Etta Jones / Этта Джонс
Американская джазовая вокалистка. В числе её самых известных записей можно назвать пенси "Don't Go to Strangers" и "Save Your Love for Me". На протяжении своей карьеры она сотрудничала с Бадди Джонсоном (Buddy Johnson), Оливером Нельсоном (Oliver Nelson), Ёрлом Хайнсем (Earl Hines), Барни Бигардом (Barney Bigard), Кенни Барреллом (Kenny Burrell), Милтом Джексоном (Milt Jackson), Сидаром Уолтоном (Cedar Walton) и Хьюстоном Пирсоном (Houston Person).
Детство Итты протекало в нью-йоркском районе Гарлем. Ещё будучи подростком, она присоединяется к группе Бадди Джонсона (Buddy Johnson) для общенационального тура, но с этим коллективом она не записывается. Её первыми записями были песни "Salty Papa Blues", "Evil Gal Blues", "Blow Top Blues" и "Long, Long Journey". Продюсером той сессии звукозаписи становится Леонард Фезер (Leonard Feather) в 1944, который поместил её в компанию кларнетиста Барни Бигарда (Barney Bigard) и тенор саксофониста Джорджи Олда (Georgie Auld). В 1947 она записывает и выпускает на RCA Victor Records раннюю кавер-версию песни Леона Рене (Leon Rene) "I Sold My Heart to the Junkman" (ранее выпущенную лейблом Basin Street Boys на эксклюзивном лейбле Рене).
С 1949 по 1952 она выступает с секстетом Ёрла Хайнса (Earl Hines). В течение карьеры Этта получает три номинации на премию Grammy, за альбом DON'T GO TO STRANGERS в 1960, альбом SAVE YOUR LOVE FOR ME в 1981 и MY BUDDY - посвященный её первому работодателю, Бадди Джонсону (Buddy Johnson) в 1998. В 2008 альбом DON'T GO TO STRANGERS был введен в Зал Славы Grammy.
Далее следует период работы и записей для Prestige, где Этта Джонс сотрудничает с таким известным аранжировщиком, как Оливер Нельсон (Oliver Nelson), и звёздами джаза, такими как Френк Уесс (Frank Wess), Рой Хейнс (Roy Haynes) и Джин Аммонс (Gene Ammons). Более тридцати лет она сотрудничает с тенор саксофонистом Хьюстоном Персоном (Houston Person), с которым она знакомится в одной из групп Джонни "Хаммонд" Смита (Johnny "Hammond" Smith). Персон продюсирует её альбомы и становится её менеджером. В свою очередь Персон благодаря работе с Иттой Джонс обретает популярность.
Хотя Этта Джонс, скорее всего, запомнится прежде всего своими записями для Prestige, её тесные профессиональные отношения с Персоном, которого часто ошибочно считают мужем Джонс, помогли обеспечить два последних десятилетия её жизни необычайной продуктивностью, о чём свидетельствует череда альбомов для Muse Records. В 1996 она записывает работу THE MELODY LINGERS ON, первую из пяти сессий для лейбла HighNote.
Только одна из её записей - дебютный альбом для Prestige Records - DON'T GO TO STRANGERS (1960) - имела коммерческий успех благодаря продажам более миллиона копий. Остальные семь альбомов для Prestige и, начиная с 1976, двенадцать записей для Muse Records и семь записей для HighNote Records обеспечили ей преданных поклонников её таланта.
Она умерла от осложнений, вызванных раком 16 октября 2001 в возрасте 72 лет – в день выхода её последнего альбома Etta Jones SINGS LADY DAY.
Чрезвычайно живая, с сильным голосом певица с богатым, блюзовым тоном, Джоунс сделала успешную карьеру несмотря на то, что она была не очень известна вне джазового мира. Но даже на джазовой сцене её иногда затмевали менее талантливые, но более раскрученные вокалисты.