Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Ketil Bjornstad / Кетил Бьорнстад

Норвежский пианист и композитор.

Автор порядка 20 книг, в которые вошли его новеллы, стихи и коллекции эссе. В России выходили романы "Пианисты", "Река" и "Дама из Долины"). Бьорнстад долгое время является музыкантом лейбла ЕСМ и много сотрудничает с другими артистами этой фирмы звукозаписи, включая виолончелистов Сванте Хенрисона (Svante Henryson) и Девида Дарлинга (David Darling), ударника Йона Кристенсена (Jon Christensen) и гитариста Терье Рипдала (Terje Rypdal).

Бьорнстад начинал с изучения классического фортепиано, его учителями были Амалия Кристи (Amalie Christie) и Роберт Рифлинг (Robert Riefling), кроме того он учился в Лондоне и Париже. Уже в юном возрасте он продемонстрировал большие таланты и дважды становился обладателем звания "Youth Piano Master" в 1966 и 1968. В 16 лет состоялся его дебют в качестве концертного пианиста с третьим концертом для фортепиано Белы Бартока (Béla Bartók), который он исполнил вместе с Oslo Philharmonic.

Знакомство с музыкой Майлса Девиса (Miles Davis), в частности с альбомом IN A SILENT WAY, породило в нём желание создавать собственную музыку. В 1970-х в одном из музыкальных заведений Осло под названием "Club 7" царила необычайно интересная творческая атмосфера, Кетил встречал там поэтов, художников, джазовых музыкантов, и эти встречи оказали влияние на формирование его собственного исполнительского стиля. Во время записи своего первого альбома ÅPNING в 1973 Кетил начинает сотрудничество с барабанщиком Джоном Кристенсеном (Jon Christensen), сыгравшем важную роль в формировании музыкального языка Бьорнастада.

Знакомство с основателем ЕСМ Манфредом Айхером (Manfred Eicher) становится очередным важным звеном в развитии карьеры Бьорнстада. С работы над альбомом WATER STORIES в 1993 начинается период работы с гитаристом Терье Рипдалом (Terje Rypdal). С привлечением американского виолончелиста Девида Дарлинга (David Darling), норвежские музыканты создают следующие три работы Кетила, включая оба диска THE SEA (1994) и THE SEA II (1998) выпущенные лейблом ЕСМ.

В числе музыкантов, оказавших влияние на становление музыкального мышления, Бьорнстад называет имена Баха, Равеля, Прокофьева, Стравинского, Майлса Девиса (Miles Davis), Телониуса Монка (Thelonius Monk), в своём творчестве он обращается и к народной музыке. В своё время он сотрудничал с некоторыми выдающимися фольклорными и рок-певцами Скандинавии, такими как Оле Паус (Ole Paus) и Корнелис Вревсвейк (Cornelis Vreeswijk). В среде классической музыки он много сотрудничал с меццо-сопрано Рэнди Стене (Randi Stene) и альтистом Ларсом Андерсом Томтером (Lars Anders Tomter). За свои усилия он удостоился чести получить норвежскую премию Grammy.

Альбомы THE RIVER (1997) и EPIGRAPHS (2000) были созданы в формате дуэта с виолончелистом Девидом Дарлингом (David Darling). Музыканты черпали вдохновение в музыке таких композиторов, как Орландо Гиббонс (Orlando Gibbons) и Уилльям Бёрд (William Byrd). Их плодотворное сотрудничество возобновилось и во время создания работы THE NEST (2003), правда на этот раз с привлечением голоса и скрипки. Работа с вокалисткой Анели Дрекер (Anneli Drecker) над созданием альбомов GRACE (2002) и THE NEST (2003) стала особенным моментом для Бьорнстада. Он давно следил за творчеством певицы и восхищался её работами в составе дуэта "Bel Canto". Она является особым талантом, способным выйти на сцену с такой сенсационной поп группой как А-На, и одновременно продолжая сотрудничество с Кетилом над песнями, в которых очень сложные тексты.

В работе над диском BEFORE THE LIGHT (2002) Бьорнстад использовал звуковые полотна, которые он создавал совместно с Эйвиндом Аарсетом (Eivind Aarset) и Кьетилом Бьеркестрандом (Kjetil Bjerkestrand). Важным дополнением к звуковой картине стала виола солистки Oslo Philharmonic Orchestra Норы Таксдал (Nora Taksdal). Джон Фордхем (John Fordham) в The Guardian писал: "…это особая версия прохладных североевропейских танцевальных музыкальных треков, созданных в духе Эннио Морриконе (Ennio Morricone) для фильма режиссёра Серджио Леоне (Sergio Leone)".

Бьорнстад много выступает с концертами на джазовых фестивалях во Франкфурте, Нойвиде, Ингольштадте, Гамбурге, Станах, Вене, Воссе, Мольде, Модене, Равенне, Нанси, Порто, Монреале и Лондоне. Он предпринимал гастроли по Азии вместе с Терье Рипдалом (Terje Rypdal) и по Америке с Девидом Дарлингом (David Darling). Его следующая работа SEAFARER’S SONG (2004) наполнена особой гипнотической красотой, которой наполнены и его предыдущие альбомы. Её запись была сделана в 2003 на концерте, проходившем в рамках North Norway Festival в городе Harstad с группой, которую сам Кетил описывал как "лучших музыкантов, которых я только знаю". В шестнадцати пьесах Бьорнстад продолжил свой квест по исследованию, по его словам, "…возможностей мелодии в то время, когда мелодические элементы зачастую сводятся к простому набору отдельных фрагментов". Это выступление объединило таланты вокалистки Кристин Асбьёрнсен (Kristin Asbjørnsen), трубача Нильса Петтера Мольваера (Nils Petter Molvær), виолончелиста Сванте Хенрисона (Svante Henryson), гитариста Эйвинд Аарсет (Eivind Aarset), басиста Бьорна Кьеллемира (Bjørn Kjellemyr) и барабанщика Пера Линвалля (Per Lindvall). Их выступление состоялось в городе Харстад – одном из самых красивейших мест на побережье Норвегии, что вдохновило Бьорнстада на мысли об опасном великолепии местной береговой линии и её истории кораблекрушений.

Альбом SEAFARER’S SONG, что можно перевести как ПЕСНЬ МОРЯКА, во многих отношениях является одой морю и даже нечто большим. "Я хотел выразить то счастье, которое испытываешь, когда удаётся найти безопасную гавань, и трагедию тех, кому этого сделать не удалось" – сказал Бьорнстад. Используя север и юг в качестве политизированной метафоры, в таких своих композициях, как “Dreaming of the North” (Мечтая О Севере) и “Dying to Get to Europe” (Умирая, Добираясь До Европы), Бьорнстад делает попытку исследовать эмоциональную травму африканских беженцев в поисках лучшей жизни на промышленном севере. Это альбом плавных, гипнотических настроений, наполненных фортепиано Бьорнстада, опосредующего поток музыки, который особым образом пытается охватить тревогу и драму бегущих беженцев в таких темах как “I’ve Been Hungry All These Years” (Я Голодал Все Эти Годы) и “Refugee’s at the Rich Man’s Gates” (Беженец У Врат Богачей).

Несколько навязчивая дикция Асбьорнсена освещает как либретто, так и мелодию, и всё же Бьорнстаду удаётся передать смысл вечной дихотомии человеческого состояния, пропасть между имущими и неимущими. Размышляя над арабо-израильским конфликтом в теме “I Many Times Thought Of Peace” (Я Много Раз Думал О Мире), он в итоге создал альбом, наполненный абсолютной, безлюдной красотой. В образе Кетила Бьорнстада есть что от человека периода возрождения, что позволяет ему быть признанным в качестве уникальной фигуры в мире искусства Норвегии.

Наряду с успешной музыкальной карьерой, он является не менее плодовитым писателем, с более чем 20 романами в дополнение к сборникам стихов и книг эссе. Кроме того, он продолжает писать для газет и журналов как критик как в области литературы, так и в музыке. Записанный благодаря усилиям обладателя премий инженером звукозаписи Яном-Эриком Конгшаугом (Jan-Erik Kongshaug) в знаменитой Rainbow Studios в Осло, а во время концертных записей - инженером Свеном Перссоном (Sven Persson) SEAFARER’S SONG является альбомом, который в значительной степени является отражением своего времени - музыкальной одиссеей, отображающей вечные поиски человеком безопасности в сегодняшнем наполненном душевными травмами мире.

"Песнь моряка" - это в конечном итоге ода всем людям, которые пытаются найти тихую гавань и безопасное место для жизни", - говорит Бьорнстад. Он записал более 50 альбомов для таких лейблов, как Universal, Kirkelig Kulturverksted и ECM. Особую известность ему принесла работа LEVE PATAGONIA (1978), на которой представлены Корнелиус Вреесвийк (Cornelis Vreeswijk) и Лилл Линдфорс (Lill Lindfors). Одной из наиболее известных его песен является "Sommernatt ved fjorden", исполненная Эллен Уэстберг Андерсен (Ellen Westberg Andersen). Также Бьорнстад записывался с такими артистами как Аннели Дрекер (Anneli Drecker), Кристин Асбьорнсен (Kristin Asbjørnsen), Кари Бремнес (Kari Bremnes), Ренди Стин (Randi Stene), Линни Треекрем (Lynni Treekrem), Фройдис Арманд (Frøydis Armand), the Stavangerensemblet, Андерс Уиллер (Anders Wyller), Пер Воллестад (Per Vollestad) и Оле Паус (Ole Paus). Альбом FLOATING (2005), созданный при участии басиста Палле Даниельссона (Palle Danielsson) и перкуссионистки Мерилин Мазур (Marilyn Mazur) поднял на вершину джазовых списков популярности Германии.

В последние годы Бьорнстад сотрудничает со шведским виолончелистом Сванте Хенрисоном (Svante Henryson). В 2000 он создал ораторию HIMMEL RAND (THE EDGE OF THE SKY), основанную на текстах поэта Стейна Мерена (Stein Mehren). Он также писал музыку для Molde International Jazz Festival в 2007 и для Bjørnson Festival в 2008. Он написал "Coast Lines" для Canal Street Festival, проходившем в Arendal в 2007, и "Hvalenes Song" для Vestfold International Festival в 2009. Его музыку часто используют в своих фильмах такие режиссёры как Кен Лоач (Ken Loach) и Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard). Он много гастролирует по всему миру в качестве пианиста, выступает на фестивальных сценах в таких городах, как Montreal, Shanghai, Taipei, Rome, Nancy, Frankfurt, Leipzig, London, Molde и Kongsberg. 3 октября 2014 вместе с Терье Рипдалом (Terje Rypdal) Бьорнстад выступил перед аудиторией в более чем 50,000 людей в рамках Jarasum International Jazz Festival, проходившем в Корее. В 2015 совместно с Оле Паус (Ole Paus) Бьорнстад записал альбом, получивший название FROLANDIA.

14:04