Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Johnny Otis / Джонни Отис

Американский певец, музыкант, композитор, аранжировщик, руководитель оркестра, охотник талантов, диск жокей, продюсер звукозаписи, ведущий телевизионных шоу, артист, журналист, проповедник, и импресарио, прозванный "крёстным отцом ритм-н-блюза". За свои достижения в 1994 как "неисполнитель" был принят в Зал славы рок-н-ролла. Кроме того, ещё с середины 1940-х он записывался со своим ритм-н-блюзовым оркестром, выпустив в свет такие ставшие теперь классическими вещи, как "Double Crossing Blues" (9 недель на первом месте R&B чарта Billboard), "Mistrusting Blues", "Barrelhouse Boogie" и "Rockin’ Blues".

Мало кто сделал для ритм-энд-блюза больше, чем этот человек! Дони Отис один из его изобретателей. Отис обладал не только прекрасным вкусом, но и тонким чутьём относительно того, что понравится публике. Он никогда не стремился блистать на авансцене, но при этом и не скромничал в тени. Джонни Отис находил и представлял публике все новые и новые таланты, и всегда был рядом с восходящими звёздами: обаятельный, виртуозный, слегка себе на уме и снисходительно-добродушно-улыбчивый. Начав с работы за ударной установкой, он вскоре сам собрал оркестр. Любимым инструментом считал вибрафон, но в записях долгих соло не оставил. Кажется, он предпочитал использовать звук вибрафона как своеобразную краску и отличительный знак своего оркестра. Кроме того, он прекрасно играл на фортепиано.

Первая слава пришла к нему в 1945 с записью "Гарлемского ноктюрна". (Тема, сочинённая Earle Hagen и Dick Rogers в 1939, была очень популярна, и на протяжении 40-х ежегодно появлялось несколько вариантов). Затем уже началась череда хитов его собственного сочинения. В 1950 его "Willie and the Hand Jive" разошлась тиражом полтора миллиона экземпляров - и сейчас неплохо, а по тем временам - феноменальный успех! Отис менял стили, как перчатки: джаз, поп, ритм-энд-блюз, блюз - но всё только в рамках чёрной музыки. Он себя чувствовал лично ответственным за её презентацию перед самой широкой аудиторией, и потому работал не только как музыкант и промоутер, но и как лектор-пропагандист, ведущий радио- и телепрограмм. И на протяжении всей его карьеры его считали черным музыкантом - именно таким были все участники его оркестров и все найденные им солисты (за редчайшим исключением). Его смуглая кожа и его образ мышления - соответствовали более чем. "Ещё ребёнком я принял решение: раз наше общество требует, чтобы ты был либо белым, либо черным, то я буду черным! А музыка - это не просто ноты. Это - культура: то, как готовила бабушка, то, как травил байки дедушка, то, как ходили и разговаривали ребятишки".

Кстати, сыновья Джонни - Шагги и Никки - тоже стали музыкантами, играли в его оркестре. А Шагги Отис (Shuggie Otis) добился успеха и как солист. Никки в 90-х занялся модной темой вегетарианских продуктов. В Калифорнийском Севастополе Джонни открыл "organic grocery" ("лавку органических продуктов") - в те годы он ещё продолжал записываться и гастролировать. Своё 70-ти и 80-летие он отмечал выступлениями на "San Francisco Blues Festival". Но, когда был дома, то вечерами в этой же "продуктовой лавке" устраивал по уикендам концерты для соседей - и было весело всем!

Пока позволяло здоровье, на некоммерческом радио "Pacifica" на протяжении многих лет Джонни Отис вёл свою радио-программу. Участвовал в политике и проповедовал в местной церкви. Занимался живописью и скульптурой. Дамский любимчик на протяжении всей своей эстрадной карьеры, он сохранил брак с супругой Филлис, заключённый ещё в 1941, до начала большого успеха. В этом браке родилось четверо детей. Скончался 17 января, в почтенном возрасте 90 лет в своём доме в пригороде Лос-Анджелеса.

Песня "Willie and the Hand Jive" в исполнении Джонни Отиса входит в составленный Залом славы рок-н-ролла список 500 Songs That Shaped Rock and Roll.

14:00