Барбоза-Лима - и как аранжировщик, и как исполнитель, - просто захватывает дух".

"Общий знаменатель - это всегда классическая основа. Затем вы расширяете свои вкусы", - говорил Барбоза-Лима. "Мне нравится исследовать все углы, улавливать вкус других стилей и приспосабливать их к своей гитаре, которая, как мне кажется, сама по себе является маленьким оркестром".

По его словам, к изучению различных музыкальных стилей его подтолкнул юношеский разговор с испанским гитарным мастером Андресом Сеговией (Andrés Segovia), который посоветовал ему "слушать любую музыку и пытаться найти в своей душе то, что она заставляет меня чувствовать".

Некоторое время он жил в Пуэрто-Рико, но примерно с 2000 года, по словам Дель Казале, у него не было постоянного адреса; он практически постоянно находился в разъездах. В течение последних 20 лет Барбоза-Лима часто выступал и записывался вместе с Ларри Дель Казале (Larry Del Casale), бывшим школьным учителем. Произведения, которые они играли, могли быть сложными, но Дель Казале говорит, что маэстро всегда прикрывал его, если он начинал сбиваться с пути.

"Если вы играете с ним дуэтом, он поймает вас и вернет обратно", - сказал он. - "Он был таким исполнителем".

Три диска Карлоса, выпущенных на лейбле Zoho: FRENESI (2004), SIBONEY (2004) и CARIOCA (2006), получили широкое признание как одни из самых оригинальных и виртуозных акустических гитарных релизов последнего времени, легко пересекающие границы между латинским джазом, южноамериканскими народными стилями и классической концертной музыкой для гитары. В каждой из этих трех записей Карлос приглашал всемирно известных джазовых басистов "посидеть" с ним, включая Джона Бенитеса (John Benitez).

В апреле 2010 года Барбоса-Лима отпраздновал выход своей пятидесятой записи MERENGUE (Zoho Music, CD 200911) на главной концертной сцене мира, в Weill Recital Hall в Карнеги-холле, в сопровождении своего партнера по дуэту гитариста Дель Казале. Их альбом 2013 года BEATLERIANAS, в котором участвовал Havana String Quartet и в который вошли мелодии Beatles и музыка кубинского композитора Лео Брувера (Leo Brouwer), получил номинацию на "Латинскую Грэмми". Последний альбом Барбоза-Лимы, DELICADO, с Дель Касале и другими музыкантами, вышел в 2019 году и представлял собой дань уважения бразильской музыке. "Эта музыка романтична, радостна и удивительно доступна, учитывая сложность некоторых аранжировок", - написал в рецензии журнал Glide.

"У Карлоса все было гитарой", - сказал Дель Касале в интервью. "Это все, что он делал. Он был весь в музыке".

Широта его репертуара и уникальная способность объединять различные музыкальные стили - от классического и современного до бразильского и джазового - являлись сильными сторонами его творчества. От Скарлатти и Дебюсси до Гершвина, Жобима и Лекуона - Карлос Барбоза-Лима исполнял вдохновенные произведения, которые вывели его на мировую сцену. Многие известные композиторы писали для него музыку, а премьеры таких знаковых произведений, как соната Альберто Жинастеры (Alberto Ginastera), Sonata, opus 47, состоялись в его исполнении.

Изобретательные концертные программы Барбоза-Лимы разрушили избитую дихотомию между популярной и классической музыкой, таким образом, в одиночку ему удалось переосмыслить роль классической гитары в 21 веке.

В последнее время Барбоза-Лима играл на гитаре мастера Ричарда Пренкерта (Richard Prenkert) из города Себастополь (Sebastopol), Калифорния, США. Раньше он играл на гитарах мастеров Андреса Карунчо (Andres Caruncho) из Майями, США, и Хосе Рамирес (Jose Ramirez) из Мадрида, Испания.

Карлос Барбоза-Лима умер 23 февраля в больнице в Парати, Бразилия. Ему было 77 лет.

Причиной смерти стал сердечный приступ, как сказал Ларри Дель Казале, нью-йоркский гитарист, который часто выступал с Барбоза-Лимой. У него осталась сестра Мария Кристина Барбоза-Лима. Брат, Луис, умер в 1973 году.

"Гитара - это как второе тело, всегда рядом со мной", - сказал Барбоза-Лима в 1995 году. "Мне всегда нравилась ее близость. Вы держите ее близко к своему телу; всегда есть контакт. Я чувствую, как она вибрирует в моем теле, когда я играю. Я ласкаю ее, и она откликается. Ну, обычно".

15:03