Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Lee Ritenour / Ли Ритенаур

Американский джазовый гитарист и композитор, один из самых востребованных студийных музыкантов, принял участие более чем в 3 000 сессий, начиная с 1976 более 30 раз попадал в списки популярных хитов современного джаза. Плодовитый Ритенур утвердился как один из ведущих мировых джазовых фьюжн гитаристов.

Исполнитель широкого профиля в стилях джаз, фанк, фьюжн, рок, бибоп и др. Выпустил более 40 сольных и совместных альбомов, с 1991 по 1997 входил в состав джазового квартета Fourplay. В 1986 был удостоен премии Grammy за пластинку HARLEQUIN (1985), записанную совместно с Дэйвом Грусином (Dave Grusin), а в 2011 получил награду ECHO Award (немецкий аналог Grammy) как лучший международный инструменталист. За свой стиль игры на гитаре, чистоту звукоизвлечения и скорость получил прозвище "Captain Fingers" — "Капитан Пальцы".

Ритенур родился в 1952 в Лос-Анджелесе, гитару начал осваивать с 6 лет, позднее обучался у таких мастеров, как Говард Робертс (Howard Roberts), Кристофер Паркенинг (Christopher Parkening) и Джо Пасс (Joe Pass). Первая студийная запись у Ли состоялась в возрасте 16 лет совместно с группой The Mamas & the Papas, тогда же Ритенур и получил своё прозвище "Капитан Пальцы" за мастерское владение гитарой.

В ранние годы он находился под большим влиянием таких мастеров лёгкого стиля, как Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Джо Пасс (Joe Pass) и Барни Кэссэл (Barney Kessel), но со временем разработал свой собственный отличительный звук и плавный стиль. После окончания университета Южной Калифорнии в возрасте 21 года он работал преподавателем гитары в музыкальной школе Southern California School of Music. С 1973 Ритенур становится востребованным студийным гитаристом в Лос-Анджелесе. Список его сессионных работ впечатляет, но наибольшую известность получили проекты с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Гато Барбиери (Gato Barbieri), Сонни Роллинзом (Sonny Rollins), Оливером Нельсоном (Oliver Nelson), группой Steely Dan, Стэнли Кларком (Stanley Clarke) и другими. Журнал Guitar Player дважды называл его "Лучшим студийным гитаристом" (Best Studio Guitarist).

"Когда я начал работать в студии, — рассказывал Ритенур, — они просили меня звучать, как и все другие гитаристы. Но я имел своего рода мужество, чтобы идти дальше. Там очень много сессионных музыкантов, которые всегда звучат так же, как и все остальные. Очень трудно студийному музыканту найти идентичность. Но я начал искать свою, и, в конце концов, нашёл её".

Сольная карьера началась с выхода дебютного альбома FIRST COURSE в 1976, который является превосходным примером джаз-фанк звука 70-х. За ним последовали альбомы CAPTAIN FINGERS, THE CAPTAIN'S JOURNEY (1978) и FEEL THE NIGHT (1979). В 1979 его приглашают для работы над несколькими композициями, вошедшими в альбом THE WALL группы Pink Floyd, в частности, Ритенур исполнил гитарные партии в одном из самых тяжёлых номеров "Run Like Hell" и сыграл на ритм гитаре в "One of My Turns", хоть и не указан в списке игравших музыкантов.

В 80-х Ритенур начал всё сильнее использовать элементы поп музыки в своём творчестве, начиная с альбома RIT (1981). Он использовал дисторшн звук своей сделанной по спец заказу гитары Ibanez LR-10. Этот диск попал в семь различных музыкальных списков популярности, включая ритм-н-блюз, диско и джаз. Композиция "Is It You" с вокалом Эрика Тэгга (Eric Tagg) достигла № 15 в списках поп музыки, № 27 в списках музыки соул и № 15 в списках современной музыки журнала Billboard. Поп-ориентированное направление сохранилось и в альбомах RIT/2 (1982) и BANDED TOGETHER (1984), хотя инструментальный диск ON THE LINE (1983) представил музыку больше в кроссовер стиле. Игру Ритенура на ритм гитаре можно услышать в хитовой теме "Funkin' for Jamaica" Тома Брауни (Tom Browne).

Дальнейший период был ознаменован творческими поисками для Ритенура, он продолжал записывать альбомы, экспериментировал в жанрах латиноамериканской (особенно, бразильской) поп-музыки. В этот период он присоединяется к GRP Records, работая с одним из основателей лейбла Доном Грусином (Don Grusin) в группе Friendship. В 1985 совместно с пианистом и совладельцем GRP Дэйвом Грусином (Dave Grusin) он записывает великолепный HARLEQUIN - свой первый диск для лейбла GRP Records. На этом альбоме он играет в основном на акустической гитаре, кроме того, в работе над диском принял участие бразильский вокалист Иван Линс (Ivan Lins). Эта работа принесла премию Grammy в номинации "Лучшая инструментальная аранжировка".

При создании альбома EARTH RUN (1986) Ритенур использовал 9 различных гитар, включая SynthAxe, гитару Valley Arts и акустическую Gibson Chet Atkins. Для работы над альбомом он впервые пригласил Фила Перри (Phil Perry), который представлен в композиции "If I'm Dreaming, Don't Wake Me", в которой также играли Девид Фостер (David Foster) и Морис Уайт (Maurice White).

Следующая работа Ритенура PORTRAIT (1987) иногда отдаёт сильным привкусом смус джаза. Для записи этого альбома были приглашены группа The Yellowjackets, Джаван (Djavan) и Кенни Джи (Kenny G).

Альбом бразильской музыки с сильным влиянием смус джаза FESTIVAL появился в 1988. В работе над ним Ритенур использовал акустическую гитару с нейлоновыми струнами. Следующий диск COLOR RIT был создан с этим же настроением. Полная смена направления в сторону прямолинейного джаза произошла в следующей работе STOLEN MOMENTS. Здесь звучание Ритенура можно сравнить со звуком таких мастеров как Уэс Монтгомери (Wes Montgomery). Ритенур играет со своими давнишними партнёрами саксофонистом Эрни Уоттсом (Ernie Watts), пианистом Аланом Бродбентом (), басистом Джоном Патитуччи (John Patitucci), использовавшем только акустический контрабас, и ударником Харви Мэйсоном (Harvey Mason).

"Я думаю, что есть определённый уровень зрелости у некоторых музыкантов, которые, может быть, чувствуют ограниченность современных вещей, — размышлял Ритенур в интервью Down Beat после выпуска в 1990 своего джазового альбома STOLEN MOMENTS. — Может быть, нам нужно подышать свежим воздухом, немного отдохнуть". Критики были застигнуты врасплох записью, в которой не хватало технологий и бразильского влияния, распространённого в его предыдущих альбомах. "Это настоящий джаз, выполненный в высоком стиле, который не знает сроков", — писал Stereo Review.

STOLEN MOMENTS отражал отказ Ли Ритенура от процесса клонирования, который он видел в тенденции звукозаписывающих компаний последовательно выпускать на рынок повторяющийся тип альбомов. Guitar Player оценил музыканта за его оригинальность: "Гораздо больше, чем перепевы старых стилей, альбом искрится свежестью, музыкант стремится опробовать новые идеи в более свободной обстановке".

В 1991 Райтнор вместе с джазовым пианистом Бобом Джеймсом (Bob James) основал квартет Fourplay, в группу также вошли басист Натан Ист (Nathan East) и ударник Харви Мейсон (Harvey Mason). Для Warner Brothers они выпускают два соул/джаз/фанк фьюжн альбома FOURPLAY и BETWEEN THE SHEETS. Несмотря на громкий успех коллектива (Fourplay были несколько раз номинированы на премию Grammy), в 1998 Ритенур решил отказаться от участия в группе в пользу сольной карьеры, и на его место пришёл Ларри Карлтон (Larry Carlton). Свою любовь и уважение к Уэсу Монтгомери (Wes Montgomery) он выразил в альбоме WES BOUND (1993), на котором исполнил ковер версии композиций своего кумира. С этим альбомом Ритенур возглавляет джазовые списки популярности журнала Billboard. В 1994 увидел свет альбом, созданный в сотрудничестве с гитаристом Ларри Карлтоном (Larry Carlton) под названием LARRY & LEE.

В 2000-х продолжал записывать альбомы, а также принимал участие в 8-й, 9-й и 10-й ежегодных церемониях Independent Music Awards в качестве члена жюри, оценивающего выступления независимых музыкантов.

В феврале 2004 Ритенур реализовал проект, в котором он попытался сделать своеобразный обзор своей карьеры. Он пригласил в студию музыкантов, с которыми он сотрудничал в различное время. Альбом получил название OVERTIME. Он был записан в студии перед небольшим числом публики и был выпущен в начале 2005 в форматах аудио CD, двойного-DVD или HD DVD. В записи этого концертного диска приняли участие Дейв Грузин (Dave Grusin), Патрис Рашен (Patrice Rushen), Иван Линс (Ivan Lins), Дёйв Карпентер (Dave Carpenter), Эрик Мариентал (Eric Marienthal), Харви Мэйсон (Harvey Mason), Алекс Акуна (Alex Acuna), Кенья Хэтуэй (Kenya Hathaway), Тэйлор Дэйн (Taylor Dayne), Стиви Форман (Steve Forman), Натан Ист (Nathan East), Крис Ботти (Chris Botti), Энтони Джексон (Anthony Jackson), Мелвин Ли Девис (Melvin Lee Davis) и Эрни Уоттс (Ernie Watts), среди множества других.

Альбом, озаглавленный SMOKE N' MIRRORS, был выпущен в конце августа 2006. На нём в качестве ударника дебютировал 13-летний сын Ритенура Уэсли (Wesley). Этот диск представил версию хита Билла Уизерса 1978 года "Lovely Day".

В июне 2010, в честь 50-летия своей музыкальной карьеры, Ритенур выпустил альбом под названием 6 STRING THEORY (число 6 символизировало количество музыкальных жанров, в которых чаще всего применяется гитара: джаз, рок, блюз, кантри, классическая музыка и акустическое исполнение). В записи были задействованы такие мастера гитары, как Винс Джил (Vince Gil), Стив Лукатер (Steve Lukather), Нил Шон (Neal Schon), Джон Скофилд (John Scofield), Джо Бонамасса (Joe Bonamassa), Роберт Крэй (Robert Cray), Слэш (Slash), Пэт Мартино (Pat Martino), Майк Стерн (Mike Stern), Джордж Бенсон (George Benson) и Би Би Кинг (B.B.King), также были приглашены и представители молодого поколения Энди Макки (Andy McKee), Джо Робинсон (Joe Robinson) и Гатри Гован (Guthrie Govan).

В сотрудничестве с Yamaha Corporation, The Berklee College of Music, Concord Records, Monster Cable и D'Addario Strings в 2010 Ритенур организовал конкурс Yamaha 6 String Theory Guitar Competition. Победителем этого международного конкурса, в котором приняли участие исполнители из 45 стран, стал 16-летний канадский классический гитарист Шон Боублил (Shon Boublil).

В 2012 Ли выпустил альбом RHYTHM SESSIONS, на котором представлены такие знаменитости как Чик Кориа (Chick Corea), Джордж Дюк (George Duke), Стенли Кларк (Stanley Clarke), Дейв Груcин (Dave Grusin), Дейв Уэкл (Dave Weckl), Винни Колаюта (Vinnie Colaiuta), Натан Ист (Nathan East), Патрис Рашен (Patrice Rushen), Маркус Миллер (Marcus Miller) и многие другие. На диске в композиции Дейва Груcина (Dave Grusin) "Punta Del Sol" в ритм секции представлен победитель конкурса Yamaha 6 String Theory Guitar Competition 2012 года.

9 ноября 2012 состоялась премьера SYMPHONIC CAPTAIN’S JOURNEY. Состоящий из 67 музыкантов Symphonic Jazz Orchestra дал десятый юбилейный концерт с участием обладателя Grammy и Оскара пианиста и композитора Дейва Груcина (Dave Grusin). Дирижировал оркестром Митч Гикман, произведение прозвучало в аранжировке Гордона Гудвина.

Ли Ритенур активно выступает, иногда вместе с гитаристом Майком Стерном (Mike Stern), бас-гитаристом Мелвином Ли Девисом (Melvin Lee Davis) и барабанщиком Сонни Эмори (Sonny Emory).

Особенностью стиля игры Ритенура является сочетание различных музыкальных стилей и приёмов игры на гитаре, помимо этого он многое перенял у гитаристов 60-х, например, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора.

Чаще всего на концертах Ритенур использует полуакустические гитары Gibson L-5 или Gibson ES-335, а при записи альбома EARTH RUN (1986) им был использован инструмент SynthAxe.

14:01