Harry James / Гарри Джеймс
Американский актёр и музыкант, получивший наибольшую известность как трубач и руководитель популярного оркестра, которым он руководил с 1939.
Гарри родился в семье Эверета Роберта Джеймса (Everett Robert James), который играл на трубе и руководил оркестром гастролирующего цирка Mighty Haag Circus, и Миртл Мэйбелл (Myrtle Maybelle (Stewart)), которая была наездницей на коне и выступала в акробатической антерпризе. Не удивительно, что их сын начал выступать в цирке в раннем возрасте, сначала как акробат в возрасте четырёх лет, а затем играл на малом барабане в группе примерно с шести лет. Именно в этом возрасте Джеймс чуть было не был растоптан цирковыми трюковыми лошадьми, когда он бродил по цирковой дорожке в то время, когда наездники репетировали свои трюки. К счастью, он был спасён любимой лошадью его матери, которая стала над ним, защитив его от других лошадей.
С восьми лет Джеймс начал брать уроки игры на трубе у своего отца, а к двенадцати уже возглавил второй состав оркестра в Цирке братьев Кристи (Christy Brothers Circus), в котором к тому времени работала вся его семья. Отец Джеймса строго настаивал на ежедневной практике. На каждом занятии отец задавал сыну выучить несколько страниц из учебника Арбана, и не разрешал ничем другим заниматься, пока мальчик не выучивал их. Ещё будучи учеником начальных классов в средней школе Дика Доулинга (Dick Dowling Junior High School), Джеймс становится постоянным участником Royal Purple Band, где играл со старшеклассниками школы Бьюмонта (Beaumont High School).
В 1924 его семья поселяется в Beaumont, Texas. В 15-летнем возрасте Гарри начинает играть в местных танцевальных оркестрах, а в мае 1931 занимает первое место среди трубачей на ежегодном конкурсе, проводимом Восточным подразделением Ассоциации учительских оркестров Техасса, проходившем в городе Temple, Texas. Затем Джеймс начинает регулярно выступать в составе оркестра Хермана Уолдмена (Herman Waldman), где на него обратил внимание известный на всю страну бендлидер Бен Поллак (Ben Pollack). Гарри присоединяется к Поллаку в 1935, но в начале 1937 Джеймса приглашает к себе (Benny Goodman), что позволило ему получить ещё большую известность среди широкой аудитории. Совместно с Зигги Элманом (Ziggy Elman) и Крисом Гриффином (Chris Griffin) Джеймс становится частью мощнейшей и восхитительнейшей секции труб. Он остаётся с Гудменом немногим более двух лет. В начале карьеры он получает прозвище "The Hawk" ("Ястреб") за умение с большого расстояния читать с листа. Ходила шутка, что если муха сядет на нотный лист, Гарри Джеймс сыграет её. Его низкий диапазон обладал теплом, схожим по звучанию с корнетом и даже с флюгельгорном, но этот звук отходил на второй план в пользу блестящего верхнего регистра Джеймса.
При финансовой поддержке Бенни Гудмена (Benny Goodman) Джеймс собирает собственный оркестр, с которым дебютирует в январе 1939. Одним из первых вокалистов нового оркестра становится Френк Синатра (Frank Sinatra), который подписывает контракт на один год за $75 в неделю. Джеймс предложил Синатре сменить имя на 'Frankie Satin', но певец отказался. Проект Джеймса так и не выстрелил до 1941, пока в его состав не была добавлена секция струнных. Впоследствии оркестр становится известен под названием Harry James and His Music Makers и первым его хитом становится композиция "You Made Me Love You", вошедшая в Top 10 на неделю с 7 декабря 1941.
После того, как Джеймс покинул оркестр Бенни Гудмена (Benny Goodman) и сформировал собственный состав, вскоре он обнаружил, что для руководства коммерчески жизнеспособной музыкальной группой требуется более широкий набор навыков, чем для того, чтобы быть одарённым музыкантом, играющим в чужой группе. Группа Джеймса столкнулась с финансовыми проблемами, и Джеймсу становилось всё труднее выплачивать зарплату и удерживать группу вместе. В 1940 Джеймс потерял контракт с Columbia Records (возобновил в 1941). В январе 1940 Френк Синатра (Frank Sinatra), который присоединился к оркестру всего лишь 7 месяцев назад, покинул состав и ушёл к Томми Дорси (Tommy Dorsey). Вскоре после этого Джеймс принял ключевое решение: он выбрал более "сладкий" стиль, добавив в состав струнную группу. Кроме того основой его репертуара становятся мелодии, которые в большей степени можно назвать "попсовыми", нежели верными своим джазовым корням. С коммерческой точки зрения, решение окупилось, поскольку вскоре Джеймс создаёт ряд хитов, которые обеспечивают коммерческий успех для него и его оркестра. Действительно, в докладе Министерства финансов США, опубликованном в 1945, Гарри Джеймс и Бетти Грейбл (Betty Grable) были названы самой высокооплачиваемой парой в стране.
Популярность Джеймса возростала и его публичный имидж, ещё больше возросший после его женитьбы на кинозвезде Бетти Грейбл (Betty Grable), достиг небывалых для музыканта высот. Популярность оркестра в значительной степени достигалась и благодаря его собственным соло, и в немалой степени благодаря вокалистам, работавшим с его оркестром: Луизе Тобин (Louise Tobin), на которой он был недолго женат до Грейбл. С оркестром также пели Дик Хеймс (Dick Haymes), Китти Келлин (Kitty Kallen) и Хелен Форрест (Helen Forrest). Кроме того в оркестре блистал саксофонист и вокалист Джонни МакАфи (Johnny MacAfee).
Хотя Джеймс оставался коммерчески успешным и лично преданным своей музыке, некоторые критики пытались найти недостатки. В биографии Питера Левинсона (Peter Levinson) за 1999 Ден Моргенштерн (Dan Morgenstern), уважаемый критик и директор Института джазовых исследований, назвал композицию 1941 года "You Made Me Love You", попавшую в Зал славы Grammy, "записью, за создание которой джазовые критики никогда не прощат Гарри Джеймса". Поскольку Джеймс продолжил использовать свой яркий стиль в поп-хитах 40-х, его манеру часто называли не иначе как "schmaltzy" и большая часть критиков отказывалась относить эту музыку к джазу, хотя диски этого периода, записанные для радио, демонстрируют стойкую приверженность Джеймса к джазу. Джазовые записи Джеймса этого периода, хотя и не многочисленные, включали в себя множество современных аранжировок от Нила Хефти (Neal Hefti), Френка Девенпорта (Frank Devenport), Джонни Ричардса (Johnny Richards) и Джимми Манди (Jimmy Mundy), которые часто вдохновляли его музыкантов на превосходные соло, а к концу 40-х, когда боп сменил свинг в авангарде, Джеймс продемонстрировал удивительную открытость его влиянию.
Оркестр Джеймса выступал в течение 40-х и в начале 50-х, заработав твёрдую репутацию благодаря таким выдающимся сайдменам как Уилли Смит (Willie Smith), Бадди Рич (Buddy Rich), молодое чудо саксофона Корки Коркоран (Corky Corcoran) и Джуан Тизол (Juan Tizol).
В 1942 коллектив Джеймса заменяет оркестр Гленна Миллера (Glenn Miller) в программе, спонсируемой Chesterfield Cigarettes. В течение лета 1945 оркестр Джеймса выступает в качестве замены в программе Денни Кейя (Danny Kaye) на CBS. Он также руководит оркестром в программе Call for Music с 13 февраля 1948 по 16 апреля 1948 на CBS, а с 20 апреля 1948 по 29 июня 1948 на канале NBC.
Джеймс делает множество популярных записей к фильмам и не раз появляется на съёмочных площадках Голливуда. Джеймс и его оркестр можно увидеть в таких кинолентах, как "Private Buckaroo" (1942), "Springtime In The Rockies", "Best Foot Forward", "Bathing Beauty", "Two Girls And A Sailor", "Do You Love Me?", "If I'm Lucky", "Carnegie Hall" и "I'll Get By" (1950), а как сольный артист он снимается в фильмах "Syncopation" (1942) и "The Benny Goodman Story" (1956). Он играет на трубе в фильме "Young Man with a Horn" в 1950, дублируя Кёрка Дагласа (Kirk Douglas). Альбом с саундтреком к фильму, на котором оркестр Джеймса сопровождает вокалистку и актрису Дорис Дей (Doris Day), становится #1. Композиция "I'm Beginning to See the Light" в исполнении оркестра Джеймса звучит в фильме "My Dog Skip" (2000). Его музыка представлена в фильме режиссёра Вуди Аллена (Woody Allen) "Hannah and Her Sisters".
Став известным в основном благодаря записанному репертуару, на котором можно часто услышать зажигательные соло Джеймса (например, в таких композициях как "The Flight Of The Bumble Bee", "The Carnival of Venice", "I Cried For You" и "You Made Me Love You"), его оркестр со временем утрачивает свою популярность даже у самых ярых поклонников.
Подобные тенденции изменились в середине 50-х, когда Джеймс совершает полную переоценку своей музыкальной деятельности и решает изменить направление развития карьеры. Вполне вероятно, что импульсом для подобных перемен послужил значительный успех Каунта Бейси (Count Basie), который совершил громкое возвращение на сцену со своим новым составом "16 Men Swinging". Джеймс решает реформировать оркестр с решительным ароматом Бейси. В 1955 он подписывает контракт с Capitol Records и, после выпуска новых студийных версий многих своих ранее изданных на Columbia композиций, Джеймс записывает десять новых тем для альбома WILD ABOUT HARRY!. Этот альбом становится первым в серии записей для Capitol, а позднее для MGM, на которых был представлен так называемый "стиль Бейси", принятый Джеймсом в этот период с аранжировками бывшего саксофониста и аранжировщика Бейси Эрни Уилкинса (Ernie Wilkins) и Нила Хефти (Neal Hefti).
Джеймс продолжает руководить оркестром в течение 60-х и 70-х, разделяя своё время между длительными выступлениями в лучших отелях и казино в основном в Las Vegas, Nevada и международными гастролями. Среди первоклассных музыкантов, работавших с Джеймсом в те годы, необходимо отметить снова Уилли Смита (Willie Smith), последовательность прекрасных барабанщиков, включая Бадди Рича (Buddy Rich), Сонни Пейна (Sonny Payne) и Луи Беллсона (Louie Bellson) и лидирующего трубача Ника Буоно (Nick Buono), который вошёл в состав в декабре 1939 и не показывал признаков того, что хочет освободить своё место и, возможно, оставался бы там как можно долго.
Музыкальная среда странствующего цирка, в которой проходило детство Джеймса, несомненно повлияла на формирование его яркого исполнительского стиля, в котором использовались такие техники, как сильное вибрато, глиссанды полу-открытыми клапанами и губами, клапанные и губные трели, и клапанные тремоло. Эти методы были популярны в то время в так называемом "горячем" джазе, воплощённом идолом Джеймса Луи Армстронгом (Louis Armstrong), но потеряли популярность в 50-х с появлением "cool" или "прохладного" джаза. Строгое соблюдение учебного и репетиционного режима в детстве привело Джеймса к обладанию исключительным техническим мастерством, широким исполнительским диапазоном, более классической аппликатурой и амбюшуром. Выросший на юге, Джеймс также был знаком с блюзовой музыкой, что оказало дополнительное влияние на его стиль. Как объяснил Джеймс: "Я воспитывался в Техасе с блюзом - когда мне было одиннадцать или двенадцать лет в так называемом "ряду барбекю", я обычно сидел с парнями с разбитыми гитарами, которые играли блюз; это все, что мы знали". Услышав соло Джеймса в нескольких номерах во время одного из его выступлений в составе оркестра Бенни Гудмена (Benny Goodman), Армстронг с восторгом сказал своему другу (виброфонисту Гудмена) Лайонелу Хемптону (Lionel Hampton): "Этот белый паренёк - он играет как джиг!"
В 1972, находясь в Лондоне, он дал интервью английскому джазовому критику Стиву Вочи (Steve Voce), который спросил, была ли у коммерческих номеров, которые он записал, бОльшая аудитория. Джеймс заметно поморщился, отвечая: "Это всегда зависело от того, для кого ты играешь. Если ты играешь для джазовой аудитории, я уверен, что некоторые из джазовых вещей, которые мы делали, будут намного более популярнее, чем "Sleepy Lagoon", а если мы играем в загородном клубе или играем, скажем, в Вегасе, в котором сосредоточено множество людей с разными вкусами, то я уверен, что "Sleepy Lagoon" будет более популярной в это конкретное время. Но меня по-настоящему раздражают люди, рассуждающие о коммерческих мелодиях, потому что как по мне, если вы собираетесь быть коммерческим, вы должны стоять на голове, издавать смешные звуки и выделывать всякие идиотские штучки. Я не думаю, что мы когда-либо записали или сыграли хотя бы одну мелодию, которую бы я не особенно любил исполнять. В противном случае, я бы не стал ее играть".
В ранний период Джеймс был немного напористым исполнителем с резким атакующими соло, игравшим в сопровождении ансамблей с богатым тоном и модным в те времена чрезвычайно мощным саундом. В составе своего оркестра он демонстрировал виртуозную технику, выступая с большим осуждением балладного репертуара, что так смущало его джазовых последователей, но восхищало широкую аудиторию, на которую всё это и было нацелено.
Позднее в его карьере, работы Джеймса сочетали в себе лучшее из двух музыкальных направлений: джаза и более роскошного стиля, что позволяло завуалировать некоторые недостатки.
Джеймс был трижды женат. Сначала на певице Луизе Тобин (Louise Tobin), с которой расписался 4 мая 1935. Она родила ему двоих сыновей: Гарри Джеффри Джеймса (Harry Jeffrey James) и Тимоти Рэй Джеймса (Timothy Ray James). Они развелись в 1943 году.
Позже в том же году он женится на актрисе Бетти Грейбл (Betty Grable). У них до развода в 1965 родилось две дочери: Виктория Елизабет (Victoria Elizabeth, 1944) и Джессика (Jessica, 1947).
В декабре 1967 Джеймс женится на танцовщице из Лас-Вегаса Джоан Бойд (Joan Boyd). У пары до развода родился ребёнок.
Джеймсу принадлежало несколько чистокровных скаковых лошадей, которые выигрывали гонки, такие как California Breeders' Champion Stakes (1951) и San Vicente Stakes (1954). Он также был одним из инвесторов ипподрома в Атлантик-Сити. Свои знания о скачках он смог продемонстрировать в 1958 в эпизоде программы The Lucy–Desi Comedy Hour под названием "Lucy Wins A Racehorse".
Джеймс был заядлым курильщиком. Он оставался популярным и в 80-е и никогда не терял своего энтузиазма, несмотря на то, что в 1983 году ему был поставлен диагноз рак лимфатической системы. Несмотря на страдания, он продолжал работать и последний раз выступил со своим Harry James Orchestra 26 июня 1983. Спустя всего лишь девять дней он умирает в Лас-Вегасе в возрасте 67 лет. Френк Синатра (Frank Sinatra) выступил с речью на церемонии прощания с бендлидером.
С июля 2018 Harry James Orchestra под управлением Фреда Радке (Fred Radke) снова в бизнесе.