Don Byron / Дон Байрон
Американский композитор и мультиинструменталист. В основном играет на кларнете, но также использует в своём творчестве басовый кларнет и саксофоны.
Целеустремлённый индивидуалист и эклектик, Байрон исполняет классическую музыку, клезмер (klezmer), салсу, классический джаз и свободную музыку, заслужив репутацию музыканта с большим артистическим любопытством. Он способствовал установлению равноправного отношения к кларнету среди современных джазовых инструментов.
Мать музыканта была пианисткой, а отец играл на басу в группах "калипсо". Вначале он неизбежно попадает под влияние процветавшей в его районе испанской музыки, с её смелыми и обильными импровизациями поверх свингующих ритмов. Байрон постоянно посещает близлежащий Garden Of Roses, чтобы послушать музыку группы Мачито (Machito). Он учился на кларнете у Джо Алларда (Joe Allard). Используя свою классическую подготовку, он смог объяснить местным группам музыку салса в исполнении Рэя Барретто (Ray Barretto) и Луиса "Перико" Ортиза (Luis "Perico" Ortiz).
Своё образование он продолжает у Джорджа Рассела (George Russell) в New England Conservatory of Music, которая расположена неподалёку от престижного джазового Berklee College, что приводит к возникновению глубокого интереса к джазовой традиции и помогает наладить творческие отношения с такими джазовыми студентами, как Дональд Харрисон (Donald Harrison), Жан Тюсан (Jean Toussaint) и Грег Осби (Greg Osby). Но по-настоящему воображение Байрона было захвачено во время его участия в Klezmer Conservatory Band, который ориентировался на еврейскую народную музыку и где ведущим инструментом был кларнет.
Именно тогда были посеяны семена его, получившего широкое признание, клезмер проекта Don Byron PLAYS THE MUSIC OF MICKEY KATZ. Кац был еврейским бендлидером, композитором и парадистом, который воплотил озорство и проделки в свою музыку, что и привлекло интерес Байрона к нему. Его творчество показало Байрону наиболее верное соотношение музыки и разговорного жанра, что помогало держать баланс с вездесущим политическим контекстом.
Оставив стены колледжа, в свой джазовый актив Байрон записал выступления в составе оркестра Дэвида Мюррея (David Murray Big Band), с Бобби Превайтом (Bobby Previte), в оркестре Мерсера Эллингтона (Mercer Ellington Orchestra), где он играл в одной линии с баритон саксофонистом Гарри Карни (Harry Carney), с Биллом Фриселлом (Bill Frisell) и Ральфом Питерсоном (Ralph Peterson).
В 1993 Байрон появляется во фриджазовом и авангардном контексте в составе группы Company. Его дебютный альбом TUSKEGEE EXPERIMENTS, в котором он описал события, когда множество чёрных пациентов, больных сифилисом, были оставлены без медицинской помощи якобы в интересах какого-то медицинского эксперимента, был направлен против американского расистского произвола. Большой вклад в создание этого альбома сделали Фриселл, Ральф Питерсон мл. (Ralph Peterson Jnr.), Реджи Уоркман (Reggie Workman) и мощнейшие стихи, написанные Садиком (Sadiq).
Байрон практикующий джазовый историк, и некоторые из его альбомов являются воссозданием (по духу) забытых моментов в истории популярной музыки. Примеры можно услышать в PLAYS THE MUSIC OF MICKEY KATZ и в BUG MUSIC. Байрон был номинирован на Grammy Award за его соло на бас кларнете в "I Want to Be Happy" из альбома IVEY-DIVEY.
Байрон работал в должности профессора в The University в Albany (2005-2009) и в MIT (2007-2008), преподавал композицию, импровизацию, историю музыки, кларнет и саксофон.
Он участник Black Rock Coalition. Записывался с Алленом Тьюссаном (Allen Toussaint), Марком Риботом (Marc Ribot), Верноном Рейдом (Vernon Reid), Билом Фриселом (Bill Frisell), Джо Генри (Joe Henry) и другими. В 2001 Байрон исполнил "Bli Blip" для сборного альбома RED HOT + INDIGO, посвящённого Дюку Эллингтону (Duke Ellington) и выпущенного под эгидой Red Hot Organization. Доходы от продаж диска были перечислены в организации, деятельность которых направлена на борьбу с распространением СПИДа.
В 2007 он получил грант в US$50,000 от United States Artists, а позднее выиграл грант от Guggenheim Fellowship. В 2009 в Риме American Academy наградила его престижной Rome Prize Fellowship, а его "Seven Etudes" для сольного фортепиано, исполненные пианисткой Лизой Мур (Lisa Moore), сделали его финалистом на получение Pulitzer Prize в музыкальной композиции в 2009.