Marc Antoine / Марк Антуан
Французский джазовый гитарист.
Его исполнительский стиль своими корнями уходит в традиции европейской цыганской музыки, которая в свою очередь впитала влияния греческой, арабской, персидской, турецкой, словацкой румынской, немецкой, датской, французской, испанской и даже еврейской музыкальных культур.
Марк родился в Париже. Родители приобрели Марку первую гитару, когда тому исполнилось 11 лет. Страсть к изучению инструмента родилась после того, как он увидел игру одного из своих приятелей. К 13 годам его отец был настолько впечатлён успехами сына, что решил отправить Марка на учёбу в Conservatoire de Paris, где он смог бы изучать классическую гитару. Во время учёбы Антуан черпал вдохновение у своих преподавателей Андреса Сеговии (Andrés Segovia) и Джона Уилльямса (John Williams). Он также учился в Edouard Paiteron College и в International School of Classical Guitar.
Нелёгкая проблема выбора встала перед Антуаном в 17 лет. Он был на распутье. Ему необходимо было определиться – посвятить жизнь своему увлечению гитарой или стать профессиональным пловцом. Так как он уже успел получить несколько наград за свою игру на гитаре, он всё же решил стать гитаристом и включил в круг своих музыкальных интересов не только классику, но и джаз, рок, афро и поп музыку. В этот период Марк начал играть в составе местных коллективов в Brittany, France. Летом 1981 несчастный случай едва не поставил крест на его только начинавшейся карьере музыканта. Марк играл в доме с собакой и нечаянно разбил стекло в двери. Хирург, удалявший осколки стекла из левой руки, сказал, что его шансы снова играть на гитаре практически равны нулю.
Однако, страстное желание снова играть на любимом инструменте помогло Марку в течение последующих трёх лет пройти через изнурительный процесс реабилитации и в 1984 он возвращается на сцену, начинает выступать в парижских клубах и записывается с такими исполнителями, как Филипп Пети (Philippe Petit), Шарлели Кутюр (Charlelie Couture), Джилл Каплан (Jill Kaplan), Франц Галл (France Gall) и Рэй Лема (Ray Lema). В этом же году Марк заглянул к своему хирургу и сыграл на гитаре, продемонстрировав ему своё полное восстановление. В 1988 25-летний Марк перебирается в Лондон, где входит в состав студийной группы вокалистки Баси (Basia), сотрудничает с лондонскими коллективами The Reggae Philharmonic Orchestra, Soul II Soul, Pato Banton и General Public.
Также он становится участником расцветающей лондонской сцены эйсид джаза. В поисках новых впечатлений Марк отправился в международное турне, которое привело его в Токио, где он решает задержаться на некоторое время и вскоре становится востребованным сессионным музыкантом. В конце 90-х Антуан снова меняет место жительства, избрав на этот раз Лос-Анджелес. За 12 лет своего пребывания в этом городе он сотрудничает с такими знаковыми исполнителями, как Стинг (Sting), Селин Дион (Celine Dion), Род Стюарт (Rod Stewart), Шер (Cher), Джордж Бенсон (George Benson), проект Guru's Jazzmatazz, группа Take 6 и другими. Антуан стал автором музыки и исполнителем некоторых номеров в саундтреках к нескольким кинофильмам, среди которых Get Shorty (Достать коротышку, 1995), The Fan (Фанат, 1996), Patch Adams (Целитель Адамс, 1998), Midnight in the Garden of Good and Evil (Полночь в саду добра и зла, 1997), Demolition Man (Разрушитель, 1993), Celtic Pride (Баскетбольная лихорадка, 1996).
В этот период он работал с такими известными продюсерами как Томми ЛиПума (Tommy LiPuma), Филипп Сесс (Philippe Saisse), Маркус Миллер (Marcus Miller), Майк Пела (Mike Pela), Гай Рош (Guy Roche) и Стокер (Stoker). В 1994 в Лос-Анджелесе с выходом первого альбома CLASSICAL SOUL на лейбле NYC/GRP Records началась успешная сольная карьера Антуана. Альбом был создан с заметным влиянием американской поп музыки и хип-хопа. Используя нейлоновые струны на своей акустической гитаре, практически в каждую композицию альбома Марк привнёс влияние фламенко. Альбом добился заметного успеха на рынке контемпорери джаза Америки, а композиция "Unity" стала настоящим радио хитом.
В 1995 появилась вторая самостоятельно спродюсированная работа Антуана URBAN GYPSY. Вся работа по написанию материала, записи в студии и продюсированию заняла всего два месяца. Марк ставил перед собой цель сделать мелодии более доступными для новых слушателей. Две композиции "Latin Quarter" и "Sand Castle" попали в ротации джазовых радиостанций. Следующий диск MADRID (GRP Records, 1998) становится плодом совместных продюсерских усилий с известным джазовым трубачом Риком Брауном (Rick Braun). Несмотря на достаточно прохладные отзывы критиков, два сингла с этого альбома – "Sunland" и "Madrid" и по сей день находятся в ротациях некоторых джазовых радиостанций.
При создании следующего альбома UNIVERSAL LANGUAGE Антуан черпал вдохновение в африканской, кельтской и европейской драм-н-бейс музыкальных культурах. Для записи этого амбициозного проекта он пригласил в студию музыкантов со всего мира, с которыми познакомился во время своих гастрольных поездок, что придало альбому удивительный интернациональный колорит. Продюсером альбома выступил Филипп Сесс (Philippe Saisse). Наибольшего успеха Антуан добился с альбомом CRUISIN' (2001), последней его работой для GRP Records. На диске представлен великолепный кавер хита Серджио Мендеса (Sérgio Mendes) "Mas Que Nada", известными радио хитами стали композиции "On The Strip" и "Cruisin'.
В 2003 свет увидел диск MEDITERRANÉO, выпущенный на лейбле Rendezvous Entertainment. Работа была создана с сильным преобладающим влиянием латиноамериканской музыки и была хорошо принята критиками. Хитами на радио становятся заглавная композиция и "Cubanova". На альбоме также представлен кавер композиции "Lady" группы Everything But The Girl. В этом же 2003 он избрал своим местом жительства Мадрид, откуда родом его супруга Ребекка (Rebeсca). Следуя примеру и пути своего джазового идола трубача Майлса Девиса (Miles Davis), Марк сделал попытку найти новые направления развития современного джаза, записав в 2005 MODERN TIMES. Для работы над этим альбомом Антуан пригласил в студию мастера электронных инструментов Девида Ферреро (David Ferrero), привнесшего клубную атмосферу в его музыку, отмечая способность Ферреро придать необходимое звучание классической гитаре Марка. Успеха на радиостанциях добивается композиция "Bella Via". На альбоме также представлена первая вокальная попытка Антуана – исполненная на французском языке кавер версия песни Стинга "La Belle Dame Sans Regrets".
В 2007 появился HI-LO SPLIT (Peak Records), на котором представлена кавер версия R&B хита "Spooky", а также соло на мексиканской гитаре со стальными струнами. Хитом на радио становится "For A Smile". 21 сентября 2010 на собственном лейбле Марка Frazzy Frog Music выходит MY CLASSICAL WAY. На первом сингле "Dreamer" представлены клавишник Филипп Сесс (Philippe Saisse) и вокалистки Жасмин Рой (Jasmine Roy) и Ребека Вега (Rebeca Vega). В компиляцию THE VERY BEST OF Marc Antoine (GRP Records, 2003) входят его самые известные композиции. стный альбом FOREIGN XCHANGE (Peak Records, 2009) с известным гитаристом и композитором Полом Брауном (Paul Brown).
Композиции Марка Антуана неоднократно занимали первые строчки в списках популярности в категории радиохитов современного джаза журнала Billboard. В 1995 музыкант был отмечен наградой Best New Artist of The Year R&R (Radio & Records), за которой в 1998 последовала Gavin Award. Он неоднократно номинировался на престижные джазовые награды в США и Канаде. В 2010 был удостоен American Smooth Jazz Awards в номинации International Artist of the Year. Марк Антуан активно гастролирует с такими известными музыкантами, как Дэйв Коз (Dave Koz), Крис Ботти (Chris Botti), Джефф Лорбер (Jeff Lorber), Девид Бенуа (David Benoit), Крис Стендринг (Chris Standring), Лерри Карлтон (Larry Carlton) и др., а также выступает или работает на студии с легендами джаза – Питером Эрскайном (Peter Erskine), Джимми Хеслипом (Jimmy Haslip), Майком Мейниэри (Mike Mainieri), Дейвом Валентином (Dave Valentin), Кристианом МакБрайдом (Christian McBride), Марком Игеном (Mark Egan).
Музыкант с гордостью отмечает, что легендарный Джордж Бенсон (George Benson) упомянул его, как одного из своих любимых гитаристов.
В 2012 Антуан перенёс серьёзную операцию на сердце, во время которой было исправлено ослабленное предсердие, вызывавшее проблемы с фибрилляцией. Затем в 2014, после нескольких ошибочных диагнозов, он перенёс операцию на руке, что избавило его от судорог и дрожания пальцев. Один из его пальцев левой руки сводило судорогой, вызывая невыносимую боль, когда он пробовал играть на гитаре. К счастью Антуан преодолел все проблемы со здоровьем и теперь чувствует себя достаточно энергичным как в музыкальном плане, так и в жизни в целом.
Хотя многие его успешные работы (включая HI-LO SPLIT, MY CLASSICAL WAY, GUITAR DESTINY и FOREIGN XCHANGE) были созданы и записаны в Мадриде, Антуан ощущал стилистическую ограниченность в силу того, что местные европейские музыканты были всё же сильно укорены в поп музыку и фламенко. Ему сильно не хватало той джазовой свободы, которую он ощущал во время выступлений в Калифорнии. Возможно это была одна из причин, по которой он в 2015 покинул Мадрид, в котором прожил последние 12 лет, и переехал в Южную Калифорнию, где записал свой дебют LAGUNA BEACH для Woodward Avenue Records, посвящённый своему новому дому.
Альбом был создан в дуэте с коллегой по лейблу Полом Брауном (Paul Brown), хотя большая часть рабочего материала была записана в Мадриде в домашней студии Антуана, где он играл на гитарах с нейлоновыми и стальными струнами, электро гитаре и перкуссии. Кроме Брауна для работы в студию в качестве основного ритм ядра были приглашены Горден Кемпбелл (Gorden Campbell) (ударные), Роберто Валли (Roberto Vally) (контрабас) Марко Баски (Marco Basci) (клавишные). Также в записи композиции “The Wrecking Crew” участвовали басист Арманд Сабал-Лекко (Armand Sabal-Lecco), новый сосед Марка саксофонист Грег Вейл (Greg Vail), перкуссионисты Гамби Ортиз (Gumbi Ortiz) и Ричи Гайяте Гарсия (Richie Gajate Garcia); особый гость Филипп Сесс (Philippe Saisse) – клавиши на “Why Not”, “Deixa” и “New Morning”; Браун сыграл соло на электро гитаре в “This and That”; трубач Рик Браун (Rick Braun) сыграл на “Minority”; и датский мастер гармоники Тим Уэлваарс (Tim Welvaars) на “Deixa”.