Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jimmy Archey / Джимми Арчи

Американский джазовый тромбонист.

Высоко профессиональный исполнитель, Арчи занимал важное место во многих лучших биг бендах 1930-х.

Арчи начал играть в 12 лет и уже через год получил первую профессиональную работу. В период 1915-1919 он учился в Hampton Institute, некоторое время играл в Atlantic City, а в 1923 перебрался в Нью-Йорк. Именно здесь он заработал свою завидную репутацию, выступая и записываясь с различными оркестрами, включая коллективы Эдгара Хэйеса (Edgar Hayes) в 1927, Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) и Джеймса Пи Джонсона (James P. Johnson). В 1929 он вошёл в состав оркестра Джо "Кинг" Оливера (Joe "King" Oliver) и впервые записался с ним в 1930.

В период 1931-1937 он был участником различных вариантов оркестра Луи Расселла (Luis Russell), включая 1935-1937, когда этот коллектив в основном выполнял роль поддержки Луи Армстронгу (Louis Armstrong). Поработал он и с Генри "Ред" Алленом (Henry "Red" Allen).

К концу десятилетия он играл в оркестрах Уилли Брайянта (Willie Bryant), Бенни Картера (Benny Carter) (1939), Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и Колмена Хокинса (Coleman Hawkins), позже Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway) и Дюка Эллингтона (Duke Ellington). 1944-1945 он провёл в составе под руководством Клода Хопкинса (Claude Hopkins).

Два года (1946-1948) Арчи играл в коммерческом оркестре Нобла Сиссла (Noble Sissle), в то же время в 1947 регулярно участвовал в знаменитой серии радиопередач This Is Jazz, которую вёл Руди Блеш (Rudi Blesh).

В середине 40-х снижение популярности биг бендов привело Арчи к участию в движении New Orleans Revivalist. В 1948 он гастролировал по Франции с Меззом Меззроу (Mezz Mezzrow), а в декабре этого же года выступил в Бостоне в Savoy Cafe в составе оркестра Боба Уилбера (Bob Wilber). Когда в апреле 1950 Уилбер покинул состав, Арчи взял на себя руководство коллективом. В течение нескольких следующих лет он возглавлял секстет, в котором в 1952 играли трубач Генри Гудвин (Henry Goodwin), кларнетист Бенни Уотерс (Benny Waters) и пианист Дик Уэллстуд (Dick Wellstood). Это был единственный период в его карьере, когда он возглавлял собственный состав.

Арчи снова посетил Францию с Меззроу в ноябре 1954 – феврале 1955. На протяжении 50-х Арчи долгое время играл в традиционных составах в клубах Бостона, Нью-Йорка. Большую часть времени между 1955-1962 он провёл в Сан-Франциско как участник диксиленд оркестра под руководством Ёрла Хайнса (Earl Hines). Иногда Арчи выступал с Маггси Спениером (Muggsy Spanier).

Его постоянные перемещения из одного города в другой объяснялись тем, что на такого технически одарённого исполнителя был огромный спрос. До конца своей карьеры он фрилансил в составе различных коллективов, игравших в новоорлеанском стиле. Игру Арчи образца начала 50-х можно услышать на CD, выпущенном лейблом Storyville, на котором представлены записи его коллектива, сделанные во время радиопередач Доктора Джаза (Dr. Jazz).

Немногочисленные сессии Арчи в качестве лидера представлены на лейбле Nec Plus Ultra (1952), французскими лейблами Barclay (1955) и 77 (1966).

Серьёзная болезнь в начале 60-х заставила его покинуть джазовую сцену, но он возвратился и гастролировал по США и Европе вплоть до смерти в ноябре 1967.

14:02