Peter Apfelbaum / Питер Апфельбаум
Американский авангардный джазовый пианист, тенор саксофонист, ударник и композитор.
Наиболее известен как лидер Hieroglyphics Ensemble. Наиболее комфортно чувствует себя, играя с музыкантами, которые смешивают авангардные исследования с народной музыкой других культур. Он широко известный мультиинструменталист и композитор. Тремя его основными инструментами являются тенор саксофон, фортепиано и ударные, но он делал записи и играл на концертах на широком спектре перкуссионных, духовых и других инструментов. Он является автором сюит как для различных артистов, включая Дона Черри (Don Cherry), так и для группы из 17 участников The Hieroglyphics Ensemble.
Он начал играть на барабанах, когда ему было три года, и переключился на фортепиано и саксофон, когда ему было девять. Подростком он играл в Беркли, в 1975 основал Berkeley Arts Company (квартет) и играл с Berkeley High Jazz Ensemble. Первый состав Hieroglyphics Ensemble Апфельбаум впервые сформировал в 1977.
Апфельбаум сделал свой вклад в развитие сцены авангардного джаза и мировой музыки периода конца 1970-х и в 1980-е. В 1978 он стал выпускником Berkeley High School, где вместе с ним учился джазовый пианист Бенни Грин (Benny Green). В конце 70-х он перебрался в Нью-Йорк и в период 1978-1982 работал с Эдди Джефферсоном (Eddie Jefferson), Карлой Блэй (Carla Bley), гастролировал с Уорреном Смитом (Warren Smith) и Карлом Бергером (Karl Berger). В этот же период Апфельбаум прошёл обучение и начал выступать с музыкантами, вовлечёнными в работу Creative Music Studio в Woodstock, New York.
В 1981 он вернулся в Bay Area, где сформировал The Hieroglyphics Ensemble, с которым сделал несколько записей для лейблов Antilles и Gramavision. В составе группы играли музыканты из Сан-Франциско, включая Джеффа Крессмана (Jeff Cressman), Уилла Бернарда (Will Bernard), Норберта Стачела (Norbert Stachel), Джессики Джоунс (Jessica Jones), Тони Джоунс (Tony Jones), Пека Элмонда (Peck Almond), Дезона Клейборна (Dezon Claiborne), Джоша Джоунса (Josh Jones), Джайя Уттала (Jai Uttal) и другие. В начале 1990-х вместе с The Hieroglyphics Ensemble он играет на разогреве перед основным концертом The Grateful Dead. В 1991 его альбом SIGNS OF LIFE, записанный с The Hieroglyphics Ensemble, поднялся до No. 14 в списке лучших альбомов современного джаза журнала Billboard. Апфельбаум, который , также работал (среди прочих) с Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), Наной Васконселос (Nana Vasconcelos) и Джимом Пеппером (Jim Pepper). В 1990 Апфельбаум снова гастролирует и записывается с Черри в составе группы Multikulti, играет на пианино и саксофоне.
Его новый проект New York Hieroglyphics в 2005 выпустил альбом IT IS WRITTEN с участниками оригинальной группы, а также с участием таких приглашённых исполнителей как Дафнис Прието (Dafnis Prieto), Джош Роузман (Josh Roseman) и Абдулай Диабате (Abdoulaye Diabate).
Его композиции и выступления оказали влияние на многих артистов современной джаз фьюжн сцены. Его музыка рекомбинирует и синтезирует множество элементов и мировой музыки (включая различные фрагменты западных музыкальных традиций) с идиомами экспериментального джаза. По поводу того, как рождается его музыка, Апфельбаум сказал: "Мой словарь отражает тот факт, что я начал музыкальную жизнь барабанщиком, юношей изучал джазовую теорию, блюз и музыку госпел, затем впитал африканскую музыку и латину, много слушал современную классическую музыку, работал в стилях R&B, реггей, блюз, латину, африканскую музыку, джаз, фанк, музыку Среднего Востока и Индии, насколько себя помню, всегда восхищался тем, как различные звуки удивительным образом могут сочетаться друг с другом".