Ray Conniff / Рэй Коннифф
Рэй Коннифф получил известность как организатор ансамбля, поразившего слушателей необычным сочетанием инструментов оркестра и человеческих голосов. Вокалисты Рэя Конниффа пели в унисон с трубами, тромбонами и саксофонами, придавая звучанию новый, неожиданный характер.
Родился в семье музыкантов — тромбониста и пианистки. Коннифф с детства учился играть на тромбоне. В юности дебютировал как тромбонист в оркестре Банни Беригена (Bunny Berigan) трубача, организовавшего во второй половине 30-х свой коллектив. Закончив Джульярдскую школу по классу фортепиано, Коннифф становится аранжировщиком. Инструментованные им пьесы звучали в знаменитых джаз-оркестрах Арти Шоу (Artie Shaw) и Боба Кросби (Bob Crosby's Bobcats).
Во время Второй мировой войны он служил аранжировщиком на радио вооружённых сил (Armed Forces Radio). После войны работал аранжировщиком в оркестре Гарри Джеймса (Harry James). С появлением моды на стиль би-боп стали распадаться большие оркестры, и отказавшись делать аранжировки в подобном стиле, в течение двух лет занимался изучением теории популярной музыки. Однако увлечение джазом у Конниффа сосуществовало со стремлением работать и в сфере популярной музыки. И в 1950 он создаёт свой ансамбль, состоящий из смешанного хора и свингового биг бенда. В 1954 музыкант подписал контракт с «Columbia Records», а через пять лет, в 1959-м основал The Ray Conniff Singers (12 женщин и 13 мужчин).
Первые пластинки нового коллектива, отличавшиеся самобытностью аранжировок, своеобразием интерпретаций, оригинальными приёмами звукозаписи, принесли ему большой успех. Уже первый альбом коллектива 'S WONDERFUL провёл в топ-40 американского чарта 12 месяцев. Чрезвычайно успешным был первый из четырёх рождественских CHRISTMAS WITH CONNIFF (1959). Почти через 50 лет после его выпуска — в 2004 — Рэй Коннифф был посмертно награждён платиновым альбомом. Другие известные релизы Singers включали Ray Conniff’S HAWAIIAN ALBUM (1967), с хитом «Pearly Shells», и BRIDGE OVER TROUBLED WATER (1970), в который вошли оригинальные композиции Рэя «Someone», и ремейки таких хитов, как «All I Have to do is Dream», «I’ll Never Fall in Love Again» и «Something».
Один за другим выходят в свет диски хора и оркестра Рея Конниффа, на которых в необычных обработках были представлены не только широко известные классические произведения, мелодии песен, получивших популярность в 20-30-х, но и композиции, родившиеся позже. Высоко оценивая индивидуальный почерк ансамбля, американская критика отмечала, что Рею Конниффу удалось ввести в популярную музыку новый стиль, получивший название "радостный ритм" ("хэппи бит").
Музыкально различными моментами в карьере Рэя Конниффа являются два альбома, которые он подготовил в сотрудничестве со старым другом Билли Баттерфилдом (Billy Butterfield). Альбом CONNIFF MEETS BUTTERFIELD (1959) с соло на трубе Баттерфилда и небольшой ритм-группой; и альбом JUST KIDDIN' AROUND (с оригинальной композиции Кониффа 1940), выпущенный 1963, в котором соло на тромбоне исполнил сам Рэй. Оба альбома представляют чисто лёгкий джаз без вокала.
В 1966 Коннифф и его оркестр выпустили альбом SOMEWHERE MY LOVE, ставший их самым успешным альбомом в США (достиг 9-й строчки в American Top 40). Успеху диска способствовало то, что на нём была представлена переаранжированная Конниффом мелодия Мориса Жарра для фильма «Доктор Живаго» («Laura’s Theme»). Альбом также достиг верха двадцатки в США и стал платиновым, а Коннифф выиграл GrAMMy. Сингл и альбом достигли высоких позиций в хит-парадах международных (Австралии, Германии, Великобритании, Японии).
В 1969 Коннифф три недели возглавляет UK Albums Chart с альбомом «His Orchestra, His Chorus, His Singers, His Sound». Рей Коннифф выпустил у себя на родине более пятидесяти пластинок. Программа одной из них - "Рей Коннифф в Москве", состоящая из произведений советских композиторов, была записана в 1974 на Всесоюзной студии грамзаписи с ансамблем "Мелодия", вокальным квартетом "Улыбка" и певцами Московского камерного хора под руководством Владимира Минина.
Если на первых порах певцы Конниффа исполняли "песни без слов", то есть использовались чисто инструментально, то впоследствии они обратились и к песням в обычном понимании. Такое обращение, не нарушая неповторимости ансамбля Рея Конниффа, придало его программам разнообразие и расширило его творческий диапазон. Последний диск оркестра Рэя Конниффа DO RAY PARA O REI вышел в 2000, однако до сих пор в мире продолжают выходить компиляции из его произведений.
Музыкант скончался 12 октября 2002 года на 86-м году жизни. Музыкальный стиль Конниффа заключается в сочетании большого хора человеческих голосов, которые разложены на небольшое число партий, при этом все группы голосов дублируют партии аккомпанирующих или солирующих музыкальных инструментов, тембрально дополняя их звучание.