Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Neal Hefti / Нил Хефти

Американский джазовый трубач, композитор, автор песен и аранжировщик. Один из наиболее влиятельных аранжировщиков музыки биг бендов в 40-х и 50-х. Он написал музыкальную тему для телевизионного сериала "Batman" в 60-х, музыку к фильму "The Odd Couple" (1968) и последовавшему за ним одноимённому сериалу. Хефти родился в обедневшей семье. Он вспоминал, как на праздники его семья рассчитывала только на благотворительность. Играть на трубе он начал в 11 лет в школе и к старшим классам во время летних каникул уже играл в составе местных оркестров, чтобы помочь семье сводить концы с концами. Хефти иногда бывал в городе Omaha, куда приезжали с гастролями музыканты из Нью-Йорка. "Как-то приехал в город Каунт Бейси (Count Basie), и я был впечатлён игрой Гарри Эдисона (Harry Edison) и Бака Клэйтона (Buck Clayton). И хочу сказать, что меня очень впечатлил Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), когда он приехал с Кэб Кэллоуэй (Cab Calloway). Меня поразили эти три трубача из тех, кого я лично видел… Я думаю, что Гарри Эдисон (Harry Edison) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) наиболее уникальные трубачи из тех, кого я слышал". В 1939 в 16 лет он уже пишет аранжировки вокальных баллад для местных Микки Маус групп, типа оркестра Нэта Таулеса (Nat Towles). Гарольд Джонсон (Harold Johnson) вспоминал, что первое, что написал Хефти, были аранжировки песен "Swingin' On Lennox Avenue" и "More Than You Know", и очень популярная аранжировка "Anchors Aweigh". Некоторый материал, который он создал ещё в школе, использовал позднее Ёрл Хайнс (Earl Hines). За два дня до окончания школы в 1941 Нил получил приглашение отправиться на гастроли в составе оркестра Дика Барри (Dick Barry), с которым он уехал в New Jersey. Буквально после двух выступлений его уволили, т.к. он не умел читать с листа. Он застрял без денег в New Jersey. К счастью, он нашёл работу в оркестре Боба Астора (Bob Astor). Ударник оркестра Шелли Манн (Shelly Manne) вспоминал, что уже тогда его способности аранжировщика всех достаточно впечатлили: "Мы расположились вместе в одном номере. И вечером было нечем заняться там, где мы остановились – в Budd Lake. Он спросил: "Что будем делать вечером?" А я ответил: "А почему бы тебе не написать аранжировки на завтра?" Он просто взял нотную бумагу, без основной мелодии, чистую, рас – партия трубы, рас – партия тромбона, и мы всё сыграли на следующий день. Готовые аранжировки. Я никогда не забуду этого, я не верил своим глазам. Я вытаращился на него. Это было какой-то фантастикой". Но ещё несколько следующих лет он не относился к аранжировке серьёзно и был сконцентрирован на игре на трубе. Но травма заставила его покинуть оркестр Боба Астора (Bob Astor) и он остановился ненадолго в Нью-Йорке. В конце 1942 он играл с Бобби Бёрном (Bobby Byrne), а затем присоединился к Чарли Барнету (Charlie Barnet), для которого написал классическую аранжировку "Skyliner". В Нью-Йорке Нил крутился возле клубов на 52 улице. У него не было денег, чтобы попасть в клуб, поэтому Хефти украдкой пробирался на кухню, откуда мог слушать игру таких мастеров, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Именно на кухне он познакомился со многими бибоперами и другими ведущими музыкантами. Он уехал из Нью-Йорка с гастролями на Кубу в составе румба группы Лэса Либера (Les Lieber). Вернувшись в 1943, присоединился к оркестру под управлением Чарли Спивака (Charlie Spivak), с которым впервые добрался до Калифорнии, где были назначены съёмки. Он влюбился в этот регион и решил остаться здесь. В 1944 несколько месяцев он играет в оркестре Хораса Хейдта (Horace Heidt), пока не знакомится с Вуди Херманом (Woody Herman), который тоже приехал сделать несколько снимков. Хефти входит в состав прогрессивного оркестра, получившего название Первая Толпа (First Herd), в качестве трубача. Оркестр Хермана отличался от всех предыдущих коллективов. Хефти говорил, что это был его первый по-настоящему джазовый оркестр: "Должен сказать, что я столкнулся с джазом тогда, когда вошёл в состав Вуди Хермана (Woody Herman), потому что он был действительно джаз-ориентированным. У них были записи. Это был первый оркестр, где музыканты брали с собой в дорогу записи.. Записи Дюка Эллингтона (Duke Ellington)… Диски Вуди Хермана (Woody Herman) и Чарли Барнета (Charlie Barnet) … Впервые я настолько погрузился в джаз. Впервые я почувствовал, что до этого лишь отдалённо был связан с джазом". Он играл в секции труб, но его вклад как аранжировщика был более значимым, нежели его игра. Для Хермана он пишет аранжировки многих наиболее популярных записей, включая "The Good Earth" и "Wild Root", и в соавторстве с Ральфом Бёрнсом (Ralph Burns) "Caldonia". В 1946 Хефти пишет аранжировки для не очень успешного оркестра Билли Баттерфилда (Billy Butterfield) и такого же недолговечного оркестра Чарли Вентуры (Charlie Ventura). В конце 40-х он пишет для одного из самых лучших составов Гарри Джеймса (Harry James). В середине 50-х вместе с Эрни Уилкинсом (Ernie Wilkins) и Нэтом Пирсом (Nat Pierce) он принимает участие в формировании нового, более напряжённого стиля для оркестра Каунта Бейси (Count Basie), что приводит к полной переоценке музыки биг бендов, в особенности в Великобритании. В течение 50-х и 60-х Хефти много работает над созданием музыки для кино и телевидения, включая тему для американского телевизионного сериала 'Batman'), и, хотя тематика большинства работ этого периода во многом зависела от запросов окружающей среды, было множество моментов, когда он писал свои работы с отголосками своего джазового наследия. В эти годы и в дальнейшем в 70-е Хефти периодически собирает биг бенды для выступлений в клубах, концертов и студийных записей. Традиции точной, дисциплинированной подготовки к работе с большими составами, в которой Хефти был одним из лучших представителей, можно проследить и в работе Сэма Нестико (Sam Nestico). Подобный серьёзный подход стал очень популярен во многих колледжах и университетах по обе стороны Атлантики. Хефти умер от рака горла 11 октября 2008 в своём доме в Toluca Lake, California, в возрасте 85 лет. Его похоронили на кладбище Forest Lawn - Hollywood Hills Cemetery. На могиле высечена эпитафия: "Навсегда в мелодии" ("Forever In Tune").
13:56