Lena Horne / Лина Хорн
Американская танцовщица, актриса, вокалистка и борец за гражданские права. Динамичная исполнительница с поразительно элегантным стилем, чья карьера продлилась более 70 лет. В 16 лет она начала петь в хоре в Cotton Club и выступать в ночных клубах, после чего перебралась в Голливуд, где снялась в нескольких эпизодических ролях, а в 1943 исполнила более существенные роли в фильмах "Cabin in the Sky" и "Stormy Weather". Из-за её активной политической позиции, которая шла в разрез с идеями маккартизма, Хорн попадает в чёрные списки и сталкивается с невозможностью найти работу в Голливуде.
Она возвращается к своим корням клубного исполнителя, принимает участие в Марше на Вашингтон в августе 1963, продолжает выступать в клубах и на телевидении и выпускает несколько хорошо воспринятых альбомов. В марте 1980 она объявляет о своём уходе из шоу бизнеса, но уже в следующем году блистает в сольном шоу "Lena Horne: The Lady and Her Music", которое выдержало более трёх сотен представлений на Бродвее. В дальнейшем она гастролирует по стране со своим шоу, получает множество наград и почестей. В 90-х она периодически записывается и выступает, исчезает с поля зрения в 2000.
В жилах Хорн течёт кровь афро-американцев, коренных американцев и европейцев американского происхождения и принадлежала к высокообразованному верхнему слою среднего класса. Её отец Edwin Fletcher "Teddy" Horne, Jr. (1893–1970) был одной из ключевых фигур в игровом бизнесе. Он покинул семью, когда Лине исполнилось три года, и перебрался жить в район Hill District в городе Pittsburgh, Pennsylvania. Её мама Edna Louise Scottron (1894–1976) была внучкой изобретателя Samuel R. Scottron; была актрисой в темнокожей театральной труппе и много гастролировала. Бабушка Эдны по материнской линии Amelie Louise Ashton была рабыней из Сенегала. Хорн росла в основном со своими бабушкой и дедушкой - Cora Calhoun и Edwin Horne.
Когда Хорн исполнилось пять лет, её отправили жить в штат Georgia. Несколько лет она путешествовала со своей мамой. С 1927 по 1929 она проживала со своим дядей Френком Хорн (Frank S. Horne), работавшим деканом в Fort Valley Junior Industrial Institute (сейчас часть Fort Valley State University) в Fort Valley, Georgia. Позднее он стал советником президента Рузвельта. Далее она недолго проживает с мамой в Атланте, а когда ей исполнилось 12 лет, они вернулись в Нью-Йорк. Лина становится ученицей общественной школы для девочек Girls High School в Бруклине. Но когда школу сделали общей и для мальчиков, Лина бросает учёбу, так и не получив диплома. В 18 лет Лина переезжает в дом отца в Pittsburgh, где остаётся в течение пяти лет и берёт уроки у местных Билли Стрейхорна (Billy Strayhorn) и Билли Экстайна (Billy Eckstine).
Свой профессиональный дебют в качестве участницы хора она делает в конце 1933 в гарлемском Cotton Club в Нью-Йорке. Весной 1934 она получает роль в шоу Cotton Club Parade, звездой которого была Аделаида Холл (Adelaide Hall), которая берёт Лину Хорн под своё крыло. Среди кумиров, на которых ровнялась Лина, были Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Кеб Келлоуэй (Cab Calloway), Билли Холидей (Billie Holiday) и Харольд Арлен (Harold Arlen) - композитор её будущего большого хита "Stormy Weather".
Свой дебют на Бродвее она делает в 1934, получив роль 'A Quadroon Girl' в шоу "Dance With Your Gods", а также появляется в шоу "Blackbirds Of 1939" Лью Лесли (Lew Leslie), в котором она исполнила номер Митчелла Периша (Mitchell Parish) и Семми Фейна (Sammy Fain) "You're So Indifferent", но к сожалению шоу выдержало лишь девять представлений.
В 1935-1936 она становится ведущеё вокалисткой полностью темнокожего Society Orchestra под управлением Нобла Сиссла (Noble Sissle), с которым она гастролирует и делает несколько записей (выпущены лейблом Decca) и который с Юби Блейком (Eubie Blake) впоследствии написал для неё несколько хитовых песен, включая "Shuffle Along" и "I'm Just Wild About Harry".
В январе 1937 она выходит замуж за Луиса Джордана Джонса (Louis Jordan Jones). 21 декабря 1937 у пары рождается дочь Гейл (Gail (позднее становится известной писательницей Gail Lumet Buckley)). Также у них был сын Эдвин (Edwin Jones: 7 февраля 1940 – 12 сентября 1970), умерший от заболевания почек. В 1938 она принимает участие в низкобюджетном мюзикле "The Duke is Tops", позднее переименованном в " The Bronze Venus" с именем Хорн в заголовке.
Приблизительно в 1940 брак Хорн и Джонса дал трещину и они прекратили совместное проживание. Официально они развелись в 1944. В 1940-1941 Хорн гастролирует в составе свингового оркестра Чарли Барнета (Charlie Barnet), исполняя такие номера как "Good For Nothin' Joe" и "You're My Thrill". Иногда, когда оркестр Барнета выступал на юге Штатов, Хорн приходилось ночевать в гастрольном автобусе. Такое положение дел её не устраивало и она покидает Барнета. В 1941 Хорн снимается короткометражке "Boogie Woogie Dream", в которой также были представлены пианисты Пит Джонсон (Pete Johnson) и Альберт Эммонс (Albert Ammons).
Хорн всегда была активной участницей движения по борьбе за гражданские права (Civil Rights Movement). Она находит работу в Cafe Society в Нью-Йорке и сотрудничает с Полом Робсоном (Paul Robeson). После периода выступлений в Cafе Society в Downtown Нью-Йорка Хорн заменяет Дайну Шор (Dinah Shore) в качестве ведущей вокалистки в популярном джазовом сериале The Chamber Music Society of Lower Basin Street на NBC. Резиденты этого шоу Генри Левайн (Henry Levine) и Пол Лавал (Paul Laval) записываются с Хорн в июне 1941 для RCA Victor. Хорн покидает шоу спустя шесть месяцев и в январе 1942 она дебютирует в ревю по типу шоу в Cotton Club в голливудском клубе Little Troc, располагавшемся на Sunset Strip, которым руководил Феликс Янг (Felix Young), бывший менеджер Cafe Trocadero (Los Angeles). Позднее в этом ревю её сменила одна из сестёр Кини - актриса Бетти Кини (Betty Keene).
Буквально через несколько недель после начала ревю на Хорн обращает внимание Роджер Иденс (Roger Edens), музыкальный обозреватель MGM Pictures и бывший аккомпаниатор Этель Мерман (Ethel Merman). Он представляет её продюсеру Артуру Фриду (Arthur Freed) и Лина подписывает контракт с Metro-Goldwyn-Mayer. В своём первом фильме для MGM "Panama Hatti" (1942), в котором в главной роли снялась Мерман, Хорн исполнила песню Кола Портера (Cole Porter) "Just One Of Those Things" и румбу "The Sping". Чтобы сделать её кожу более светлой во время работы над фильмом, в студии использовали специальный грим под названием 'Светлый Египтянин'. Во время съёмок Хорн называла себя ‘сепиа Хедай Ламарр’. Следующие два фильма с её участием: "Cabin In The Sky" и "Stormy Weather" (оба 1943), расцениваются как её лучшие работы в кино. В "Stormy Weather", который был частично основан на жизни Аделаиды Холл (Adelaide Hall), Хорн исполнила заглавную песню.
Тем не менее, она никогда не получала главные роли из-за цвета своей кожи. Более того, все фильмы с её участием редактировались для показа в кинотеатрах, где были запрещены фильмы с участием темнокожих артистов. В результате большинство ролей Хорн были автономными эпизодами, которые не оказывали существенного влияния на остальную часть фильма, поэтому редактирование не приводило к сбою сюжетной линии. Заметным исключением была полностью чёрная музыкальная "Cabin In The Sky" , хотя один номер из этого фильма был вырезан перед выходом картины в прокат, потому что цензура посчитала его слишком наводящим на размышления: Хорн, принимая ванну с пеной, исполняла номер "Ain't It the Truth". Эта сцена и песня были представлены в фильме "That's Entertainment! III" (1994), в котором также был приведён комментарий Хорн о том, почему сцена была удалена до выхода фильма. Лина Хорн стала первым афро-американцем, избранным для участия в совете директоров гильдии киноактёров.
С ноября 1944 она была занята в эпизодической роли клубной певицы в популярном радио сериале "Suspense", хотя в этой роли она больше говорила, чем пела. В 1945 и 1946 Хорн поёт с оркестром Билли Экстайна (Billy Eckstine). В фильме "Ziegfeld Follies" (1946), она исполняет "Love" авторов Хью Мартина (Hugh Martin) и Ральфа Блейна (Ralph Blane).
В течение Второй мировой она участвовала в турне, где выступала перед американскими солдатами и немецкими военнопленными. Хорн отказывалась выходить на сцену, если темнокожим солдатам не позволяли присутствовать на её концертах. Руководство американской армии разрешило присутствие темнокожих солдат, но усаживало их на задних рядах импровизированного концертного зала, а белые американцы и пленные немцы сидели в первых рядах. В таких случаях Хорн сходила со сценических подмосток, отправлялась в зал и начинала выступать перед первым рядом темнокожих, оставляя белых за своей спиной.
В 40-х хитами в исполнении Хорн становились песни "Stormy Weather" и две песни Арлена "'Deed I Do" и "As Long As I Live". Она также записывается с некоторыми громкими именами эры свинга, среди них Арти Шоу (Artie Shaw), Кеб Кэллоуэй (Cab Calloway) и Тедди Уилсон (Teddy Wilson). В декабре 1947 в Париже она выходит замуж за пианиста, аранжировщика и дирижёра студии MGM Ленни Хейтона (Lennie Hayton), который становится её менеджером и музыкальным директором. Совместное проживание они прекратили в 60-х, но так и не развелись до его смерти в 1971. В своей автобиографии "Lena", записанной с её слов Ричардом Шикелем (Richard Schickel), она рассказывала о том огромном прессинге, который они испытывали как межрасовая пара. Позднее в интервью "Ebony" (в мае 1980) она отметила, что вышла замуж за Хейтона, чтобы получить возможность продвигать свою карьеру и пересечь "цветную линию" в шоу бизнесе.
В течение жизни у Хорн были романы с Арти Шоу (Artie Shaw), Орсоном Уэллесом (Orson Welles), Винсентом Минелли (Vincente Minnelli) и боксёром Джо Луисом (Joe Louis). У Хорн были продолжительные дружеские отношения с Билли Стрейхорном (Billy Strayhorn), за которого, по её словам, она бы вышла замуж, если бы он был гетеросексуалом. С 1946 по 1962 Хорн проживала в St. Albans, Queens в Нью-Йорке. В числе её соседей были Фетс Уоллер (Fats Waller), Каунт Бейси (Count Basie), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и другие джазовые знаменитости.
Хорн выбрали для проб на роль Джулии Лаверн (Julie LaVerne) в MGM версии 1951 года "Show Boat". Необходимо отметить, что в 1946 она уже исполняла песню "Show Boat" в фильме "The Clouds Roll By", но на эту роль утвердили Аву Гарднер (Ava Gardner), которая в реальной жизни была подругой Хорн. Хорн утверждала, что это было связано с запретом Производственного кодекса на межрасовые отношения в фильмах, но источники MGM заявили, что она никогда не рассматривалась для этой роли. В документальном фильме "That's Entertainment! III", Хорн заявила, что руководители MGM потребовали, чтобы Гарднер практиковала свой вокал, используя записи Хорн, что было оскорбительно для обеих актрис. В конечном счёте вокальную партию Гарднер исполнила актриса Аннетт Уоррен (Смит) (Annette Warren (Smith)), чей вокал был наложен поверх пения Гарднер.
В напоминание о её успехах в кино мюзиклах 40-х и 50-х (среди которых были "Thousands Cheer", "Swing Fever", "Broadway Rhythm", "Two Girls And A Sailor", "Ziegfeld Follies", "Till The Clouds Roll By", "Words And Music", "Duchess Of Idaho" и "Meet Me In Las Vegas") она просто исполняла удачные номера без всяких перестановок сценического антуража, что чрезвычайно радовало дистрибьюторов южных штатов.
Некоторое время в 50-х Лина Хорн попадает в чёрные списки, возможно за её постоянное участие в движении борьбы за гражданские права, но в особенности за её дружбу с Полом Робсоном (Paul Robeson), который симпатизировал коммунистам. Впоследствии она отказалась от своих симпатий в сторону коммунизма. По иронии, она была на самом пике своей творческой силы в это время и хотя у неё не было больше возможности появляться на телевидении и сниматься в кино, она продолжала записываться и выступать в ночных клубах, что всегда было её сильной стороной. Свидетельством тому может служить диск Lena Horne AT THE WALDORF ASTORIA. В программу этого альбома попали песни от стандартов типа "Mood Indigo" до новинок "New Fangled Tango". На диске LENA AT THE SANDS было представлено попури из песен Ричарда Роджерса (Richard Rodgers), Оскара Хаммерштайна II (Oscar Hammerstein II), Джуля Стайна (Jule Styne) и И Уай Йип Харбурга (E.Y. ‘Yip’ Harburg). В списке 30-ти лучших альбомов США побывали GIVE THE LADY WHAT SHE WANTS и PORGY AND BESS с Гарри Белафонте (Harry Belafonte). Песня "Love Me Or Leave Me", написанная Гасом Каном (Gus Kahn) и Уолтером Доналдсоном (Walter Donaldson) для Рут Эттинг (Ruth Etting), которая впервые спела её в 1928 в бродвейском шоу "Whoopee", в исполнении Хорн попадает в US Top 20 синглов в 1995.
В 50-е она исполнила всего лишь две заметные роли для MGM: в фильме "Duchess of Idaho" (который стал последней лентой для Элеанор Пауэлл (Eleanor Powell); и мюзикл 1956 "Meet Me in Las Vegas". В 1957 Хорн получает свою первую главную роль на Бродвее, где она сыграла Саванну (Savannah), в мужской роли был Рикардо Монтальбан (Ricardo Montalban), в мюзикле Арлена/Харбурга (Arlen/Harburg) "Jamaica".
Со смертью Хейтона в 1971 она работает меньше. В 1978 Хорн снимается в версии фильма "The Wizard Of Oz" - "The Wiz", в котором были задействованы только темнокожие актёры, включая Дайану Росс (Diana Ross) и Майкла Джексона (Michael Jackson) в главных ролях. Режиссёром картины становится её приёмный сын Сидней Ламет (Sidney Lumet).
Покинув Голливуд, Хорн вновь заявляет о себе как о ведущей клубной вокалистке пост-военного периода. Она выступает в клубах и отелях Соединённых Штатов, Канады и Европы, включая Sands Hotel в Las Vegas, the Cocoanut Grove в Los Angeles, и the Waldorf-Astoria в New York. В 1957 её концертный альбом Lena Horne AT THE WALDORF-ASTORIA становится бестселлером среди записей вокалисток лейбла RCA Victor в тот период. В 1958 Хорн становится первой темнокожей женщиной, получившей номинацию на Tony Award в категории "Best Actress in a Musical" (за роль в мюзикле "Jamaica"), в котором, по просьбе Лины, также была задействована её давняя подруга Аделаида Холл (Adelaide Hall).
С конца 50-х и в 60-е следует череда телевизионных шоу и записей. Хорн появляется в таких программах, как "Kraft Music Hall", "The Ed Sullivan Show", "The Dean Martin Show", "The Bell Telephone Hour", "The Judy Garland Show", "The Hollywood Palace" и "The Andy Williams Show". Кроме участия в двух специальных передачах для BBC, Хорн в 1969 блистает в собственном телевизионном проекте "Monsanto Night Presents Lena Horne". В этот период художник Пит Хоули (Pete Hawley) рисует её портрет по заказу RCA Victor, на котором ему удаётся передать настроение её исполнительского стиля.
Она возвращается на киноэкраны в 1969 с драматической ролью певицы Клер Куинтаны (Claire Quintana) в фильме "Death Of A Gunfighter", в котором главная мужская роль досталась Ричарду Уидмарку (Richard Widmark).
В 1970 совместно с Гарри Белафонте (Harry Belafonte) она ведёт часовое шоу "Harry & Lena" для ABC; в 1973 совместно с Тони Беннеттом (Tony Bennett) Лина ведёт шоу "Tony and Lena". В дальнейшем Хорн и Беннетт вместе гастролируют по США и Великобритании с совместным шоу. В 1976 в программе "America Salutes Richard Rodgers" она исполняет попурри из песен Роджерса вместе с Пегги Ли (Peggy Lee) и Виком Дамоном (Vic Damone). Несколько раз Хорн появляется в "The Flip Wilson Show". Кроме того, в 70-е Хорн играет саму себя таких телевизионных передачах, как "The Muppet Show", "Sesame Street" и "Sanford and Son", в 1985 выступает в "The Cosby Show", а в 1993 в "A Different World".
Летом 1980 63-летняя Хорн объявляет о своём решении покинуть шоу бизнес и в течение двух месяцев прощается с публикой серией бенефисов, которые спонсируются женским сообществом Delta Sigma Theta. Эти концерты были представлены как прощальный тур Хорн, хотя её выход на пенсию длился почти год. В 1979 она получает почётную докторскую степень Гарвардского университета (Harvard University).
13 апреля 1980 Лина Хорн, Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) с ведущим Джином Келли (Gene Kelly) должны были выступить в гала концерте в Metropolitan Opera House. Самолёт, в котором летел Паваротти, развернули над Атлантикой и он не смог появиться. Тогда почётным гостем был приглашён Джеймс Нидерландер (James Nederlander) и всего три человека сдали свои билеты в кассу. Нидерландер попросил познакомить его с Линой после её выступления.
В мае 1981 представители The Nederlander Organization Майкл Фрезиер (Michael Frazier) и Фред Уолкер (Fred Walker) приглашают Хорн на месячный ангажемент в Nederlander Theatre на West 41st Street в Нью-Йорке. Автобиографическое шоу "Lena Horne: The Lady And Her Music" собирает полные залы в Nederland Theatre и ангажемент был продлён на 14 месяцев, что становится бродвейским рекордом для шоу одной исполнительницы. Шоу приносит Хорн несколько наград включая особую Tony Award за "Distinguished Achievement In The Theatre", Drama Desk Award, New York Drama Critics’ Special Award, New York City's Handel Medallion, Dance Theatre of Harlem's Emergence Award, две премии Grammy и NAACP Springarn Award. 333 представление было дано в 65 день рождения Хорн 30 июня 1982. На этой же неделе она исполнила шоу ещё раз под запись для телевидения и выпуска на видеокассетах.
Через несколько дней в праздничный День независимости 4 июля 1982 Хорн начинает свой тур с этим шоу, посетив 41 город в США и Канаде, закончив его 17 июня 1984.
В течение августа 1984 с программой своего шоу она выступает в Adelphi Theatre в Лондоне, где оно пользуется не меньшим успехом. 14 сентября 1984 последний концерт состоялся в Стокгольме.
Несмотря на значительный успех шоу, она не воспользовалась новым интересом к своей карьере и не стала участвовать в новых музыкальных проектах. Совместная записи 1983 года Хорн и Френка Синатры (Frank Sinatra), спродюсированная Куинси Джонсом (Quincy Jones), была в конечном счёте отвергнута, а её единственной студийной записью этого десятилетия становится MEN IN MY LIFE (1988), на которой были представлены дуэты с Семми Девисом младшим (Sammy Davis, Jr.) и Джо Уильямсом (Joe Williams). В 1989 она получила премию Grammy Lifetime Achievement Award.
В 90-е Хорн более активно работает в студиях звукозаписи. После её выступления в 1993 в честь музыкального наследия её хорошего друга Билли Страйхорна (Billy Strayhorn) (давнего соратника Дюка Эллингтона (Duke Ellington)) на US JVC Jazz Festival в следующем году она решает записать альбом, состоящий в основном из песен Страйхорна и Эллингтона, под названием WE'LL BE TOGETHER AGAIN. В поддержку этого альбома проходят концерты в нью-йоркском Supper Club и Carnegie Hall, которые становятся её заключительными выступлениями.
В том же году Хорн также исполнила песню "Embraceable You" для альбома DUET II Френка Синатры (Frank Sinatra). Хотя альбом в значительной степени вызвал негативные отзывы критики, дуэт Синатры и Хорн стал одним из его основных моментов. В 1995 был выпущен концертный альбом, посвященный её выступлению в Supper Club (впоследствии получивший премию Grammy за лучший альбом джазового вокала). В 1998 Хорн выпустила ещё один студийный альбом под названием BEING MYSELF. После этого Хорн прекращает исполнительскую деятельность и в значительной степени исчезает из поля зрения публики, хотя и возвращается в студию звукозаписи в 2000, чтобы записать вокальные треки для альбома CLASSIC ELLINGTON Саймона Реттла (Simon Rattle).
Причиной её смерти становится хроническая сердечная недостаточность. Церемония прощания состоялась в St. Ignatius Loyola Church на Park Avenue в Нью-Йорке. Отдать дань любви и уважения пришли тысячи поклонников её таланта и множество друзей, среди которых были Leontyne Price, Dionne Warwick, Liza Minnelli, Jessye Norman, Chita Rivera, Cicely Tyson, Diahann Carroll, Leslie Uggams, Lauren Bacall, Robert Osborne, Audra McDonald и Vanessa Williams. Её тело было кремировано.