Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Gerald Albright / Джеральд Олбрайт

Американский джазовый саксофонист и мультиинструменталист.

Джеральд Олбрайт не является первооткрывателем концепции смус джаза, но он находится в числе немногих артистов, чьё творчество стало определением жанра, его класса и отличительной особенностью. Со вкусом смешивая душевный R&B Масео Паркер (Maceo Parker) c незабываемым бибопом Джона Колтрейна (John Coltrane) и Кэнноболла Эддерли (Cannonball Adderley), он создал выразительный, поднимающий настроение звук. Мульти-инструменталист, обладающий ловким умением находить чувственный мягкий грув. Его музыка звучит на современном джазовом радио на протяжении более двух десятилетий. Олбрайт только в Америке продал более 1 млн. экземпляров своих альбомов. Он сам продюсирует свои альбомы, на которых кроме всего играет на бас гитаре, клавишных, флейте, программирует ударные и исполняет бэк вокал.

К своему и без того впечатляющему списку достижений, он добавил и успех на телевидении. Он появлялся на различных шоу, включая “A Different World”, “Melrose Place”, Channels 2 и 5 “Morning News Shows”, джазовом сегменте "BET", в Лас-Вегасе ведёт шоу со звездой “Designing Women” Мешах Тэйлор (Meshach Taylor). Кроме музыки Олбрайт показал себя семейным человеком. Со своей женой Глинис (Glynis) он познакомился ещё в школе. У них родилось двое детей - Selina Marie и Brandon Terrell.

Много он отдаёт и обществу. Исполняя contemporary джаз, или straight-ahead джаз, Олбрайт сам по себе стал самостоятельным отдельным классом. На сцене он известен своей быстротой и ловкостью, его уникальный округлый звук обладает душевной вибрацией. Он обладает способностью удивлять свою аудиторию чем-то экстраординарным. Олбрайт всегда даёт публике то, за чем она приходит на его концерты – превосходное шоу!

Родившись в Калифорнии, он вырос в Лос-Анджелесе в районе South Central/Watts. Он второй ребёнок в семье Мэтти Пёрл Олбрайт (Mattie Pearl Albright) и Уилльяма Дадли Олбрайт (William Dudley Albright). У него есть брат, который старше его на 8 лет. Изучать фортепиано Джеральд начал в раннем возрасте, хоть и не проявлял большого интереса к инструменту. Любовь к музыке проснулась довольно неожиданно, когда его преподаватель по классу фортепиано дал ему свой альт саксофон. Когда расовая напряжённость достигла точки воспламенения по всем Соединённым Штатам в середине 60-х, Лос-Анджелес не остался в стороне от этих проблем, которые свирепствовали по всему городу. Район Watts, где жили Олбрайты, стал одним из сообществ, которое буквально взорвалось. Беспорядки, вспыхнувшие летом 1965 в районе Watts, принесли с собой массовые разрушения и 34 смерти. Позднее в обширном интервью для Contemporary Black Biography Олбрайт рассказал: "Я видел, как распадается общество, и это очень болезненный процесс. В нём есть как плюсы, так и минусы. В целом идея семьи стала особенно важной, в необходимости заботиться и беспокоится друг за друга. И я увидел, как сообщество, в конце концов, снова воссоединилось".

Дом Олбрайтов всегда был наполнен музыкой – в основном госпел и соул. Детство и юношеские годы Джеральда прошли во времена, которые были наполнены поразительной оригинальностью во всём спектре музыкальных стилей, и он вобрал в себя все эти влияния, звучавшие на пластинках в их доме. Как он рассказывал СВВ: "У нас было много госпел - the Hawkins Singers, James Cleveland, такого рода вещи. А потом были James Brown, Motown, the Philly International Sound, и так далее. Я просто чувствовал себя хорошо, слушая эти великие звуки, переваривая их всё время. Сейчас всё расставлено по категориям, но в те дни, всё больше имело отношение лишь к тому, что вы чувствуете. И эта комбинация оказалась неотъемлемой частью моего стиля игры". Музыкантом, оказавшим громадное влияние на Олбрайта, стал Масео Паркер (Maceo Parker), легендарный саксофонист, который был центральной фигурой в группе Джеймса Брауна (James Brown). "Я слушал Масео очень много, старался перенять его саунд и его ритмические особенности. Я слышал его как саксофониста имитирующего игру ударника. Он такой чистый, честный и ритмичный. И брак между ним и JB был незаменим. Каждый раз, когда я вижусь с Масео лично, я говорю ему, что чувствую себя так, как будто нахожусь в присутствии члена королевской семьи!"

Во время учёбы в Locke High School его любовь к музыке укрепилась ещё больше благодаря нескольким превосходным преподавателям музыки. "Они стали моими музыкальными родителями. Когда они замечали, что один из учеников немного лучше остальных, они уделяли ему больше времени. Они показывали ученику будущее в этой области, и помогали ему сфокусироваться на направлении – и музыкальном, и карьерном". Преподаватели иногда приглашали знаменитых музыкантов, как, к примеру, видного исполнителя Юсефа Латифа (Yusef Lateef) или аранжировщика группы Earth Wind & Fire – для проведения лекций или семинаров. "Это было как то, что вы ожидали увидеть на уровне колледжа, а не простой школы. Это был ещё один шаг в том, чтобы открыть в себе музыканта. Кроме того, я захотел быть мульти-инструменталистом, и Юсеф сильно вдохновил меня в этом". В числе учеников его школы были Патрис Рашен (Patrice Rushen) и Ндугу Леон Ченклер (Ndugu Leon Chancler).

В то время Олбрайт рассматривал себя в основном как сторонника фанка и впервые познакомился с джазом в школьные годы. "В учительской Msingi Workshops ("msingi" - слово на языке свахили, означающее ''основание, база"), мы много играли из Тэда Джонса (Thad Jones), Джеральда Уилсона (Gerald Wilson), и другие подобные вещи. Вот когда я начал учиться, как смешивать. Это был поворотный момент". Кроме Масео Паркера (Maceo Parker) на молодого Олбрайта не меньшее влияние оказал Кэннонболла Эддерли (Cannonball Adderley). Этот альт саксофонист некоторыми исследователями джаза рассматривается как пионер идиомы "соул джаза" из-за ритмических толчков в его музыке – радостных, по качеству как "фанк-соул" на вершинах его прямолинейных бибоп фраз. Игра Эддерли величайший пример того, как фанковые текстуры могут быть внедрены в концепцию джаза. По окончании школы он становится студентом University of Redlands, где получает степень бакалавра по бизнес менеджменту.

В колледже он продолжает работать над созданием своего отличительного стиля и тона. "Я всегда стремился к чему-то уникальному, и всегда слушал тех парней, у которых было что-нибудь такое, что могло повести меня за ними, такие как Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine) и Гровер Вашингтон (Grover Washington, Jr.). Но знаете, обрести свой собственный стиль не удастся в одночасье. На это уходят годы, пока вас не осенит "о, да, вот мой звук". Это как работа с 9 до 5 – вы делаете её и надеетесь, что сможете сделать её лучше". К моменту поступления в университет Джеральд уже неплохо освоил саксофон, но, услышав игру Луи Джонсона (Louis Johnson) на концерте группы Brothers Johnson, он увлекается игрой на бас гитаре. "Прослушивание таких исполнителей, как Энтони Джексон (Anthony Jackson), Стенли Кларк (Stanley Clarke) и Маркус Миллер (Marcus Miller), стало для меня большим стимулом изучать этот инструмент". Через несколько месяцев после окончания колледжа в 1979 Джеральд в качестве саксофониста присоединяется к пианистке Патрис Рашен (Patrice Rushen), которая набирала группу для своего турне. Посреди гастрольного тура группу покинул бас гитарист. Олбрайт занял его место и закончил гастроли на басу. Впоследствии он часто играл на этих двух инструментах.

Сотрудничество с Рашен, которая стала R&B вокалисткой, в общей сложности продлилось 5 лет, в течение которых он наслаждался общением с публикой и другими исполнителями. "Деньги были довольно хорошими для того времени, и всё было стабильно. Я также исполнил несколько соло на стороне – кинул парочку нот на альбомы других людей. Так что у меня всё шло хорошо. Но моя любовь и приверженность музыке означали, что я не могу больше сосредотачиваться только на денежных вопросах. Если вы находитесь на определённом духовном уровне, вы в состоянии чувствовать то, что вы слышите – вот что важно". В этот же период он побывал в Европе в составе коллектива ударника Альфонса Моузона (Alphonse Mouzon). Однажды он заменил Кенни Джи (Kenny G) в группе Джеффа Лорбера (Jeff Lorber) Fusion Band.

Олбрайту удаётся заработать достаточно прочную репутацию для того, чтобы иметь стабильные приглашения в студии, где он работает с такими артистами, как Анита Бэйкер (Anita Baker), Рэй Паркер (Ray Parker, Jr.), Лола Фолана (Lola Folana), Атлантик Старр (Atlantic Starr), The Winans, Оливия Ньютон-Джон (Olivia Newton-John), The Temptations и Морис Уайт (Maurice White). Он также гастролирует Лес МакКэнн (Les McCann), Родни Френклин (Rodney Franklin), Джефф Лорбер (Jeff Lorber), Тина Мэри (Teena Marie), Марлен Шоу (Marlene Shaw), Дебра (Debra) и Элоиза Лоус (Eloise Laws), Куинси Джонс (Quincy Jones), Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Фил Коллинс (Phil Collins) и многими другими. В дополнение к многочисленным выступлениям в клубах и на джазовых фестивалях Олбрайт принимает участие в популярном туре Jazz Explosion, в котором он выступал с такими звёздами современного джаза, как Уилл Даунинг (Will Downing), Джонатан Батлер (Jonathan Butler), Хью Масекела (Hugh Masekela), Чака Хан (Chaka Khan), Дайян Ривс (Diane Reeves), Рейчелл Фэррелл (Rachelle Ferrell), гитарист Док Пауэлл (Doc Powell) и клавишник Алекс Буньон (Alex Bugnon). И это далеко не все имена.

Исполнители смус джаза выбирают мягкое звучание на своих альбомах, но не нужно забывать, что они, если захотят, могут и отойти от него. Питер Уотроус (Peter Watrous) в своей статье для New York Times описывал шоу Jazz Explosion, которое состоялось в нью-йоркском Carnegie Hall и в котором участвовали Олбрайт. Первая половина концерта была профессиональна и формальна. "Но что-то произошло за кулисами в антракте, и вторая половина была совсем другим концертом… Вечер закончился с мистером Олбрайтом. Он начал своё выступление с простого вопроса: "Ничего, если я приглашу Вас в церковь? Во время исполнения "Georgia on My Mind" его саксофон издавал вокализмы. Затем он отправился в попурри, которое состояло из отрывков песен Джеймса Брауна (James Brown). Он разделил аудиторию на две части, женскую и мужскую, которые пели "Talking About The Ghetto". Вся толпа зрителей пела слаженно и не фальшивила, создав атмосферу воскресного утра несколькими днями раньше". В тот вечер в Нью-Йорке Олбрайт получил прекрасную возможность продемонстрировать всю свою одарённость и показать зрителям всё то, что оказало на него влияние: госпел, фанк, джаз.

Наконец в 1986 Олбрайт почувствовал в себе силы начать сольную карьеру. Он принёс свои демо записи в Atlantic Records, которая немедленно подписала с ним контракт. В 1987 выходит его первый альбом JUST BETWEEN US, первый из последовательности хорошо принятых, популярных дисков. Олбрайт был дважды номинирован на Grammy в 1989 и 1990 за альбомы BERMUDA NIGHTS и DREAM COME TRUE соответственно. Он не только пишет большую часть материала своих дисков, но и играет на нескольких инструментах, и продюсирует или со-продюсирует почти все свои работы. В 1991 Олбрайт закрывает рты "джазовым снобам", предложив на суд слушателей и критиков альбом LIVE AT BIRDLAND WEST, на котором продемонстрировал способность к импровизации, креативности, показав себя решительным и прямолинейным джазовым исполнителем. Он посвятил этот диск Кэннонболлу Эддерли (Cannonball Adderley). В 1993 Олбрайт попал в число десяти саксофонистов, выступивших на инаугурации президента Билла Клинтона. По его словам: "Это был по настоящему особый момент. Я стоял бок о бок со многими исполнителями, которыми восхищался, когда рос, такими как Гровер Вашингтон (Grover Washington, Jr.), Джерри Маллиген (Gerry Mulligan) и Майкл Брекер (Michael Brecker). Когда мы закончили играть, президент поднял большой палец вверх, что, конечно, сделало мой день". Он также принял участие в Presidential Summit, где выполнял некоторые личные поручения президента.

В 1994 на Atlantic Records выходит диск SMOOTH с романтическими настроениями как по тону, так и по содержанию. Затем последовали GIVING MYSELF TO YOU (1995) и LIVE TO LOVE (1997). Благодаря популярности и широкому спектру музыкальных взаимоотношений Олбрайт обладает свободой передвижения в различных музыкальных направлениях. В 1998 Фил Коллинс (Phil Collins) пригласил Олбрайта возглавить биг бенд, что позволило британскому музыканту реализовать свою давнишнюю мечту. "Это было здорово. Фил приятный непринуждённый парень, который стал свидетелем всего этого. Я назвал это туром сливок культуры. Я имею в виду, что это тот тур, в котором каждый бы хотел принять участие, потому что Фил обладает особой способностью подбирать правильных людей для своего шоу, знаете, не только с точки зрения их музыкального мастерства, но и личностных качеств, так что всё превращается в большую счастливую семью на дороге. Каждый концерт он предварял словами к публике, что с 1966 хотел быть ударником в биг бенде. Речь шла не о популярной стороне творчества Фила. И альбом, записанный в турне (A HOT NIGHT IN PARIS, Atlantic, 1999), получился действительно хорошим, качество звука и всё остальное, мы все остались им довольны".

Олбрайту повезло с участием ещё в одном проекте в 1998. Его сотрудничество с экстраординарным вокалистом Уиллом Даунингом (Will Downing) на альбоме PLEASURES OF THE NIGHT (Verve/Forecast) получило щедрые похвалы. Что ещё более важно, альбом занял первое место в списках современного джаза в журнале Billboard. Дуэт создал коммерчески жизнеспособную, музыкально утончённую смесь. Даунинг и Олбрайт были друзьями на протяжении большей части 20 лет. Как рассказал Олбрайт в интервью СВВ: "Мы знаем друг друга так хорошо, и у нас много общего – мы оба семейные люди, например, - плюс, мы работали вместе в различных проектах за последние 8 или 9 лет. Таким образом, в один прекрасный день мы решили задокументировать наше сотрудничество и выставить его на всеобщее обозрение, и это оказалось очень успешным".

Затем музыканты провели вдохновенное время в турне в поддержку альбома. В нью-йоркской Amsterdam News Олбрайт отметил, как он и Даунинг иногда "менялись местами" во время шоу, когда он начинал вокализировать на своём инструменте, а Уилл пел, подражая звучанию саксофона: "Мало вероятно, что люди будут платить деньги, чтобы услышать, как я пою, но мы вдохновляли друг друга делать разные вещи на сцене, когда выступали вместе. Уилл мог спеть фразу, которая подталкивала меня сыграть как-нибудь по-другому, чем я обычно делаю без него, и наоборот. Так что это был хороший дух товарищества на сцене".

Далее Олбрайт планирует расширить свой профессиональный репертуар. Он продолжает сочинять музыку, делать записи и продюсировать свои альбомы, как гость выступает с другими музыкантами, гастролирует с собственным составом. Однако, как сказал он СВВ: "Я также хотел расширить свой портфолио, сделав музыку к фильму и, в конце концов, основать собственную звукозаписывающую компанию. И мне бы хотелось предложить семинары, лекции для молодых людей – знаете, вернуть долг обществу". В 2002 с альбомом GROOVOLOGY состоялся дебют Олбрайта на лейбле GRP. Джеральд выступил в качестве композитора, аранжировщика, продюсера и мульти-инструменталиста – он исполнил партии всех четырёх саксофонов на альбоме. "Лучшими можно назвать композиции ‘Old School Jam’ и ‘Groovology’, потому что они цепляются за память и обладают особым грувом, - писала Пола Эдельштайн (Paula Edelstein) для All Music Guide. Следующую работу 2004 он назвал KICKING IT UP. На ней представлены такие гости как вокалист группы "Boyz II Men" Шоун Стокмен (Shawn Stockman), Джефф Лорбер (Jeff Lorber) и меняющийся экипаж музыкантов. Диск построен на том же основании, что и более ранние работы для Atlantic, но в тоже время показывает такие навыки, которые вызовут восхищение даже у джазовых традиционалистов. Девид Джеффрис (David Jeffries) в All Music Guide отметил: "Джазовая элита отказывалась признать его, пока он не предоставит ещё один диск типа BIRDLAND WEST, но тем самым они пропустили его новый голос, и судя по тому, как комфортно он здесь звучит, ему не стоит возвращаться к прошлому. С момента начала работы с GRP Олбрайт наконец добавил удобство и раскованность к привлекательности, гладкости и расслабленности".

В 2006 Олбрайт переходит под опеку калифорнийского лейбла Peak и выпускает диск NEW BEGINNINGS, над которым работали его старые друзья и коллеги Лорбер, Рашен и Крис Ботти (Chris Botti). Как и раньше пуристы жанра не были готовы открыть свои сердца к принятию всех аспектов смус джаза, но они не смогли не восхититься коммуникабельными способностями Олбрайта. Гэйл Патрик (Gail Patrick) писал в Billboard: "Но он немедленно завладевает вниманием своей завораживающей версией "Georgia on My Mind" – основным крючком его концертных шоу, исполняемым на бис… Олбрайт не просто играет на саксофоне – он заставляет его разговаривать". Альбом NEW BEGINNINGS взлетает на первое место в списках современного джаза. Олбрайт рассматривает появление он-лайн технологий в выгодном свете. "Интернет наш друг. Многие вещи необходимо доработать, всякие лазейки нужно исправить. Но для прямого контакта со слушателями, убрав всяких посредников – открываются большие возможности для исполнителей. И слушатели могут проявить свою индивидуальность – купить лишь те композиции, которые им нравятся. Так что я рассматриваю это как реально беспроигрышную ситуацию". Тем не менее, многие музыканты обеспокоены явной непредсказуемостью новых технологий, и на то, что звукозаписывающие компании сейчас более ориентированы на низкопробную продукцию, чем когда-либо.

Олбрайт исповедует более высокую точку зрения. "Наиболее важным, всегда, является то, что с моей любовью и страстью к музыке, я знаю, всё будет в порядке. Я извлеку свой звук, что бы там ни происходило. Другое моё благо – мои поклонники. Какое бы направление я не выберу, мне не придётся начинать с нуля". Смус джаз очень популярен на радиостанциях и реклама поддерживает жизнь станций по всей стране. Но продажи альбомов не всегда следуют этой тенденции. "С точки зрения радио трансляций, смус джаз на взлёте, но это не относится к продажам записей, - сказал Олбрайт СВВ. Не довольствуясь уважением других музыкантов, Олбрайт собирает средства для NAACP, Американского онкологического общества и Института Воспитания Темнокожих.

В 2003 он начал привлекать своих коллег по джазу для выступлений в составе Groovin' for Grover, ежегодного тура, часть сборов которого жертвуется в фонд "Protect the Dream Foundation", основанный Гровер Вашингтон (Grover Washington, Jr.). Кроме того, он помогает своей жене Глинис (Glynis), которая перенесла рак, бороться за снижение жиров и уменьшение содержания сахара в продуктах питания, продвигая на рынок торговую марку Just Sweet Enough. Олбрайт сыграл на более чем 200 записях и неоднократно гастролировал с величайшими исполнителями своего поколения. Что ещё может приносить ему удовлетворение? "Наибольшее удовлетворение я нахожу в простых, но в то же время таких мощных реакциях людей среди аудитории, когда я играю. Я делаю гораздо больше, чем просто сильно дую в свой инструмент, потому что для меня это действительно образ жизни. С каждой нотой, которую я исполняю, мне действительно хочется духовно расшевелить людей". В 2010 его альбом PUSHING THE ENVELOPE выходит на лейбле Heads Up. В 2012, объединив свои усилия с гитаристом Норманом Брауном (Norman Brown), на лейбле Concord Олбрайт выпускает диск 24/7. Двумя годами позже он возвращается со своим 14-м студийным альбомом SLAM DUNK. Предыдущие 11 дисков подряд попадали в список десяти лучших альбомов журнала Billboard и этот альбом повторил успех предыдущих. В 2016 Олбрайт представил свою очередную работу G, первый альбом выпущенный на собственном лейбле Bright Music Records.

14:01