Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Johnny Griffin / Джонни Гриффин

Американский джазовый тенор саксофонист.

Согласно результатам опроса критиков журналом Гриффин вошёл в шестёрку лучших саксофонистов. Стилистически его музыку принято относить к хард бопу, однако на эстетику и стиль его импровизаций кроме Чарли Паркера (Charlie Parker) и Сонни Роллинса (Sonny Rollins) повлияли такие гиганты джазового мэйнстрима, как Колмен Хокинс (Coleman Hawkins), Бен Уэбстер (Ben Webster) и Лестер Янг (Lester Young).

Кроме того, в музыке Гриффина всегда ощущалась глубинная органичная связь с афроамериканским фольклором – блюзом, госпел, спиричуэлс. Блюзовые корни, интонации и артикуляция его музыки очевидны.

Важнейшее свойство его импровизаций – их интенсивный свинг. Речь идёт не о горячности его музыки (а Гриффин любит быстрые темпы), а именно о свинге, который критики считают главным свойством джаза. Контраст мощного свингующего звучания и хрупкого телосложения породил его прозвище "Little Giant". Он действительно человек невысокого роста.

На протяжении 50-и лет Гриффин был свидетелем и участником бурной эволюции современного джаза от бибопа до фри джаза. Эти стилистические джазовые потрясения оставили следы на его искусстве. В 90-е Гриффин стал уделять серьёзное внимание композиции. Его музыка, не утрачивая спонтанности и импровизационности, обрела дополнительную глубину, содержательное идейное разнообразие за счёт использования изощрённых композиционных планов, гармонических и структурных разработок.

Гриффин родился в негритянской семье. Его мать была вокалисткой, а отец профессиональным корнетистом. В средней школе Гриффин начал с изучения кларнета, далее перешёл на гобой и затем на альт саксофон, в старших классах Du Sable High School перешёл на тенор саксофон, который изучал под руководством Уолтера Даятта (Walter Dyatt), у которого учились Джин Эммонс (ons.html">Geneons.html"> ons.html">ons) и Фон Фримен (Von Freeman). В пятнадцать лет Гриффин играл с Ти-Боун Уолкером (T-Bone Walker) в группе, возглавляемой братом Уолкера. На третий день после окончания школы Гриффина пригласили присоединится к ориентированному на ритм-н-блюз оркестру Лайонела Хемптона (). Его основным инструментом в тот момент был альт саксофон, но Хемптону был нужен тенор саксофонист и он усадил Гриффина рядом с Арнеттом Коббом (). В 1945 в Лос-Анджелесе Гриффин в возрасте семнадцати лет в составе оркестра Хемптона принял участие в своей первой сессии звукозаписи.

В середине 1947 Гриффин с приятелем по оркестру Хемптона Джо Моррисом (Joe Morris) создают секстет, куда приглашают местных музыкантов, включая Джорджа Фримена (George Freeman), который остаётся в составе в течение двух лет. Его игру можно услышать на ранних r&b записях, сделанных для лейбла Atlantic Records. К 1951 Гриффин играет на баритон саксофоне в септете, возглавляемом бывшим коллегой Арнеттом Коббом ().

Конец 1940-х – начало 1950-х период музыкального становления Гриффина, обретения им собственного стиля и языка. В эпоху господства бибопа он не смог избежать влияния этого стиля. Тем более ему посчастливилось выступать с мастерами бибоповой школы. В конце 40-х - начале 50-х он играет с многочисленными мэйнстрим и бибоп музыкантами, включая Филли Джо Джонса (), Телониуса Монка () и Бада Пауэлла ().

После двух лет военной службы Гриффин возвращается в Чикаго, где работает на местной музыкальной сцене. Телониус Монк () с энтузиазмом представляет молодого саксофониста продюсеру Оррину Кипньюсу (Orrin Keepnews) из Riverside Records и советует подписать с ним контракт, но пока Кипньюс думает, Гриффин подписывает контракт с Blue Note Records. В 1957 Арт Блейки () приглашает Гриффина перебраться в Нью-Йорк и присоединиться к группе Jazz Messengers. Вместе с Посланниками и Телониусом Монком () они записывают незабываемый альбом. Через год Телониус Монк () приглашает Гриффина в свой квартет на место Джона Колтрейна () для выступлений в клубе Five Spot. Квартет Монка стал для Гриффина настоящей академией. Его вдохновенную игру можно услышать на альбомах THELONIOUS IN ACTION и MISTERIOSO.

Уникальный стиль Гриффина, основанный на изумительной технике, включал обширный канон языка бибопа. Он, как известно, щедро цитировал классическую, оперную и другие музыкальные формы. Это был потрясающий исполнитель, он часто участвовал и одерживал победы в музыкальных поединках между двумя музыкантами, в которых участвовал легион тенор саксофонистов, как в его родном городе Чикаго, с такими гигантами как Хенк Моубли (Hank Mobley) и Джин Эммонс (ons.html">Gene ons), так и в городах на дороге (во время гастролей). Кроме того, он отличался от других исполнителей тем, что пристально следил за новыми тенденциями в мире модной одежды, был хорошим бизнесменом и уважаемым лидером среди музыкантов своих коллективов.

Первый альбом в качестве лидера INTRODUCING JOHNNY GRIFFIN он записывает для Blue Note в 1956, с Уинтоном Келли (Wynton Kelly) на фортепиано, Кёрли Расселом (Curly Russell) на басу и Максом Роучем (Max Roach) на ударных. Запись получает хорошие отзывы критики.

На альбоме A BLOWIN' SESSION (1957) представлены Джон Колтрейн () и Хенк Моубли (Hank Mobley). Несколько месяцев 1957 Гриффин играет в составе Jazz Messengers Арта Блейки (Art Blakey), а в 1958 играет в секстете и квартете Телониуса Монка (Thelonious Monk). В этот период он записывается с Кларком Терри (Clark Terry) на альбоме SERENADE TO A BUS SEAT в составе с Уинтоном Келли (Wynton Kelly), Полом Чемберсом (Paul Chambers) и Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones).

На этой стадии карьеры Гриффин становится известен как "самый быстрый тенор саксофонист запада" благодаря той лёгкости, с которой он исполняет множество нот в своих пробежках с отличнейшей артикуляцией. В 1958 участвует в записях с Нэтом Эддерли (). После трёх альбомов на Blue Note Гриффин, который не нашёл общего языка со штатным инженером лейбла Руди Ван Гельдером (Rudy Van Gelder), начинает записываться для Riverside Records. С 1960 по 1962 он и Эдди "Локджо" Девис (Eddie "Lockjaw" Davis) руководят квинтетом и записывают несколько совместных альбомов. Они демонстрируют мастерское взаимопонимание, чем заслуживают прозвище "невероятные тенора" ('tough tenors'), которое впоследствии становится названием жанра. Два диска, записанные этим ансамблем, это своего рода джазовые битвы между двумя друзьями-соперниками, двумя мастерами свинга. Однако в декабре 1962 у Гриффина возникают сложные семейные обстоятельства (он разводится с женой), на которые накладываются неприятности с налоговым ведомством, и он бежал в Европу. В добавок ко всему, по словам журналиста Бена Ратлифа (Ben Ratliff), в США сложилось "озлобленное отношение критики к свободному джазу".

Так в 1963 Гриффин оказался в Париже, где начался европейский период его творчества. До сих пор трудно определить, где он больше выступал – в Европе или Америке? Несколько лет в 1960-х он играл в парижском клубе Blue Note, где также выступали пианисты Бад Пауэлл (Bud Powell) и Кенни Дрю (Kenny Drew), ударники Кенни Кларк (Kenny Clarke) и Арт Тейлор (Art Taylor), часто аккомпанировал гастролирующим американским джазменам.

Американский мастер выступает в стокгольмском клубе "Горный Сокол", в лондонском клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott). В марте 1963 Гриффин возвращается в Нью-Йорк, но через два месяца вновь уезжает в Европу. Европейская джазовая жизнь кажется ему интенсивнее и насыщеннее американской, а возможности работать разнообразнее и обширнее. В течение 3 лет Гриффин гастролировал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии и Бельгии.

В 1965 он записывает работу с гитаристом Уэсом Монтгомери (Wes Montgomery). В 1966 он поселяется в Париже, а с 1967 по 1969 становится участником мульти-национального оркестра Кларка Борланда (Clarke-Boland Big Band). В 1967 он вновь посещает родину, где недолго играет в октете и нонете Монка (Thelonious Monk).

В 70-е Гриффин много гастролирует, обычно как сольный артист. В 1970 его творческий путь снова пересекается с Эдди "Локджо" Девисом (Eddie "Lockjaw" Davis) и два мастера записывают диск TOUGH TENORS AGAIN 'N' AGAIN. На сцене джазового фестиваля в Монтрё (Montreux Jazz Festival) Гриффин играет с Диззи Гиллеспи () и его Big 7.

В 1978 Гриффин перебирается в Голландию. Записывается в составе биг бенда Питера Хербольцхаймера (Peter Herbolzheimer), который включал в своём составе таких звёзд как Нэта Эддерли (), Дерека Уоткинса (Derek Watkins), Арта Фармера (), Слайда Хемптона (), Джиггса Уигхема (Jiggs Whigham), Херба Геллера (), Уилтона Гейнеира (Wilton Gaynair), Стэна Гетца (), Джерри Маллигена (Gerry Mulligan), Рита Рейза (Rita Reys), Жана "Тутса" Тилеманса (Jean "Toots" Thielemans), Нильс-Хеннинга Орстеда Педерсена (Niels-Henning Ørsted Pedersen), Греди Тейта (Grady Tate) и Куинси Джонса (Quincy Jones) в качестве аранжировщика.

Далее Гриффин предпринимает гастрольную поездку по Японии. В 1978 делает записи в составе квинтета Нэта Эддерли (). В 1978-1979 с огромным успехом выступает в США. Горячий приём в Штатах заставляет его больше времени проводить на родине джаза.

В 80-е он иногда появляется в составе Paris Reunion Band. В 1985 был снят превосходный фильм о Гриффине, повествующий о выступлении его ансамбля в нью-йоркском клубе "Village Vanguard". В 90-х джазовый ветеран всё чаще приглашает в свой ансамбль молодых талантливых музыкантов, в числе которых трубач Рой Харгров (), контрабасист Кристиан МакБрайд (Christian McBride), виброфонист Стив Нельсон (Steve Nelson).

Именно на 90-е, когда Гриффину было за 60 лет, приходится пик музыкальной активности, времена его творческой зрелости. Записи этих лет говорят о расцвете творческой индивидуальности, композиторского таланта и импровизационного мастерства замечательного музыканта.

Рассказывают забавную историю о том, как Джонни Гриффин начал играть на тенор саксофоне. До того, как Лайнел Хемптон (Lionel Hampton) пригласил семнадцатилетнего Гриффина через три дня после окончания средней школы в свой оркестр в 1949, Гриффин никогда не брал в руки тенора. В школьном оркестре он играл на альте и кларнете. То ли Хемптон упустил это из виду, то ли его плохо информировали, так или иначе в первый день работы в оркестре, а было это в городе Толедо, шт. Огайо, когда юный саксофонист направлялся к своему пульту, Хемптон спросил его: "А где твой тенор?" Гриффин растерялся. Оказывается, его пригласили в качестве тенор саксофониста. Он пробормотал какие-то извинения и отправился обратно в Чикаго, чтобы приобрести тенор саксофон и получить хоть пару уроков игры на нём. Через несколько дней он снова присоединился к оркестру и Хемптон так и не узнал, что Гриффин впервые начал играть на теноре именно в его биг бенде. Много лет спустя, когда Джонни Гриффина попросили подтвердить правдивость этой истории, он, не отрицая случившегося, только заметил: "В то время мне было не сложно это сделать. Я тогда играл на альте, как на тенор саксофоне". Так джаз обрёл великого тенор саксофониста.

Удивительно одарённый и отчаянно боевой исполнитель, Гриффин демонстрирует, по-видимому, безконечный поток идей, часто на просто зажигательных скоростях. Его стиль опирается на длительное сотрудничество в стиле бибоп и в 70-х - 80-х он был одним из лучших музыкантов хард бопа.

25 июля 2008 Джонни Гриффин умирает от сердечного приступа в возрасте восьмидесяти лет во Франции. Его последнее концертное выступление состоялось 21 июля 2008 в городе Hyères, France.

19:31