Stanley Jordan / Стенли Джордан
Американский джаз-фьюжн гитарист, широко известен благодаря фортепианной технике игры на гитаре.
С шестилетнего возраста занимался классическим фортепиано, в одиннадцать самостоятельно освоил гитару, подражая Джими Хендриксу и Карлосу Сантане, выступал с поп и соул группами. В 1976 был признан лучшим гитаристом на джазовом фестивале в Рино (Reno Jazz Festival), что подтолкнуло Джордана к более серьёзному изучению музыки. В 1977-1981 он изучает теорию музыки, композицию и электронную музыку в Принстонском университете (Princeton University). В городе распространились слухи об удивительном гитаристе, зарабатывающем на жизнь на улице. Стэнли был приглашён на прослушивание тогдашним главой звукозаписывающей компании ELEKTRA, который предложил ему записать диск. Стенли отказался, мотивировав это тем, что он "ещё не готов".
Был "замечен" на фестивале в Нью-Йорке, когда ему поручили "разогреть" публику перед выступлением Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis). Его репутация великолепного исполнителя распространилась достаточно быстро и вскоре он уже играет вместе с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Бенни Картером (Benny Carter).
В 1982 он записывает свой первый альбом TOUCH SENSITIVE - относительно скучную коллекцию соло, которую постиг маленький уровень продаж. Но тремя годами позже его второй альбом MAGIC TOUCH добивается огромного коммерческого успеха. Альбом 51 неделю(!) возглавляет джазовые чарты журнала Billboard, дважды номинируется на премию Grammy. На этом диске стандартов больше, чем собственных композиций Стенли. Но насколько своеобразна техника игры теппингом, настолько удивляет нетрадиционность музыкального мышления этого безусловно талантливого музыканта.
Продюсером этого проекта становится Эл ДиМеола (Al DiMeola), а в его создании принимают участие Онадже Аллен Гамбс (Onaje Allen Gumbs), Чарнетт Моффетт (Charnett Moffett) и Омар Хаким (Omar Hakim). На диске Джордан представил помимо ансамблевой музыки сольные номера, исполненные "новым" тактильным методом. Используя специальный усилитель и играя двумя руками на грифе, как на фортепиано, Джордан превращает гитару в оркестровый инструмент. Джордан нашёл довольно оригинальное композиционное построение своего альбома. В него вошли интересные, не похожие на другие обработки поп и рок хитов. Это позволило ему привлечь к себе внимание не только любителей джаза. Его расчёт полностью себя оправдал. Джордана начинает слушать аудитория наиразличнейших вкусов. К Джордану, что называется, приходит успех.
Его часто приглашают на телевидение, снимают концерты, новые диски раскупаются нарасхват. "Когда я его слышу, - сказал Джон Скофилд (John Scofield), - то всегда думаю, что играют два гитариста". После 1985 Джордан - частый гость американских и европейских фестивалей. Играет в трио, выступает с сольными концертами, а также сотрудничает с Михалом Урбаняком (Michal Urbaniak), Ричи Коулом (Richie Cole), Куинси Джонсом (Quincy Jones) и другими.
Талантливый импровизатор-солист, виртуоз. Применяет особую (имеющую давнее происхождение, но возрождённую лишь в последнее время) технику игры на гитаре - "теппинг" (от английского tapping - колотить, шлёпать, стучать; другие названия - touch tecnique, two hand technique). Это игра пальцами обеих рук на грифе гитары, лежащей горизонтально на коленях исполнителя (ассоциируется с техникой фортепианной игры). Наиболее впечатляющие достижения в использовании данной техники - помимо Джордана - принадлежат хэви-метал-гитаристу Эдди Ван Хэйлену.
В исполнении Джордана это не простой теппинг, растиражированный поп-металлистами, это ДВУРУЧНЫЙ теппинг. Более того, Джордан это делает на ДВУХ гитарах одновременно. Многие видели замечательную комедию Блейка Эдвардса "Свидание вслепую". По сюжету, в студию к своему другу герой Брюса Уиллиса приводит Ким Бесинджер. Кстати, у Брюса, между прочим, есть несколько весьма неплохих сольных альбомов. Так вот, друг Уиллиса - темнокожий гитарист, играющий во время принятия главными героями алкоголя в студии и есть молодой тогда ещё Стенли Джордан.
Пионером данного направления в гитарной технике считается Джимми Вебстер (Jimmy Webster), технику "тач" используют Эдди Ван Хален и Джо Сатриани (Joe Satriani), из "отечественных" гитаристов следует отметить Энвера Измайлова. Осенью 1990 трио Джордана приняло участие в джазовом фестивале Jazz Jembery в Варшаве. Джордан тогда привёз с собой 8 гитар фирмы Casio, а на сцене было 27 различных педалей. Японское отделение фирмы Blue Note сделало несколько записей на концертах Джордана, проходивших 7, 8 и 9 ноября 1990 в городе Аояма. Диск с этими записями вышел в 1991 под названием STOLEN MOMENTS.
Одна часть любителей гитарного джаза считает Джордана гитаристом будущего. Другая половина видит в его игре музыкальную акробатику и стремление к ярким эффектам в ущерб музыкальности. В дальнейшем Стенли довольно активно начал использовать в своей работе множество спецэффектов, играя на различных, сделанных по спецзаказу, гитарах.
Летом 1993 была записана следующая работа Джордана, которая получила название BOLERO. На альбоме гитарист исполнил 6 различных интерпретаций знаменитого классического произведения Мориса Равеля, используя акустические и электрогитары, и гитарный синтезатор фирмы Casio. Диск был выпущен фирмой Arista в 1994.
Ныне Стенли - признанный авторитет в джазовом мире. Верит в целительную силу музыки. "Сегодня я чувствую постоянное желание донести мою музыку слушателям - не только в плане необходимости концертных выступлений, но и для вдохновения и душевного лечения. Бизнесмены и музыканты часто говорят на разных языках. Мне кажется, что я для себя нашёл хороший баланс. Я хорошо чувствую себя с музыкой, которую писал в начале моей карьеры и с той, которую пишу и играю сейчас, и на сегодняшний день я уверен, что ничто не сможет остановить меня играть и писать так, как я чувствую это внутри себя".