Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Lars Danielsson / Ларс Даниэльссон

Шведский джазовый музыкант и композитор Ларс Даниэльссон виртуозный контрабасист, бас-гитарист, виолончелист, выдающийся композитор и продюсер. Один из самых успешных музыкантов нашего времени, его альбомы неизменно получают платиновый статус в первые недели выхода. На его счету внушительная дискография, из которой большинство выпущено на культовом лейбле АСТ.

Этот удивительно скромный человек наделён от природы безупречным вкусом, тонкой и разветвлённой душевной организацией, профессиональным чутьём и безграничным лирическим даром. Он аккумулирует в себе сонмы различных культур, сохраняя, при этом, нордический нрав. В его творчестве классика идёт рука об руку с джазом, поэтому в кладовой маэстро можно найти как симфонические пьесы для оркестра, так и учебники для джазовых контрабасистов. Он дышит музыкой, предпочитая её любым другим разговорам.

Как истинный мастер перевоплощений и импровизации, Даниэльссон всегда стремится к разнообразию. Поиск свежих идей, создание новых форм – насущная потребность музыканта. Он часто признаётся в интервью, что "источники вдохновения взяты им, в том числе, из скандинавских народных песен, из классической и церковной органной музыки". Кроме того, артист любит много путешествовать и не без основания считает, что дальние странствия зажигают в нём пламя творчества.

Шведский джазовый музыкант и композитор Ларс Даниэльссон известен в музыкальном мире как виртуозный контрабасист, бас-гитарист, виолончелист, композитор и продюсер. Он родился и вырос в провинциальном промышленном городке Смоландсстенар с населением чуть более четырёх с половиной тысяч жителей. Его отец занимался садоводством, а мать работала в местном отделении энергетической компании, по выходным посещая церковный хор. Сначала Ларс играл на церковном органе, потом изучал гитару и фортепиано, позже начал импровизировать на виолончели и контрабасе. По окончании школы Даниэльссон поступил в консерваторию, получив блестящее классическое образование во втором (после Стокгольма) по величине городе Швеции – в Гётеборге.

Об отрочестве и юности Ларс всегда вспоминает с нежностью, особенно о периоде, когда он помогал отцу в подстригании кладбищенских газонов и копании могил. Свою привязанность к местам захоронений застенчивый по своей натуре музыкант объясняет просто: покойники не требовательны в общении, близость к ним учит философски относиться к смерти и не драматизировать жизнь, к тому же, где еще, как не на кладбище, можно слушать тишину, из которой рождается музыка. Наверное, именно по этому, когда сегодня, будучи заслуженным джазовым мэтром, у него после концерта спрашивают, чего ему хотелось бы больше всего, он неизменно отвечает: "Тишины!"

Ныне Ларс закрепил свой успех не только как сольный исполнитель, но и как лидер собственного квартета Lars Danielsson Quartet, участниками первого состава в котором были саксофонист Дейв Либман, пианист Бобо Стенсон и барабанщик Джон Кристенсен. Нередко Даниэльссон выпускает альбомы в тандеме со своей супругой, известной датской певицей Сесилией Норби. Он также пишет музыку для симфонических оркестров (в частности для Denmark’s Radio Concert Orchestra) и выступает в качестве композитора, аранжировщика и продюсера. В его послужном списке сотрудничество с такими светилами джаза и этнической музыки, как Джек ДеДжонетт, Майк Штерн, Билли Харт, Чарльз Ллойд, Рэнди и Майкл Брекеры, Джон Скофилд, Терри Лин Каррингтон, Джоуи Кальдераццо, Джино Ваннелли, Дэйв Кикоски, Трилок Гурту, Тигран Амасян, Лешек Можджер, Магнус Острём, Доминик Миллер, Матиас Эйк и др. По сему, немудрено, что у Ларса Даниэльссона внушительная дискография, из которой большинство альбомов было выпущено на культовом лейбле ACT. Там же, кстати в сентябре 2018 вышел и очень лирический альбом Ларса в дуэте с давним приятелем, артистически разноплановым итальянским трубачом Паоло Фрезу.

Как истинный мастер перевоплощений и импровизации, Даниэльссон всегда стремится к разнообразию. Поиск свежих идей, создание новых форм – насущная потребность музыканта. Он часто признаётся в интервью, что "источники вдохновения взяты им, в том числе, из скандинавских народных песен, из классической и церковной органной музыки". Кроме того, артист любит много путешествовать и не без основания считает, что дальние странствия зажигают в нём пламя творчества. Так, 2016, после посещения Украины и участия в фестивале Alfa Jazz Fest, где его квартет представлял программу Liberetto II, Ларс написал композицию "Lviv", посвященную славному городу Львову и впервые исполненную на том же львовском концерте. Позже она вошла в новый альбом Liberetto III, а летом 2018 (накануне 60-летнего юбилея Даниэльссона) музыкант представил её в культурной столице Украины на Leopolis Jazz Fest в рамках специальной программы с Академическим симфоническим оркестром INSO-Львов.

Что касается личной жизни Ларса Даниэльссона, о чём он не слишком любит распространятся, то можно сказать лишь о его союзе (диной более двух десятилетий) с яркой и экспрессивной исполнительницей из Копенгагена Сесилией Норби, с которой у них двое детей. На момент знакомства с Ларсом ей было 29, она уже пела джаз и записывала сольные альбомы. Даниэльссон и Норби работали вместе в нескольких музыкальных проектах, затем она продюсировала его диски, а закончилось всё это свадьбой, записью нескольких студийных альбомов и сотнями совместных выступлений по всему миру. "Когда мы играем вместе, – говорит Ларс, – между нами образуется своего рода телепатическая связь, что для меня очень важно…"

18:47