Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Kayhan Kalhor / Кейхан Кальхор

Музыкальное наследие персов кишмя кишит драгоценностями. Но есть среди всех этих перлов особо дорогой экземпляр – кеманча. Издавна её звучание сравнивали с человеческим голосом, пронзительным и жалобным. Во многих поэтических трактатах мелодии кеманчи уподоблялись стрелам, пронзающим душу человека. Столь трепетное и одухотворённое отношение к инструменту сохранилось и сегодня. Неслучайно в 2015 Иран подал заявку на включение кеманчи в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Название этого струнно-смычкового инструмента в переводе с древнеперсидского означает "маленький смычок", при этом техника игры на кеманче весьма и весьма непроста. Однако тем, кто овладел "инструментом для услады" (как именует кеманчу персидский поэт XII века Масуд Сад), он предоставляет в музыкальном плане практически безграничные орнаментальные возможности на уровне тонких микрохроматических интервалов. Из ныне живущих виртуозов кеманчи, пожалуй, крупнейшим является Кейхан Кальхор. Техника игры этого мастера отличается инкрустированной атмосферой, насыщенной глубокими человеческими чувствами вкупе с богатыми музыкальными традициями Ирана, макамной и фольклорной. Сам же великий заклинатель маленького смычка, будучи по природе сторонником мультикультуры, считает, что в его творчестве вполне естественно сочетаются традиции разных стран и континентов.

Кейхан Кальхор с детства обучался музыке. Родившись в курдской семье, он с семи лет стал овладевать азами классической персидской музыки, а в тринадцать уже играл в Национальном оркестре Радио и Телевидения Ирана. Продолжая своё музыкальное образование под руководством различных педагогов, Кальхор изучал персидскую традицию радифа и, кроме того, ездил учиться в северную часть провинции Хорасан, чьи музыкальные школы находятся не только под персидским, но и курдским, а также тюркским (азербайджанским) влиянием. В отрочестве Кейхан выступал в составе известных иранских музыкальных групп "Шейда" и "Чавуш", а затем решил довершить своё образование заграницей. Сначала он переехал в Рим, потом в Оттаву, где окончил Карлтонский университет, а еще чуть позже – в Лос-Анджелес, чтобы узнать западную классическую музыку изнутри и иметь цельную картину современного музыкального дискурса.

Кальхор на своих выступлениях не единожды подчёркивал, что стремится к тому, чтобы его музыка преодолевала культурные границы. В одном из интервью он подчеркнул: "Меня можно назвать послом своей культуры, особенно в отношении музыки. Надеюсь, что та любовь, которую я доношу при помощи своих песен, поможет сплотить людей". Идеей метакультурного единства пронизан и участие Кейхана в группе Ghazal (название "Газаль" сопряжено с особой стихотворной формой, заимствованной из арабской поэзии, в которой конец каждого чётного стиха является повторением конца первого стиха). Кроме иранского кеманчиста в состав интернационального трио входили индийские музыканты – ситарист Шуджат Хуссейн Хан и таблист Свапан Чаудхури. Издание Daily Telegraph так отозвалось о группе Ghazal: "Это гипнотически красивый союз индийских и иранских классических музыкантов, в творчестве которых можно услышать импульсивное эхо и песнь дождя, искрящийся звон ситара и истому кеманчи…" За альбом The Rain (2003), записанный на легендарной студии Манфреда Айхера ECM, коллектив был номинирован на на премию Грэмми. Кстати, пять записей из обширной дискографии курдского уникума были номинированы на Grammy, а в 2017 он, как участник группы Silk Road Ensemble, таки получил заветную для многих музыкантов статуэтку золотого граммофона.

За свою долгую и продуктивную карьеру Кейхан Кальхор выступал с такими знаменитыми исполнителями, как иранские вокалисты Мухаммед Реза Шаджарян и Шахрам Назери, турецкий маэстро багламы (большой саз с 7 струнами) Эрдаль Эрзинкан, малийский виртуоз коры Тумани Диабате, американский струнный квартет Kronos Quartet, американский виолончелист китайского происхождения Йо Йо Ма и его проект Silk Road Ensemble. Кроме каманче, Кейхан Кальхор также играет на сетаре – ещё одном иранском инструменте. А ещё он сам изобрел особый инструмент, похожий на каманче, под названием "шах-каман". Этот производный от кеманчи инструмент был создан в 2011 в Австралии мастером музыкальных инструментов Питером Биффином под чутким руководством самого Кейхана Кальхора. У пятиструнного шах-камана (с несколькими дополнительными резонансными струнами) более глубокий тембр, чем у кеманчи, наподобие альта. Его проникновенное звучание можно услышать и на последнем на альбоме Кейхана Кальхора Hawniyaz ("Неразлучно"), который увидел свет увидел свет в июне 2016 на знаковом лейбле Harmonia Mundi. В записи диска, все песни на котором были записаны на курдском языке, приняли участие всемирно известные исполнители, такие как певица родом из турецкого Курдистана Айнур Доган, азербайджанский джазовый пианист Салман Гамбаров и курдский тамбурист Джамиль Косгири.

В 2019 Кейхан Кальхор несколько сместил акценты своего творчества от этно-классической традиции в сторону джаза, записав альбом с Rembrandt Frerichs Trio – трио известного джазового пианиста и композитора из Нидерландов Рембрандта Фрерихса. Тем самым великий кеманчист подтвердил свою репутацию мультижанрового исполнителя, способного скрестить древние мелодии персов с актуальными музыкальными течениями.

00:08