Omer Avital / Омер Авитал
Израильский композитор, виртуозный басист, исполнитель джаза на арабской лютне, титулованный обозревателями Лос-Анджелос Таймс как "первопроходец в области объединения джаза с элементами world music, арабскими и еврейскими мотивами" - и свыше десятилетия - неутомимый музыкант-гастролёр. Газета The New York Times написала, что музыка, которую играет группа мистера Авитала - одна из наиболее необычных и оригинальных из всего того, что играется в городе Нью-Йорке.
Омер родился в Израиле, в семье выходцев из Йемена и Марокко. Его музыкальное окружение с раннего дества было исключительно пёстрым и разнообразным - израильский фольклор смешивался с арабскими мелодиями и европейскими гарморниями, а церковные песнопения йеменских евреев - с популярными средиземноморскими напевами и египетской музыкой. Ливанские, турецкие, греческие песни - всё это накладывалось на традиционные еврейские религиозные обряды (в традициях сефардов или ашкенази). Ну и конечно, на формирование художественного вкуса Омера Авиталя влияла западная блюзовая традиция, евро-поп и классический американский джаз.
Музыкальное образование он начал получать с одиннадцати лет по классу классической гитары при Givatayim Conservatory. После поступления в Thelma Yellin, ведущую израильскую высшую школу искусств, Авитал переключился на акустический бас, и начал изучение джазовой аранжировки.
С 17 лет Авитал начинает выступать профессионально, принимая участие в коллективах, исполнявших как джаз, так и поп и фолк музыку. Он регулярно появляется на общенациональном телевидении, выступает по радио, принимает участие в джазовых фестивалях. Один год он проводит в рядах вооружённых сил Израиля, где играет в составе Israeli Army Orchestra.
В 1992 Авитал переехал в Нью-Йорк и постепенно добился признания как бассист международного класса и бэндлидер. В различных составах ему довелось играть с Ройем Хайнсем (Roy Haynes), Джимми Коббом (Jimmy Cobb), Нэтом Эддерли (Nat Adderley), Уолтером Бишопом младшим (Walter Bishop, Jr.), Элом Фостером (Al Foster), Кенни Гарреттом (Kenny Garrett), Стивом Гроссманом (Steve Grossman), Джимми Лавлейсом (Jimmy Lovelace) и Рашидом Али (Rashied Ali). В 1994 начинается его сотрудничество с пианистом Джейсоном Линднером (Jason Lindner) и после серии выступлений в Smalls Jazz Club в Greenwich Village они решают создать собственную группу и биг бенд.
В 1995 и 1996 Авиталь заявляет о себе на нью-йоркской джазовой сцене благодаря серии выступлений в составе прорывных групп без фортепиано в джаз-клубе Smalls, включая классический секстет с четырьмя саксофонами, басом и барабанами, попеременно включавший саксофонистов Майрона Уолдена (Myron Walden), Марка Тернера (Mark Turner), Грегори Тарди (Gregory Tardy), Джоэла Фрама (Joel Frahm), Чарльза Оуэнса (Charles Owens), Гранта Стюарта (Grant Stewart), Джея Коллинза (Jay Collins) и Джимми Грина (Jimmy Greene), а также барабанщиков Али Джексона (Ali Jackson), Джо Штрассера (Joe Strasser) и Дэниела Фридмана (Daniel Freedman). О нём начинают часто писать в The New York Times.
Некоторые из этих сессий были записаны и выпущены на лейбле Smalls. В 1997 Impulse! Records выпустил сборник "Jazz Underground: Live at Smalls", в котором было представлено несколько записей квартета Авиталя. В следующем году он подписывает контракт на запись своего дебютного альбома "Devil Head", который так и не был выпущен.
Таким образом его дебютным альбомом в 2001 становится "Think With Your Heart", который Авитал создаёт с участием Грегори Тарди (Gregory Tardy), Джея Коллинза (Jay Collins), Майрона Уолдена (Myron Walden), Джоэла Фрама (Joel Frahm), Джимми Грина (Jimmy Greene), Джошуа Левитта (Joshua Levitt), Дэниела Фридмана (Daniel Freedman) и Марлона Браудена (Marlon Browden). После записии Авиталь начал активно гастролировать вместе с такими признанными "китами" американской джазовой сцены как Винтон Марсалис (Wynton Marsalis), Кенни Джаррет (Kenny Garrett), Брайан Блейд (Brian Blade), Джошуа Рэдмен (Joshua Redman) и другими.
Именно с этого времени Омер особенно заинтересовался своим собственным арабским культурным наследием и музыкальными традициями сефардских евреев, в том числе старинными андалузскими напевами.
В 2003 Авиталь вернулся на родину в Израиль, где в течение трёх лет изучает основы классической композиции, теорию арабской музыки, традиционную израильскую музыку и учится играть на арабской лютне. Вернувшись в Нью-Йорк в 2005, Омар Авитал посвятил себя работе с основным составом его Ансамбля - как композитор, исполнитель и бэндлидер. Он выпускает три альбома, два из которых содержат архивные записи из клуба Smalls, а третий был записан с его группой Third World Love.
В 2006 альбом Авитала "Asking No Permission" попал в топ 10 многих списков популярности. "Итак, мы не сошли с ума, - писал Бен Рэтлифф в New York Times, - наконец, вот доказательство того, что секстет Омера Авитала, который играл в Смоллз перед небольшой, но преданной публикой в конце 90-х, действительно было хорошо ".
В 2008 Авиталь был удостоин медали Премьер министра Израиля - одной из наиболее престижных наград в этой стране. ведь узыка Авиталя не только исключительно оригинальна и самобытна, главное, что в ней всегда является противоречивый и прекрасный портрет его родины.
В 2009 Авитал и Равид Кахалани (Ravid Kahalani) сформировали Yemen Blues, ансамбль world music, который объединил йеменскую музыку с фанком, блюзом и джазом. В 2011 Yemen Blues выпустили свой дебютный альбом "Yemen Blues". В дополнение к игре на басу и уде Авитал становится продюсером и аранжировщиком этого проекта. Он оставался с Yemen Blues до 2012.
В 2012 Авитал выпускает два альбома - с Аароном Голдбергом (Aaron Goldberg) и Али Джексоном-младшим (Ali Jackson, Jr.): "Yes! Trio". Вторая работа Авитала "Suite of the East" была встречена критиками с большим воодушевлением и радиостанция TSF Jazz назвала этот диск лучшим альбомом 2012.
В 2013 на французском лейбле Plus Loin Music он выпустил свой альбом "New Song". В США альбом был издан на Motéma Music и поступил в продажу 4 ноября 2014. Мировая премьера следующего альбома Авитала "Abutbul Music" состоялась в марте 2016 на парижском лейбле Jazz Village Harmonia Mundi.
Его последний проект связан с новым циклом Debka Fantasia , в котором аранжировки израильских мелодий заставляют вспомнить их арабские корни, древние плачи и песнопения, и мелодику еврейских молитв. Цикл делится на пьесы для камерного исполнения, концерт для контрабаса с оркестром и большую музыкальную пьесу "Песнь земли".