Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Eubie Blake / Юби Блейк

Американский джазовый пианист и композитор. Его родители Эмма (Emma) (1861-1927) и Джон Блейк (John Blake) (1838-1917) были бывшими рабами. Он был единственным выжившим из их восьми детей, умерших в младенчестве. В 1894 семья переселяется в дом 414 North Eden Street, а позднее их адресом становится 1510 Jefferson Street. Отец работал грузчиком в доках Балтимора, зарабатывая 9 долларов в неделю. Осваивать пианино Блейк начал в возрасте четырёх-пяти лет. Однажды во время похода в супермаркет со своей мамой он забрёл в отдел музыкальных инструментов, взобрался на табурет возле органа, и начал нажимать на клавиши. Когда мама нашла его, продавец сказал ей: "Ваш ребёнок гений! Будет преступлением отнять у него шанс использовать такой совершенный, богом подаренный талант". И Блейки приобрели в рассрочку небольшой орган стоимостью 75 долларов, внося за него по 25 центов каждую неделю. Когда Блейку исполнилось семь лет, он начинает брать уроки у своей соседки Маргарет Маршалл (Margaret Marshall), которая была органисткой в местной методистской церкви. В 15 лет он, без ведома родителей, начинает играть на пианино в балтиморском борделе, принадлежавшем Эдджи Шелтон (Aggie Shelton). Блейк упоминал, что впервые он сочинил мелодию к "Charleston Rag" в 1899, когда ему было всего 12 лет, но не смог переложить сочинение на бумагу до 1915, пока не изучил нотную грамоту. В 1912 Блейк начинает играть в водевиле в составе "Society Orchestra" под руководством Джимми Юроупа (Jimmy Europe), который аккомпанирует танцевальному шоу Вернона и Ирен Кесл (Vernon и Irene Castle). Оркестр исполняет в основном регтайм, который оставался довольно популярным в те времена. Вскоре после окончания Первой мировой войны Блейк в 1915 объединяет свои силы с Ноблом Сисслом (Noble Sissle) и вместе они создают водевильный музыкальный дуэт "Dixie Duo". После водевиля дуэт начинает работать над созданием музыкального ревю "Shuffle Along", который включал в себя множество написанных ими песен. Премьера мюзикла состоялась в 1921, и он становится практически первым хитовым мюзиклом на Бродвее, написанным темнокожим автором об афроамериканцах, что было практически невероятным достижением для чёрных музыкантов в те времена. Успех музыкально-театральных постановок Блейка-Сиссла способствовал признанию профессиональной негритянской музыкальной культуры в США и за рубежом на раннем этапе её становления (как и творческая деятельность другого её исторического "полпреда" – Уилл Марион Кука (Will Marion Cook)), ускорил наступление "золотого века" джаза. В мюзикле "Shuffle Along" блистали Флурной Миллер (Flournoy Miller), Обри Лайлс (Aubrey Lyles), Гертруда Сондерс (Gertrude Saunders) и Нобл Сиссл (Noble Sissle) (Блейк играл на пианино). Для шоу было написано несколько замечательных песен, в числе которых "Bandana Days", "Charleston Rag", "Memories of You", "Gypsy Blues", "Love Will Find A Way", "Everything Reminds Me Of You", "Shuffle Along" и "If You've Never Been Vamped By A Brown Skin (You've Never Been Vamped At All)". Песня "I'm Just Wild About Harry" становится огромным хитом и её включают в свой репертуар Марион Харрис (Marion Harris), Рэй Миллер (Ray Miller) и Пол Уайтмен (Paul Whiteman). Она становится гимном избирательной компании Гарри Эс Трумена (Harry S. Truman) в 1948. В 1923 Блейк принимает участие в создании и озвучивании трёх сюжетов для фонофильмов Lee DeForest. Это были "Noble Sissle and Eubie Blake", где они представили свою песню "Affectionate Dan", "Sissle and Blake Sing Snappy Songs" с песнями "Sons of Old Black Joe" и "My Swanee Home", и "Eubie Blake Plays His Fantasy on Swanee River", где Блейк исполнил свою "Fantasy on Swanee River". Эти фильмы находятся сейчас в коллекции библиотеки конгресса США. Блейк был привлечён для работы и над другими мюзиклами и ревю Бродвея: "Elsie", "Chocolate Dandies" (1924), "Revue Of 1924" в постановке Андре Шарлота (Andre Charlot) и "Blackbird's Of 1930" в постановке Лью Лесли (Lew Leslie). Позже вместе с Энди Разафом (Andy Razaf) он пишет такие песни как "Baby Mine", "That Lindy Hop", "My Handy Man Ain't Handy No More" и, ставшую хитом любовную балладу "Memories Of You". После очередного мюзикла "Swing It" Блейк вновь ненадолго объединил свои творческие усилия с Сисслом. Совместно с ним в 1959 (в фортепианном дуэте) он записывает пластинку THE WIZZARD OF THE RAGTIME PIANO. А затем в течение Второй мировой войны много времени и сил отдаёт выступлениям в составе трупп, выступавших для солдат. В 1950-х он читает лекции и даёт уроки игры рэгтайма, но понимает, что времена этой музыки уже прошли. В 1969 в возрасте 86 лет фортуна вновь повернулась к Блейку лицом, когда Джон Хаммонд (John Hammond) заговорил о его творческом пути и выпустил его записи. 1970 был наполнен почестями, записями, концертами, фестивалями и телевизионными выступлениями. Cвоими выступлениями в Европе и США (в том числе на фестивале Newport in New York в 1973) он производит сенсацию. Ему удалось вызвать волну массового интереса к традиционному регтайму среди молодых музыкантов и меломанов, что послужило важным стимулом для начавшегося в последующие годы возрождения регтаймового стиля в области джаза и поп-музыки (этот процесс за короткое время приобрел международные масштабы). В 1978 его жизнь и музыка стали основой бродвейского шоу в его честь "Eubie!", которое транслировалось по телевидению США, а позже была осуществлена постановка в Лондоне. В 1983 высказывание Блейка на праздновании его 100-летия попало в список знаменитых цитат. Он сказал: "Если бы я знал, что проживу так долго, я бы лучше заботился о себе". Личная жизнь В июле 1910 Блейк женится на Эвис Элизабет Сесилии Ли (Avis Elizabeth Cecelia Lee) (1881–1938), сделав ей предложение в нанятом им автомобиле с личным шофёром. Блейк и Ли впервые встретились в 1895 в стенах начальной школы №2 по улице East Street в Балтиморе. В 1910 Блейк увозит свою молодую супругу в Atlantic City, New Jersey, где к тому времени он уже нашёл работу в ночном клубе Boathouse. В 1938 Эвис ставят диагноз – туберкулёз и немногим позже в этом же году она умирает в возрасте 58 лет. О своей утрате Блейк на одной из записей сказал: "В своей жизни я никогда не понимал, что значит быть одиноким. Поначалу, когда Эвис заболела, я думал это была лишь простуда, но время шло и ей не становилось лучше. Я заставил её пойти к доктору и тогда мы узнали, что у неё туберкулёз… Я думаю, что когда я узнал, что у неё туберкулёз, я понял, что это лишь вопрос времени". Блейк продолжал выступать и записываться вплоть до того момента, когда все решили отметить его сотый день рождения, хотя на самом деле к этому моменту ему исполнилось всего 96 лет. Дело в том, что в последние годы жизни Блейк называл датой своего рождения 1883 год и поэтому все решили, что в 1983 ему исполнилось ровно 100 лет. Большинство источников, включая энциклопедию Британника и биографии в библиотеке конгресса США, неправильно указывают дату его рождения в 1983. Однако во всех официальных правительственных документах записано "7 февраля 1887". В их числе сведения о переписи населения в 1900, его регистрация во время Первой мировой войны, заявление на получение паспорта в 1920, заявление на получение полиса социального страхования в 1936, и свидетельство о смерти, выданное администрацией социальной безопасности США. Питер Хенли напишет: "Проведя окончательный анализ, тот факт, что ему было всего 96 лет, а не 100, когда он умер, ни в коей мере не умаляет его экстраординарных достижений. Юби навсегда останется в числе лучших популярных композиторов и сочинителей песен своей эпохи". Через пять дней после празднования дня рождения Блейк умирает в своём доме в Бруклине. Он был похоронен на кладбище Сайпресс Хилл (Cypress Hills Cemetery) в нью-йоркском районе Бруклин. В 1995 вышла серия марок США с изображением Юби Блейка. В 1998 в городе Silver Spring, Maryland была построена школа, названная его именем - James Hubert Blake High School. Школа ориентирована на изучение исполнительского искусства и её ансамбли инструментальной музыки неоднократно становились победителями различных конкурсов. Блейк был официально введён в American Theatre Hall of Fame. Его альбом 1969 THE EIGHTY-SIX YEARS OF Eubie Blake в 2006 году был включён в Национальный реестр звукозаписи библиотеки конгресса США (Library of Congress' National Recording Registry).
14:04