Slide Hampton / Слайд Хемптон
Американский джазовый тромбонист, композитор и аранжировщик. Критики считали его превосходным аранжировщиком, талантливым композитором и уникально одарённым тромбонистом. Как следует из его прозвища, он предпочитал использовать кулисный тромбон, хотя иногда играл на тубе и флюгельгорне.
Хемптон родился в семье Лауры (Laura) и Кларка "Дикона" Хемптона (Clarke "Deacon" Hampton), которые воспитали 12 детей. В 1938 Хемптоны перебираются в Индианаполис. Вся семья была очень музыкальной – папа, мама, восьмеро братьев и четыре сестры (две из которых Dawn Hampton и Virtue Hampton Whitted) – все играли на различных инструментах. Слайд был одним из немногих тромбонистов левшей. Дело в том, что в детстве ему вручили тромбон для левшей и поскольку никто особо ничего не объяснял ему, так он научился и продолжил играть на нём левой рукой. С 12 лет он играл в семейном ансамбле The Duke Hampton Band.
В 1952 в возрасте двадцати лет он принимает участие в концертах в Carnegie Hall в составе оркестра Лайонела Хемптона (Lionel Hampton).
В 1955-1956 Хептон присоединяется к р-н-б группе Бадди Джонсона (Buddy Johnson). Это сотрудничество приводит его в Нью-Йорк, где он привлекает внимание не только своим исполнительским мастерством, но и способностями аранжировщика. Вскоре он становится участником оркестра Мейнарда Фергюсона (Maynard Ferguson) (1957-1959), в котором он не только играет, но и пишет аранжировки для таких популярных мелодий, как "The Fugue", "Three Little Foxes" и "Slide's Derangement". После ухода от Фергюсона, Хемптон на некоторое время становится музыкальным директором певца Ллойда Прайса (Lloyd Price).
В 1958 в компании мастеров тромбона он участвует в записи классического альбома Мелбы Листон (Melba Liston) MELBA LISTON AND HER 'BONES. По мере роста репутации его всё чаще приглашают к сотрудничеству в свои коллективы такие звёзды джаза как Арт Блейки (Art Blakey), Тэдд Демерон (Tadd Dameron) в 1969, Барри Харрис (Barry Harris), Тэд Джонс (Thad Jones), Мэл Льюис (Mel Lewis) и Макс Роуч (Max Roach), для которых Хемптон среди прочего пишет оригинальные композиции и аранжировки. В 1962 он создаёт Slide Hampton Octet, в который приглашает трубача Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard) и тенор саксофониста Джорджа Колмена (George Coleman). Группа гастролирует по США и Европе, делает записи для нескольких лейблов.
В 1968 Хемптон гастролирует в составе оркестра Вуди Хермана (Woody Herman), после чего поселяется в Европе, где остаётся до 1977. Далее он преподаёт в Harvard, где становится артистом в резиденции в 1981, а также в University of Massachusetts, De Paul University в Чикаго и в Indiana State University. В этот период он руководит коллективом World of Trombones из девяти тромбонов и тремя ритм секциями; со-руководит группой Continuum – квинтетом с участием Джимми Хиса (Jimmy Heath), который исполняет в основном музыку Тэда Демерона (Tadd Dameron); фрилансит как писатель и исполнитель. В 1986 Хемптон появляется в "Play It Again, Russell" эпизоде The Cosby Show. Он также участвует в концерте, вышедшем на DVD Diana Ross Live! The Lady Sings... Jazz & Blues: Stolen Moments (1992).
4 июня 2006 в Нью-Йорке Хемптон представил свой первый концерт в The Tribeca PAC, посвящённый творчеству Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim) и в котором дебютировал Slide Hampton™ Ultra Big Band.
Хемптон проживает в East Orange, New Jersey. Он является дядей чикагского джазового трубача Фареза Уиттеда (Pharez Whitted).
В 2009 на свет появились четыре композиции расширенного формата под общим названием "A Tribute to African-American Greatness". В них была отдана дань уважения деятельности таких известных личностей как Nelson Mandela, Oprah Winfrey, Tiger Woods, Venus Williams, Serena Williams и Barack Obama. Слова песен были написаны Хемптоном в сотрудничестве с Тони Чарльзом (Tony Charles), а в аранжировках использовались фрагменты из музыки Телониуса Монка (Thelonious Monk), Тэда Джонса (Thad Jones), Эдди Харриса (Eddie Harris), Декстера Гордона (Dexter Gordon) и Гила Эванса (Gil Evans). Альбом этой музыки был записан в 2010. В дальнейшем были созданы ещё две оригинальные композиции Хемптона с его же аранжировками – "In Case of Emergency" и "The Drum Song". Эти и другие записи доступны исключительно в университетах и других учебных заведениях, сотрудничающих со Slide Hampton Musique Publishing.
В 1998 Хемптон становится обладателем награды Grammy в номинации "Best Jazz Arrangement Accompanying Vocalist(s)" как аранжировщик "Cotton Tail", исполненной вокалисткой Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater). Также он получил Grammy в 2005 в номинации "Best Large Jazz Ensemble Album" за альбом THE WAY: MUSIC OF SLIDE HAMPTON, THE VANGUARD JAZZ ORCHESTRA (Planet Arts), и получил ещё одну номинацию в 2006 за аранжировку "Stardust" для Dizzy Gillespie All-Star Big Band.
В 2005 на джазовом фестивале в Индианаполисе Хемптону были оказаны почести и организация Indianapolis Jazz Foundation ввела его имя в свой зал славы. В этом же 2005 по решению Национального совета по искусству (National Endowment for the Arts) Слайду Хемптону присудили наивысшую награду Америки в джазе – звание Мастера Джаза (NEA Jazz Masters Award).
Хемптон талантливейший аранжировщик и одарённый (левосторонний) тромбонист, чья карьера стала одной из выдающихся в джазе.