Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Esperanza Spalding / Эсперанза Сполдинг

Американская джазовая басистка, вокалистка и виолончелистка, которая в своих композициях касается различных жанров. В 2011 на 53 церемонии стала обладательницей Grammy как "Лучший новый исполнитель года".

Сполдинг росла в King в окрестностях Portland, Oregon, как она описывала, в "довольно страшном гетто". Мама сама растила двоих детей – Эсперанзу и её брата. Их отец был афроамериканцем, а у матери числились предки из Уэльса, Испании и коренные американцы. Сполдинг интересовалась музыкой разных культур и, в частности, Бразилии, отмечая: "В португальских песнях фразировка мелодии по существу связана с языком, и это прекрасно".

Мама Сполдинг разделяла интерес дочери к музыке, так как сама чуть не стала певицей. Без сомнения, мама оказала большое влияние на Эсперанзу благодаря поддержке её музыкальных устремлений, но всё же стать музыкантом она решила после просмотра выступления классического виолончелиста Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma) в одном из эпизодов детской передачи Mister Rogers' Neighborhood, когда ей было всего 4 года. К 5 годам она самостоятельно освоила игру на скрипке и уже сыграла в Chamber Music Society of Oregon. Она оставалась в составе этой группы до 15 лет и ушла из неё концертмейстером. Из-за слабого здоровья она пропускала много занятий в начальной школе и училась в основном дома. Учёбу продолжила в King Elementary School на северо-востоке Портленда. Когда Эсперанзе было 8 лет, её мама недолго брала уроки игры на гитаре в одном из колледжей. Она брала дочку с собой на занятия, и та тихонечко сидела за пианино. Вернувшись домой, Эсперанза повторяла всё, что преподаватель показывал маме на уроке. Кроме того, Эсперанза освоила гобой, кларнет, а в старших классах школы открыла для себя контрабас. Она поёт на английском, испанском и португальском языках.

Первое выступление Сполдинг состоялось в 15 лет в одном из блюзовых клубов в Portland, Oregon. Участники группы пригласили её на репетицию, чтобы она могла чему-нибудь научиться. Репетиции переросли в регулярные выступления, которые продолжались почти год.

Сполдинг не считает себя музыкальным чудом. "Я окружена чудесами, куда бы не пошла, но из-за того, что они немного старше меня, или не женского пола, или не ведущие лейблы, они не так известны", — говорит Сполдинг.

Она собиралась изучать виолончель, но в 14 лет выиграла стипендию на обучение в The Northwest Academy, где открыла для себя контрабас. Обучение Сполдинг нашла для себя "лёгким – и скучным" и ушла из школы. В 15-16 лет она начала писать стихи для местной инди-рок/поп группы Noise for Pretend, а после нескольких уроков по вокалу, начала петь в составе этой группы. В 16 она оставляет школу и получает стипендию на изучение музыкальной программы в Portland State University, и становится "самой молодой басисткой программы". По совету преподавателя она подаёт документы в Berklee College of Music и по результатам прослушивания получает полную стипендию. Друзья устроили концерт, сборы от которого позволили оплатить её перелёт и немного денег осталось на первое время.

Когда сбережения закончились, Сполдинг немного растерялась, подумывала бросить музыку и заняться политическими науками. К счастью, джазовый гитарист и композитор Пэт Метени (Pat Metheny) убедил Сполдинг продолжить обучение, сказав, что у неё есть "Х-фактор". В Беркли её основным преподавателем был Джон Локвуд (John Lockwood). После первого семестра в Беркли Сполдинг получает приглашение от Пэтти Остин (Patti Austin) отправиться в мировое турне в поддержку альбома "For Ella", посвящённого Элле Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). Сполдинг периодически выступала с Остинг в течение трёх лет. Одним из преподавателей Сполдинг был саксофонист Джо Ловано (Joe Lovano), с которым она позднее также отправиться на гастроли. Они выступали в составе трио, которое расширилось до квартета и, в конечном итоге, превратилось в квинтет US5.

Гари Бёртон (Gary Burton) – вице-президент Беркли сказал в 2004, что у Сполдинг "поразительное чувство времени, она уверенно читает самые сложные партитуры, и проявляет свою оптимистичную натуру во всём, что исполняет".

Бен Ратлифф (Ben Ratliff) писал в The New York Times 9 июля 2006, голос Сполдинг "лёгкий и высокий, схожий по диапазону с Блоссом Дири (Blossom Dearie), и она умеет петь тихо, как будь то исполняет колыбельную" и что она "создала собственное женское пространство, с отличительным звучанием от начала и до конца". За исключительную музыкальность в 2005 Сполдинг получает стипендию от Boston Jazz Society. Практически сразу же после окончания колледжа её приглашают на должность инструктора в Berklee College of Music. В свои 20 лет она становится самым молодым инструктором за всю историю учебного заведения.

18 апреля 2006 на лейбле Ayva Music выходит её дебютный альбом JUNJO, записанный в составе трио. В 2008 её спросили – почему она выбрала контрабас, а не другой инструмент. Сполдинг сказала, что для неё это был не вопрос выбора. Просто, когда она училась музыке, другие инструменты со временем наскучили ей, как-то она решила поэкспериментировать с контрабасом. Преподаватель показал её несколько блюзовых приёмов, которые она применила во время первого выступления. Затем продолжила играть на басу и постепенно влюбилась в инструмент. К 2008 из-за постоянных гастролей она была вынуждена прекратить преподавательскую деятельность в Беркли. Она живёт в New York и в Austin, Texas.

20 мая 2008 выходит следующий диск ESPERANZA, который в 2011 получает премию Grammy и поднимается до 138 места в списке популярности Top 200 журнала Billboard. 10 декабря 2009 Сполдинг выступила в Осло на церемонии вручения Нобелевской премии мира, лауреатом которой стал Президент Барак Обама, и на следующий день приняла участие в праздничном концерте. По традиции лауреаты могут пригласить одного исполнителя, и Обама лично пригласил Сполдинг.

В 2009 она становится заключительным исполнителем на концерте, открывающем Park City Jazz Festival в городе Park City, Utah. На сцену она вышла с Брайяном Бромбергом (Brian Bromberg) и Шон О'Брайян Смит (Sean O'Bryan Smith), которые выступали ранее. После выступления 6 февраля 2010 в телевизионной программе Austin City Limits на PBS её имя стало первым в поисковом индексе Google Search.

В ноябре 2011 Сполдинг была названа "Джазовым Артистом Года" на церемонии вручения Boston Music Awards. Она сотрудничает с Тинеке Постма (Tineke Postma) в работе над композицией "Leave Me a Place Underground" из альбома THE DAWN OF LIGHT в 2011. На диске Терри Лин Керрингтон (Terri Lyne Carrington) THE MOSAIC PROJECT она сыграла в композиции "Crayola". Спела в дуэте с Николасом Пэйтоном (Nicholas Payton) в теме "Freesia" из альбома BITCHES OF RENAISSANCE (2011).

Третий альбом Сполдинг получил название CHAMBER MUSIC SOCIETY. После вручения Grammy альбом поднялся до 34 места в списке Billboard 200, продавшись тиражом в 18,000 экземпляров. На песню "Little Fly" был снят видео клип. Версия на виниле вышла в феврале 2011 и содержала бонус трек "Morning", который был включён в следующий диск RADIO MUSIC SOCIETY. Сполдинг вошла в число самых коммерчески успешных артистов современного джаза за 2011 и её альбом CHAMBER MUSIC SOCIETY стал наиболее продаваемым диском 2011. 26 февраля 2012 она выступила на 84-й церемонии Academy Awards, исполнив стандарт Луи Армстронга (Louis Armstrong) "What a Wonderful World", вместе с детским хором Южной Калифорнии (Southern California Children's Chorus) под аккомпанемент видеомонтажа, в котором отдали почести великим представителям киноиндустрии, умершим в 2011-начале 2012.

Четвёртая студийная работа Сполдинг RADIO MUSIC SOCIETY была выпущена лейблом Heads Up International 20 марта 2012. В работе над диском она сотрудничала с такими артистами, как Уэйн Шортер (Wayne Shorter). В будущем она планирует записать альбом с Милтоном Нашименто (Milton Nascimento). Она появилась в телевизионном шоу Later… with Jools Holland. Приняла участие в записи композиции "Dorothy Dandridge Eyes" в альбоме Джанелли Монае (Janelle Monáe) THE ELECTRIC LADY. Диск вышел 10 сентября 2013. Исполнила дуэт "Old & Crazy" с Бруно Марсом (Bruno Mars) в альбоме UNORTHODOX JUKEBOX.

В ноябре 2013 Сполдинг выпустила сингл-протест "We Are America" в защиту узников тюрьмы Guantánamo, который записала со Стиви Уандером (Stevie Wonder) и Гарри Белафонте (Harry Belafonte).

В числе артистов, оказавших на неё влияние, Сполдинг называет имена Рона Картера (Ron Carter) и Дэйва Холланда (Dave Holland). Картер "оркестровками" своей игры, а Холланд тем, как его композиционный метод дополняет его стиль. В числе своих героев она называет саксофониста Уэйна Шортера (Wayne Shorter) и вокалиста и автора песен Милтона Нашименто (Milton Nascimento), не раз отмечала свою особую любовь к музыке Бразилии.

13:56