Fletcher Henderson / Флетчер Хендерсон
Американский пианист, руководитель оркестра, аранжировщик и композитор, сыграл важную роль в развитии джазового искусства эры биг бендов и свинга.
Одна из наиболее важных фигур в становлении и развитии музыки биг бендов, в начале 30-х Хендерсон установил стандарты, на которые равнялись все ранние оркестры. Этого он смог добиться благодаря тщательному отбору музыкантов в свой состав и, совместно с Доном Редманом (Don Redman), создал формат аранжировок для биг бендов, который был подхвачен практически всеми аранжировщиками в течение последующих 30 лет. Достаточно интересно, что Хендерсон стал бендлидером практически благодаря несчастному случаю, а аранжировать музыку начал, скорее, в силу сложившихся обстоятельств, нежели имея такое намерение.
После получения учёной степени по химии и математике в Atlanta State University, он в 1920 отправляется в Нью-Йорк для продолжения своего образования. Для того, чтобы оставаться на плаву, он находит работу копировщика песенных партитур в Pace-Handy Music Company. Затем он становится менеджером в Black Swan Record Company Гарри Пейса (Harry Pace) и играет на пианино на многих сессиях звукозаписи в компании. Далее для гастрольной поездки Этель Уотерс (Ethel Waters) ему поручают сформировать биг бенд. Вскоре он уже руководит оркестром в "Little Club" возле Бродвея - популярном ночном заведении, известном такими завсегдатаями как 'Club Alabam'. В состав оркестра вошли случайные музыканты, у которых были общие представления о музыке. Причиной избрания Хендерсона лидером, как отметил Редман, стало то, что: "Он организовал прекрасное выступление, был хорошо образован, а мы старались продемонстрировать всё, что могло бы помочь нашему будущему успеху".
Это стало началом господства Хендерсона. Позже в этом же 1924 он со своим оркестром выступает в "Roseland", одном из известнейших танцзалов Нью-Йорка. Контракт был подписан на четыре года, но сотрудничество Хендерсона с "Roseland" продолжалось с перерывами 10 лет.
В эти дни путь к успеху был проложен по направлению, указанному Полом Уайтменом (Paul Whiteman), предложившему публике выбор танго, вальсов и других популярных танцевальных мелодий. Называемый "цветным Полом Уайтменом", коллектив Хендерсона едва признавали джазовым оркестром, не смотря на присутствие таких выдающихся джазменов как Колмен Хокинс (Coleman Hawkins). Музыкальная политика оркестра претерпевает заметные изменения с приходом в его ряды Луи Армстронга (Louis Armstrong). Он остаётся в оркестре около года, покинув его ближе к концу 1925, но это недолгое пребывание подтолкнуло Дона Редмана (Don Redman) к полному пересмотру своего подхода к аранжировкам для оркестра. Редман сделал попытку повторить полифонический стиль ансамблевой игры Новoго Орлеана, как-бы натравливая одну секцию против другой и давая полную свободу талантливым музыкантам для их соло.
К 1927 оркестр находится на устах всего Нью-Йорка, ведь в нём вместе с Хокинсом играют Томми Ледниер (Tommy Ladnier), Джимми Харрисон (Jimmy Harrison), Чарли Грин (Charlie Green) и Бастер Бейли (Buster Bailey). Хендерсон был чрезвычайно устремлён к успеху, хотя он и не был особенно успешным бизнесменом и имел приятный, совершенно неагрессивный характер. Однако обстоятельства изменились таким образом, как никто и не мог предположить. В середине лета 1927 Редман уходит и становится музыкальным директором клуба "McKinney's Cotton Pickers". Его уход означал, что все обязанности аранжировщика ложатся с этого момента на плечи Хендерсона, в чём он превосходно разбирался. К сожалению, в 1928 он попадает в автомобильную аварию, и, хотя физически он практически не пострадал, в его характере происходят изменения. Как позже отметила его жена: "Он никогда не обладал достаточными бизнес качествами, но после этого инцидента он их потерял ещё больше". Наиболее очевидным последствием этих перемен стало то, что все амбиции покинули его и он стал общедоступным, безвольным индивидуумом. В наглом коммерческом мире биг бендов начала 30-х это были не те качества, используя которые можно было бы достичь успеха.
В 1929 вялое отношение Хендерсона становится причиной массового ухода его звёздных исполнителей, но в следующем году он вновь собирает состав и пытается снова добиться успеха. Несмотря на уход Редмана, Хендерсон продолжает писать превосходные аранжировки, разрабатывает идеи для саксофонных партий, которые, учитывая факт, что он в основном использовал секцию из трёх инструментов, были изыскано изобретательны. В 1931 у Хендерсона играет удивительное множество ведущих джазменов. Среди трубачей были Рэкс Стюарт (Rex Stewart) и Бобби Старк (Bobby Stark), Бенни Мортон (Benny Morton) был в секции тромбонов, а среди саксофонистов сидели Хоукинс, Расселл Прокоуп (Russell Procope) и Эдгар Семпсон (Edgar Sampson). В 1934 среди трубачей были Ред Аллен (Red Allen) и Джо Томас (Joe Thomas). В 1936 к оркестру присоединяется Рой Элдридж (Roy Eldridge), Омер Симеон (Omer Simeon), Чу Берри (Chu Berry), Исраэль Кросби (Israel Crosby) и Сид Катлетт (Sid Catlett). Кроме того, что его аранжировки исполнялись его собственным оркестром, они стали основой для успеха других коллективов, особенно оркестру Бенни Гудмена (Benny Goodman).
Однако, несмотря на качество исполняемого материала и превосходный состав его биг бенда, звезда Хендерсона быстро закатилась. Его безразличие к коммерческим соображениям отражалось на его музыкантах и в свою очередь приводит к разочарованию и уменьшению его аудитории. К 1939 посещаемость концертов Хендерсона сильно падает, у него начинаются разногласия с промоутерами и волнения в рядах музыкантов. Он распускает свой оркестр и присоединяется к Гудмену в качестве штатного аранжировщика и пианиста. В течение 40-х он продолжает писать для Гудмена и других, и время от времени собирает состав в особых случаях. В 1946 его оркестр в течение 15 месяцев выступает в чикагском "Club DeLisa". Позже он возвращается к своей ранней роли аккомпаниатора Этель Уотерс (Ethel Waters). В 1950 он падает прямо на улице, очевидно в результате удара. Будучи частично парализованным, он прожил что-то около года и умер 28 декабря 1952.
Хендерсон стал одной из наиболее важных фигур в развитии музыки биг бендов, хотя, по некоторым оценкам, его творчество иногда поднимают на такой уровень, который приуменьшает огромный вклад, сделанный другими. В отношении тех, кто был с Хендерсоном в различные периоды, можно отметить, что Редман был новатором, Сампсон был одним из основных вкладчиков в успех и талантливейшим композитором, а Хорейс Хендерсон (Horace Henderson), младший брат Хендерсона, помогал ему писать аранжировки. В отношении других оркестров можно сказать, что и Чарли Диксон (Charlie Dixon), и Бенни Картер (Benny Carter) работали в подобном направлении. Позже появились обработки работ Редмана и Хендерсона такими одарёнными музыкантами, как Сай Оливер (Sy Oliver), Куинси Джонс (Quincy Jones), Бастер Хардинг (Buster Harding), Нил Хефти (Neal Hefti) и другие.
Но так как основные изменения стиля наступили гораздо позже, Хендерсон долгое время оставался наиболее существенным вкладчиком в развитие биг бенд музыки. Даже сегодня многие оркестры - включая даже такие авангардные коллективы, как оркестр Сан Ра (Sun Ra Arkestra) - всё ещё следуют по пути, проложенному человеком, который стал руководить оркестром по случайности, чья карьера была разрушена несчастным случаем, и чья смерть наступила в то время, когда он был практически забыт.