Scott Joplin / Скотт Джоплин
Американский композитор и пианист.
Джоплин считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти. За свою недолгую карьеру он создал один регтайм балет, две оперы и 44 регтайма, наиболее известный из которых - "Maple Leaf Rag". При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как "слишком белая", а белыми - напротив, как "слишком чёрная", не отвечавшая классическим канонам. Интерес к творчеству Джоплина возродился в 70-х. В 1977 о нём был снят биографический фильм "Скотт Джоплин", главную роль в котором сыграл Билли Ди Уильямс.
Скотт был вторым из шести детей в семье Джайлза Джоплина из Северной Каролины (родился около 1842) и Флоренс Гивенс из Кентукки (родилась около 1841). Старшего брата Скотта звали Монро, а двух младших — Роберт и Уилл, также в семье были две дочери. Отец Джоплина был рождён в рабстве и в 1863 получил свободу. Он любил музыку и поэтому одобрял стремление его детей заниматься музыкой.
Джоплины долгое время переезжают с места на место в поисках лучших условий для жизни. Побывав в Линдене, а затем в Джефферсоне, семья в конечном итоге обосновалась в Тексаркане, где отец трудится в железнодорожной компании, а мать работает уборщицей.
С самого детства Скотт проявляет способности к музыке, что было замечено соседом по дому, чернокожим музыкантом Дж. К. Джонсоном, который соглашается научить мальчика нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Уже в семилетнем возрасте Скотт хорошо играет на фортепиано. К 11 годам он научился с лёгкостью исполнять сложные произведения.
В 1880 Джайлз Джоплин уходит из семьи к другой женщине, оставив детей на попечение матери. Биограф Сюзан Кёртис в своей книге "Dictionary of Missouri Biography" придерживается мнения, что возможной причиной расставания родителей Джоплина мог стать тот факт, что Флоренс, которая любила петь и играть на банджо, поддерживала творческие начинания сына. Отец же настаивал на том, чтобы Скотт получал рабочую профессию, которая была бы стабильна и гарантировала хлеб в доме. При этом Джайлз сам когда-то занимался музыкой и играл на скрипке в былые годы рабовладельческого строя.
Джайлз продолжает поддерживать отношения с Флоренс, но никогда больше не живёт вместе с бывшей женой и детьми. Финансовое положение матери семейства становится отчаянным, ей и детям приходится спешно переехать в более дешёвый дом, сама она нанимается работницей в дом к зажиточным белым людям. Тем не менее дети продолжают получать образование, а Скотт — и уроки музыки. Старший сын Монро к тому времени уже был достаточно взрослым и зарабатывает себе на жизнь самостоятельно.
Юный Скотт растёт серьёзным и амбициозным мальчиком. Во время учёбы в школе одним из его преподавателей был Джулиус Вайс, профессор музыки, иммигрант из Германии. Вайс был поражён талантом Скотта Джоплина и, понимая отчаянное положение его семьи, занимается с ним бесплатно. В период с 1878 по 1883 учитель прививает Скотту любовь к народной музыке, классическим произведениям и опере. Вайс помогал оценивать музыку и как развлечение, и как искусство, кроме того он помогает семье приобрести подержанное фортепиано. Согласно воспоминаниям жены Скотта Джоплина, он никогда не забывал своего первого учителя, и позднее, будучи уже признанным композитором, оказывал Вайсу финансовую помощь. Вайс оказал большое влияние на Джоплина, как композитора. По словам Сюзан Кёртис, "образованный учитель сумел приоткрыть для юного Джоплина дверь в мир музыки, о которой тот и не подозревал".
В возрасте 16 лет Джоплин дебютирует в квартете The Texas Medley Quartette, который также включал его брата Уилла и ещё двух парней из Тексарканы. Их первое выступление состоялось в городке Кларксвилле и имело огромный успех. Тогда же Скотт начинает учиться играть на мандолине и гитаре.
Успев проявить себя во многих местных музыкальных событиях, в конце 1880-х годов Скотт бросает идею стать железнодорожным рабочим, и решает зарабатывать на жизнь в качестве гастролирующего музыканта. Отчасти это решение было связано со смертью матери в 1882. Об этом периоде его жизни известно мало. В июле 1891 он числился одним из членов ансамбля Texarkana Minstrels. Коллектив принимает участие в концерте, полученные средства от которого должны были пойти на установку памятника Джефферсону Девису. Возможностей чернокожему пианисту заявить о себе было мало. По большей части, такие музыканты играли в церквях и борделях. По данным некоторых исследователей, в то время Скотт Джоплин именно в таких заведениях Сент-Луиса и играет.
На Всемирной выставке 1893 в Чикаго, Скотт Джоплин собирает свой первый полноценный бенд, который исполняет музыку на корнетах. Чикагскую выставку в том году посетило более 27 миллионов человек, что в немалой степени отразилось на всей американской культуре и, в частности, способствовало популяризации регтайма. К 1897 этот музыкальный жанр был настолько распространён, что тогдашние издания описывали его как "зов дикой природы; музыка, которая взволновала и ускорила ритм жизни людей, выросших в городе".
После выставки, в 1894 Скотт Джоплин перебирается в город Седалия, округ Петтис, штат Миссури. Первое время ему приходится жить с семьёй Маршаллов. Артур Маршалл (Arthur Marshall), в то время 13-летний мальчик, становится впоследствии учеником Джоплина и композитором регтаймов.
В Седалии Скотт Джоплин работал музыкальным репетитором, его учениками были ставшие в дальнейшем признанными композиторами Артур Маршалл (Arthur Marshall), Скотт Хейден (Scott Hayden) и Бран Кемпбелл (Brun Campbell). По некоторым данным, Джоплин посещает колледж имени Джорджа Р. Смита, где мог изучать композицию. Однако биограф Эдвард Берлин пишет о том, что архивные записи колледжа сгорели в пожаре 1925, и нет никаких данных, свидетельствующих о том, что Джоплин действительно проходил там обучение. Кроме того, сомнителен тот факт, что маленький колледж для афроамериканцев мог предоставить курс музыкальных лекций.
Почти 10 лет Скотт Джоплин не имел постоянного места жительства. Он зарабатывает на жизнь выступлениями по всей округе и постоянно переезжает с места на место. Известно, что он играл в таких заведениях, как "Black 400" и "Maple Leaf Club", сольно и в качестве лидера секстета, исполнявшего танцевальную музыку. Небольшой концертный тур с The Texas Medley Quartette даёт возможность Джоплину накопить достаточно денег, чтобы издать в 1895 свои первые сочинения: песни "Please Say You Will" и "A Picture of Her Face". В 1896 поездка в Темпл, штат Техас, даёт возможность выпустить ноты ещё нескольких композиций, включая «Crush Collision March». Этот марш приурочен к событию, свидетелем которого Джоплин вполне мог быть — инсценировке столкновения поездов в вымышленном городе Краш 15 сентября.
Первый полноценный регтайм "Original Rags" был издан Джоплином в 1897. Композиция "Maple Leaf Rag" была опубликована в 1899, хотя есть сведения, что композиция была известна до этого. 10 августа 1899 Джоплин подписывает контракт с Джоном Стиллвеллом Старком, продавцом музыкальных инструментов, который позже становится его главным издателем. В контракте прописано, что Джоплину полагается один процент авторских отчислений с продажи "Maple Leaf Rag" по минимальной цене в 25 центов. В том же году Скотт Джоплин женится на Белль, свояченице Скотта Хейдена.
Некоторые биографы Джоплина сходятся на том, что "Maple Leaf Rag" являлся выдающейся для своего времени композицией. По одной из версий Джоплин становится первым композитором, продавшим миллион бумажных копий регтайма. Руди Блеш писал, что за первые 6 месяцев было распродано 75 тысяч копий и композиция стала первым инструментальным хитом Америки. Эдвард Берлин, напротив, считает, что изначально выпущенные 400 копий расходились в течение целого года и никакого дохода автору поначалу не приносили. Тем не менее "Maple Leaf Rag" стал своеобразным музыкальным столпом, на который равнялись все последующие композиторы этого жанра.
После переезда в начале 1900 в Сент-Луис у Скотта и Белль родилась дочь. Ребёнок, однако, скончался спустя несколько месяцев. Взаимоотношения с женой усугублялись отсутствием интереса с её стороны к музыке. В конечном итоге пара расстаётся и оформляет развод. Несмотря на разрыв отношений, композитору удаётся в этот период написать одни из своих самых знаменитых композиций: "The Entertainer", "March Majestic", "The Ragtime Dance".
В июне 1904 супругой Джоплина становится Фредди Александр из Арканзаса, 19-летняя девушка, которой он посвящает композицию "The Chrysanthemum". Фредди умерла 10 сентября 1904 из-за осложнения после простуды. Первой работой Скотта после потери любимой становится сочинение "Bethena, A Concert Waltz", который критики называют "очаровательным и прекрасным сочинением, по праву входящим в список лучших регтайм-вальсов".
Чуть позже Джоплину удаётся собрать команду из 30 музыкантов и создать свою первую регтайм-оперу "A Guest of Honor". Данных о количестве постановок и отзывах аудитории не сохранилось. Партитура этой оперы была конфискована в 1903 с его вещами за неуплату счетов, и теперь считается утраченной.
Его усилия в создании регтайм баллетов и регтайм опер приводят к неутешительно коммерчески провальным результатам, но некоторые простые регтайм мелодии становятся очень популярными. Неудачная женитьба, смерть ребёнка, смерть второй жены, безуспешные попытки признания его классическим композитором и быстрое ухудшение состояния здоровья, вызванное венерическим заболеванием, создали чрезвычайно грустную атмосферу последних лет его жизни.
Переехав в 1907 в Нью-Йорк, где, как ему казалось, он мог бы найти продюсера для своей новой оперы "Treemonisha", Скотт Джоплин знакомится с Лотти Стоукс, на которой женится в 1909. В 1911, так и не найдя издателя, Джоплин был вынужден сам финансировать постановку "Treemonisha" в упрощённом варианте - фортепиано и вокал. В 1914 Скотт и Лотти самостоятельно издают композицию "Magnetic Rag".
В 1915, в бесконечных попытках донести свою оперу до зрителя, он организовал выступление в репетиционном зале Гарлема. Публика, избалованная грандиозными европейскими оперными представлениями, холодно восприняла скромное творение Джоплина. Многие из аудитории просто вставали и уходили посреди музыкального номера. После такого провала Джоплин оказался банкротом. По мнению его биографов, он пожертвовал коммерческой составляющей в пользу искусства, но на тот момент эта сторона музыки почти не воспринималась чернокожим населением. "Treemonisha" была успешно поставлена в самых именитых театрах США лишь 60 лет спустя.
Биограф Вера Лоуренс пишет, что Джоплин уже тогда знал о своей прогрессирующей болезни - сифилисе. Не щадя здоровья, он денно и нощно записывал оркестровые партии для "Treemonisha", пока вся опера не была переложена на бумагу.
В следующем 1916 его болезнь вступает в финальную стадию, а также появляются признаки слабоумия. В январе 1917 его доставляют в психиатрическую клинику Манхэттена и несколькими месяцами позже в апреле 1917 он умирает в результате сифилитической энцефалопатии - деменции. Его похоронили на кладбище для бедняков, где могила оставалась необозначенной в течение 57 лет. Лишь в 1974 на кладбище Святого Майкла в Восточном Элмхёрсте было установлено надгробие с именем Скотта Джоплина.
В начале 70-х неожиданно регтайм становится популярным снова и музыка Джоплина, в частности, использование её в саунтреке к успешному фильму THE STING (1973), привлекает к нему внимание широкой аудитории. Такие его мелодии как "The Entertainer", "Elite Syncopations", "Solace I", "Solace II" и "Chrysanthemum" можно было услышать повсеместно, часто в довольно величественном исполнении Джошуа Рифкина (Joshua Rifkin) и других пианистов классического репертуара. Подобные версии без сомнения принесли бы их композитору огромное удовлетворение. Позднее признание Джоплина, как одного из основателей Третьего Течения (Third Stream Music), было подтверждено дольно успешной постановкой и записью оперы TREEMONISHA в постановке Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller) в Houston Grand Opera. Запись оперы была выпущена в середине 70-х. К сожалению большинство других расширенных работ Джоплина утеряны.
Сочинения
Классическая музыка, народные напевы, которые Джоплин с детства впитывал в Тексаркане, госпелы, спиричуэлзы, а также танцевальная музыка позволили композитору развить собственный стиль. Этот стиль, названный "регтаймом", включал как традиционные мотивы американской музыки, так и европейские черты. Несмотря на то, что новый жанр был популярен всего на протяжении примерно 25 лет, рэгтайм внёс значительный вклад в дальнейшее развитие джаза.
В период, когда Джоплин начинал учиться игре на музыкальных инструментах, в серьёзных музыкальных кругах к регтайму относились, как к музыке "вульгарной, пустой и бессмысленной, полной противоположностью работам мастеров с Tin Pan Alley". Однако Джоплину удалось облагородить жанр, регтайм перестал быть "музыкой, которую исполняли бродячие пианисты в дешёвых барах", но соединил в себе синкопированную ритмику афроамериканской национальной музыки и европейский романтизм.
По словам Мартина Уильямса, "регтайм стал афроамериканской версией польки с маршевыми элементами, присущими творчеству Джона Суза". Хотя в дальнейшем регтаймы послужили одной из основ джаза, Скотт Джоплин позиционировал свою музыку, как классическую, которую следует играть строго по нотам безо всяких импровизаций. Он считал, что регтайм — жанр композиторской музыки, и разрабатывается с той же тщательностью, что и, например, этюды Шопена, поэтому относиться к регтайму надо с подобающей серьёзностью.
Известно о сочинении Скоттом Джоплином музыки для кинофильма 1904 "The Gay Shoe Clerk".
Исполнительские навыки
Относительно навыков игры Джоплина на фортепиано мнения критиков неоднозначны. В выпуске газеты Седалии от 1898 говорилось, что музыкант владеет отличной фортепианной техникой. Сын издателя Джона Старка свидетельствовал, однако, о том, что Скотт был довольно посредственным пианистом и предпочитал сочинять музыку за столом, нежели за инструментом. Арти Мэттьюс вспоминал о том, "какое удовольствие доставляло музыкантам Сент-Луиса обыгрывать Джоплина в темпе и технике игры".
Джоплин не делал аудиозаписей при жизни, однако после него осталось семь перфорированных лент для механического пианино, которые были сделаны в 1916. Берлин пишет о том, что к моменту, когда Джоплин переехал в Сент-Луис, у него уже наблюдались признаки сифилиса, начались треморы и нарушения речи. Возможно, именно в связи с этим запись "Maple Leaf Rag", сделанная в июне 1916, была охарактеризована биографом Блешем, как "шокирующая в своей неорганизованности и неприятная на слух". Ряд критиков высказывал противоречивые мнения относительно качества игры Джоплина и степени сохранности самих перфорированных лент. Берлин же отзывается о ленте "Maple Leaf Rag" крайне негативно, но подчёркивает, что записи не отражают в полной мере мастерства композитора, так как были сделаны на закате лет Джоплина в период прогрессирующих болезней.
Наследие и отзывы
Джоплин и его последователи сумели дать развитие американской популярной музыке, обновили её звучание. По словам Скотта и Руткоффа, "синкопированность и ритмический драйв музыки Джоплина подкупили городских жителей, регтаймы выражали подлинную энергетику тогдашних американских городов".
Джошуа Рифкин писал, что "все работы Джоплина были проникнуты глубоким лиризмом, и даже в самых жизнерадостных его регтаймах чувствовались ноты отчаяния и меланхолии… мало что связывало стиль Джоплина и музыку его последователей". Историк Билл Раерсон говорил, что "Джоплин сделал для регтайма то же, что в своё время сделал Шопен для мазурки. Его мелодии были одновременно мучительными и прекрасными серенадами, напоминали и болеро, и танго одновременно". Сьюзан Кёртис писала, что "музыка Джоплина совершила революцию в американской культуре, освободив её от строгости и сдержанности викторианской эпохи".
Композитор и актёр Макс Морат говорил о том, что бо́льшая часть работ Джоплина при жизни самого композитора не снискала такой же популярности, как "Maple Leaf Rag", так как "нарастающая лирическая изысканность и сложные синкопы Джоплина оставались непонятыми для публики". Согласно биографу Йену Уиткомбу, Джоплин осознавал, что первая успешная композиция - "Maple Leaf Rag" - принесёт ему славу короля регтаймов, но он также понимал, что не станет сверхпопулярным при жизни. "Может, когда меня не будет в живых уже лет 25, обо мне начнут вспоминать", - сказал однажды Джоплин своему другу. Посмертная слава пришла к нему через 30 лет. Чуть позднее Руди Блеш написал работу, посвящённую Скотту Джоплину, об истории возникновения и развития регтаймов.
Как один из первых чернокожих композиторов популярной и классической музыки, Джоплин сумел проложить путь для последователей, чтобы те смогли донести свою музыку до любой аудитории. Биограф Флойд Левин отмечал, что "те немногие, кто осознаёт его величие, склоняют головы в печали, так как он был королём композиторов регтайма, он был человеком, который подарил Америке её национальную музыку".
Возрождение интереса к творчеству в 1970-х
После смерти Джоплина популярность его музыки пошла на спад, место регтайма занял джаз. Несмотря на это такие выдающиеся музыканты, как Томми Дорси в 1936, Джелли Ролл Мортон в 1939 и Рассел Робинсон в 1947, выпускали записи композиций Джоплина в своём исполнении. Композиция "Maple Leaf Rag" чаще всего появлялась на грампластинках.
В 1960-х началось постепенное возрождение интереса к классическому регтайму благодаря работам Требора Тихенора, Уильяма Болкома, Уильяма Олбрайта и Руди Блеша. В 1970 студия Audiophile Records выпустила два альбома в исполнении Ноки Паркера: "The Complete Piano Works of Scott Joplin" и "The Greatest of Ragtime Composers".
В 1968 Болком и Олбрайт сумели заинтересовать молодого дирижёра и музыковеда Джошуа Рифкина сочинениями Джоплина. Втроём они вели музыкальные вечера на радиостанции WBAI, посвящённые в том числе и регтайму. В ноябре 1970 Рифкин записал альбом под названием "Scott Joplin: Piano Rags", изданный компанией "Nonesuch" и распроданной тиражом в 100 000 копий в течение года, а в дальнейшем тираж альбома превысил 1 000 000 экземпляров. В хит-параде журнала Billboard от 28 сентября 1974 первая часть альбома достигла пятой строчки, его вторая часть заняла четвёртую позицию, а полная версия добралась до третьего места. Все сборники сумели продержаться в чарте 64 недели. В тот год музыкальные магазины впервые выставили альбомы с регтаймами на полки вместе с классической музыкой. В 1971 альбом Рифкина был номинирован на две премии Grammy: "Лучшее оформление пластинки" и "Лучшее инструментальное сольное выступление". Рифкин также участвовал в третьей номинации, не связанной с Джоплином, однако на церемонии 14 марта 1972 он не получил ни одной награды. В 1974 состоялся концертный тур Рифкина, который включал выступления для телеканала BBC. В 1979 Алан Рич писал в New York Magazine о том, что "Рифкину практически в одиночку удалось возродить творческое наследие Скотта Джоплина".
В январе 1971 музыкальный критик The New York Times Гарольд Шонберг написал статью под заголовком "Scholars, Get Busy on Scott Joplin!". Это послужило сигналом музыковедам вплотную заняться исследованием работ Джоплина и в конечном итоге признать гениальность композитора, непонятого при жизни.
В середине февраля 1973 Новоанглийский ансамбль регтаймов под управлением Гюнтера Шуллера записал альбом JOPLIN: THE RED BACK BOOK. На 16-й церемонии Grammy запись получила премию в номинации "Лучшее камерное исполнение", а также стала лучшим классическим альбомом 1974 по версии журнала Billboard. Позже оркестр записал ещё два диска: MORE Scott Joplin RAGS (1974) и THE ROAD FROM RAGS TO JAZZ (1975).
В 1973 продюсер Джордж Рой Хилл обратился к Рифкину и Шуллеру с просьбой написать саундтрек к его готовящемуся фильму "Афёра", однако они оба отвергли предложение сотрудничества. Тогда Хилл связался с композитором Марвином Хемлишем, который предложил в качестве музыки к фильму регтаймы Джоплина с небольшими корректировками. В итоге саундтрек к "Афёре" принёс Хемлишу 2 апреля 1974 года премию "Оскар" в номинации "Лучшая музыка к фильму". Его версия регтайма "Артист эстрады" достигла третьей строки хит-парадов журнала Billboard и American Top 40. Благодаря фильму работы Джоплина стали высоко цениться в музыкальных кругах, став "классическим феноменом десятилетия". Рифкин и Шуллер, однако, скептически отнеслись к успеху и наградам Хемлиша за "музыку, которую он сам не сочинял, и аранжировки, которых не создавал".
22 октября 1971 части из "Treemonisha" были представлены на концерте в Линкольн-центре. На сцене выступали Рифкин, Болком, пианистка Мэри Лу Уильямс, а также группа вокалистов. 28 января 1972 была организована постановка оперы с оркестровками композитора Томаса Андерсона и хореографией Кетрин Данем. Певцам аккомпанировал симфонический оркестр Атланты под управлением Роберта Шо. В февральском номере The New York Times за 1972 Гарольд Шонберг отметил, что "возрождение интереса к творчеству Джоплина продолжается в полную силу". В мае 1975 "Treemonisha" была поставлена Гюнтером Шуллером в Хьюстон Гранд Опера и выдержала несколько представлений. Затем в октябре и ноябре оперу показывали на Бродвее.
В 1974 королевский театр оперы и балета Ковент-Гарден под руководством Кеннета Макмиллана осуществил постановку одноактного балета "Elite Syncopations" по мотивам произведений Джоплина. В том же году свет увидела ещё одна балетная постановка по произведениям Джоплина: "Красная книга" с хореографией Джона Клиффорда.
Награды и почётные звания
1970: имя Скотта Джоплина включено Национальной академией популярной музыки США в Зал славы композиторов.
1976: Джоплин посмертно награждён Пулитцеровской премией за особый вклад в развитие американской музыки.
1983: Почтовой службой США в рамках серии "Black Heritage" выпущена серия марок, посвящённая культурному наследию чернокожих жителей Америки, и в том числе Скотту Джоплину (двадцатицентовая марка вышла 9 июня).
1989: на Аллее славы в Сент-Луисе открыта звезда Скотта Джоплина.
2002: собрание перфорированных лент для механического пианино с записанной на них игрой Джоплина начала 1900-х включено Национальным комитетом сохранения аудиозаписей в Национальный реестр звукозаписи Библиотеки Конгресса США.