Hank Crawford / Хенк Кроуфорд
Американский джазовый саксофонист и аранжировщик.
Один из наиболее плодовитых американских джазовых альт саксофонистов так называемой "мемфисской школы", аранжировщик и автор песен. Работал музыкальным директором Рэя Чарльза (Ray Charles), после чего начал довольно успешную сольную карьеру.
Как многие афроамериканцы юга США, начал приобщаться к музыке в хоре Спрингдейлской Миссионерской баптистской церкви, которому с десятилетнего возраста начал аккомпанировать на фортепиано. Он окончил среднюю школу Manassas High Shool, где учились многие из будущих звёзд джаза — Джордж Колман (George Coleman), Гарольд Мейберн (Harold Mabern), Чарльз Ллойд (Charles Lloyd). Как-то отец принёс домой альт саксофон и Хенк заинтересовался инструментом, а когда стал учеником старших классов в Manassas High School, то перешёл на саксофон, чтобы участвовать в школьном ансамбле The Rhythm Bombers.
В конце 1940-х и начале 1950-х прошлого века молодой Хенк уже был заметным участником музыкантского сообщества так называемого "среднеюжного" (Mid-South) направления танцевального ритм-н-блюза и играл с местными блюзовыми звёздами — Айком Тернером (Ike Turner), Би Би Кингом (B.B. King), Бена Бренча (Ben Branch) и Бобби "Блю" Блендом (Bobby "Blue" Bland). Прозвище Хенк ему дали именно в Мемфисе — за то, что он, по общему мнению, выглядел и играл как мемфисский саксофонист более старшего поколения Хенк О'Дэй (Hank O'Day).
После школы Кроуфорд переехал в Нешвилл, где изучал музыку в Университете штата Теннеси и заодно работал студийным музыкантом, записывая танцевальные ритм-н-блюзовые номера и рок-н-ролл: у него была собственная рок-н-рольная группа Little Hank and the Rhythm Kings, а кроме того, он участвовал в университетском оркестре Tennessee State Jazz Collegians, где играл не только на альт-саксофоне, но и на баритоне. Именно в Нешвилле в 1958 Кроуфорд впервые встретился со звездой ритм-н-блюза и нарождающейся музыки соул — Рэем Чарльзом (Ray Charles), штатным альт-саксофонистом ансамбля которого стал в 1959. В конечном счёте, он стал музыкальным директором этого коллектива.
Кстати, основных саксофонистов в группе было два — Хенк работал там вместе с тенористом Девидом Фетхэад Ньюманом (David Fathead Newman), с которым его впоследствии связывали дружба и регулярное участие в записях друг друга и который ушёл из жизни всего за несколько дней до Кроуфорда. "Я многому научился у Рэя в плане ансамблевой дисциплины и фразировки, — вспоминал позже Кроуфорд. — Часто он мне не давал спать по ночам — диктовал мне аранжировки. Я у него многое узнал о голосоведении и о том, как добиваться этого широкого, душевного звучания. Я думаю, я инстинктивно это знал и до него, но он просто помог мне это освоить".
В 1961 в качестве сольного исполнителя он подписывает контракт с фирмой Atlantic Records. Для записи своих первых работ он приглашает приятеля по группе Чарльза Девида Фетхэад Ньюмена (David "Fathead" Newman). Все они несли на себе отпечаток фанковых настроений музыки Чарльза. В 1963 Хенк покидает Гения Соул (так называли Рэя в шоу-бизнесе — The Genius of Soul), чтобы создать собственный септет; но к этому моменту саксофонист уже выпустил несколько сольных альбомов для крупнейшего независимого лейбла Atlantic. Всего с 1960 по 1970 Кроуфорд записал для этой фирмы двенадцать альбомов, которые стилистически балансировали на грани джаза и ритм-н-блюза, закладывая основу будущему "мягкому" или "гладкому" (smooth) джазу (крупнейшая звезда "современного" (contemporary) — джаза, саксофонист Девид Сенборн (David Sanborn), называет Кроуфорда среди своих самых сильных влияний).
Кроме того, Хенк много записывался в качестве солиста на альбомах ритм-н-блюзовых или соул джазовых звёзд, а также писал для них аранжировки: его оркестровки и игра звучат на записях вокалистки Итты Джеймс (Etta James), певца Лу Роулза (Lou Rawls), органиста Джимми МакГриффа (Jimmy McGriff) и певца-пианиста Доктора Джона (Dr. John). Сольные работы Кроуфорда в 1970 выходили на лейблах идеолога раннего smooth джаза — продюсера Крида Тейлора (Creed Taylor), главным образом не на СTI (там появилась только одна его пластинка), а на его филиале Kudu, который был ориентирован на соул-джаз. Некоторые свои альбомы Кроуфорд создавал в компании знаменитых нью-йоркских музыкантов: клавишника Ричарда Ти (Richard Tee), гитиаристов Эрика Гейла (Eric Gale) и Хью МакКрекена (Hugh McCracken), трубача Ренди Брекера (Randy Brecker) и барабанщика Бернарда Пёрди (Bernard Purdie).
Его запись 1975 I HEART A SYMPHONY достигла одинадцатой позиции в джазовом хит-параде и даже фигурировала во второй сотне поп-альбомов года по версии журнала Rolling Stone. Кроуфорд был одним из первых музыкантов, кого Тейлор пригласил на Kudu, и одним из последних, кто в период заката СTI и его филиала оставался верен Криду — вплоть до 1978, когда компания Тейлора обанкротилась. С 1983 Хенк Кроуфорд перешёл на Milestone Records, где оставался до конца 1990-х, активно выпускал собственные альбомы. Его диск SOUL SURVIVORS был создан при участии великолепного органиста Джимми МакГриффа (Jimmy McGriff) и знаменитого звукорежиссёра Руди ван Гельдера (Rudy Van Gelder). В него вошла новая версия классической темы Чарльза "One Mint Julep".
Также Кроуфорд писал музыку, аранжировки и записывал партии альт-саксофона для других звёзд лейбла, среди которых были гитарист Мелвин Спаркс (Melvin Sparks) и органист Джимми МакГрифф (Jimmy McGriff) (с последним Хенк записал четыре совместных альбома и много гастролировал по Европе). Финальный четырнадцатый (считая четыре с МакГриффом) его альбом, записанный для Milestone в 1997 - AFTER DARK - заканчивается трогательной инструментальной версией знаменитого спиричуэла "Amazing Grace", в котором публике, знающей историю Хенка, так несложно было услышать намёк на его ранние детские музыкальные переживания в мемфисской баптистской церкви. "Мой подход к игре можно назвать вокальным, — говорил он. — Я не "технарь", я пою на инструменте. В моей игре почти можно услышать слова песен".
С конца 1950 и до конца 1990-х Кроуфорд жил в Нью-Йорке, но перенесённый им в 2000 инсульт заставил музыканта вернуться в Мемфис, где его обширная семья могла обеспечить ему заботу и уход. Когда Хенку стало чуть получше, он начал вновь выезжать в Нью-Йорк, но базироваться продолжал в родном городе. Однако к активной музыкальной деятельности он так и не вернулся.
Он умер в своём доме в Мемфисе в возрасте 74 лет. По словам родных музыканта, его здоровье неуклонно ухудшалось с 2000 после перенесённого инсульта.
Так уж совпало, что два ведущих саксофониста классического ансамбля Рэя Чарльза ушли из жизни буквально в течение одной недели, но ощущение странности усилилось, когда выяснилось, что за две недели до Хенка умер и третий саксофонист того же ансамбля (игравший с 1957 по 1977) — баритонист Лерой Купер (Leroy Cooper). Он ушёл из жизни 15 января в Орландо, штат Флорида, где с конца 1970-х на протяжении двадцати лет руководил оркестром Диснейленда, Ему было 80 лет.