Dick Hyman / Дик Хаймен
Американский джазовый композитор и пианист. За 60 лет своей карьеры он также проявлял активность как органист, аранжировщик, музыкальный директор. Известен большим разнообразием жанров, которые он исполняет на пианино, от регтайма до аранжировок современного джаза. Является автором учебников и видеокурсов джазового искусства, где рассматривает их на примерах произведений известных джазменов, таких как Арт Тейтум (Art Tatum) или Эррол Гарнер (Erroll Garner). В 2017 был удостоен звания Мастер джаза от Национального фонда по искусству, что является высшей наградой в джазе в Америке.
Он родился в семье Джозефа Хаймена (Joseph C. Hyman) и Ли Ровен (Lee Roven). Первые уроки игры на фортепиано получил от брата матери – концертирующего классического пианиста Антона Ровински (Anton Rovinsky), выступавшего на предвоенной сцене Нью-Йорка, известного премьерным исполнением некоторых работ Чарльза Айвза (Charles Ives), в частности "The Celestial Railroad" в 1928. Хаймен так говорил о Ровинском: "Он был моим самым важным учителем. Он научил меня технике прикосновения и познакомил с некоторым репертуаром, особенно с музыкой Бетховена. Я самостоятельно разучивал Шопена. Мне нравилась его способность взять мелодию и украсить её произвольным образом, что мы и делаем в джазе. Шопен был бы потрясающим джазовым пианистом. Его вальсы до сих пор звучат в моих импровизациях". Старший брат Дика – Артур познакомил его с музыкой Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke), Луи Армстронга (Louis Armstrong), Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и других местеров джаза. В старших классах школы Хаймен уже во всю играл на танцах в разных составах по всему округу Westchester.
Хаймен заканчивает первый курс в Columbia University и в июне 1945 отправляется на службу в Армию, переходит в состав военно-морского флота, где играет в составе военного оркестра. Вернувшись в унивеситет Columbia, он становится победителем проходившего в радио эфире конкурса пианистов и в награду получает 12 бесплатных уроков с Тедди Уилсоном (Teddy Wilson), пианистом эры свинга, который десятью годами ранее, несмотря на расовые барьеры, стал участником трио Бенни Гудмена (Benny Goodman). Несколько лет спустя и сам Хаймен станет пианистом Гудмена.
Отачивая своё импровизационное мастерство, Хаймен исследует регтайм и музыку раннего периода джаза, также проявляет живой интерес к и записывает музыку Скотта Джоплина (Scott Joplin), Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton), Джеймса Пи Джонсона (James P. Johnson), Зеза Конфри (Zez Confrey), Юби Блейка (Eubie Blake) и Фетса Уоллера (Fats Waller), которых часто цитирует на своих концертах. Хаймен осуществляет запись двух высоко оценённых альбомов под псевдонимом "Knuckles O'Toole", которые включали в себя две оригинальные композиции. В 1952 он играет с Чарли Паркером (Charlie Parker) во время единственного появления саксофониста на телевидении. В состав также вошёл Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и они исполнили "Hot House".
В 60-х его регулярно видели в еженедельном музыкальном сериале NBC-TV " Sing Along with Mitch". Он делает сольные записи музыки Ирвинга Берлина (Irving Berlin), Гарольда Арлена (Harold Arlen), Коула Портера (Cole Porter), Джорджа Гершвина (George Gershwin) и Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Записывается в качестве лидера собственного трио, включая диск на 45 об. в мин. под названием "Moritat - тема из оперы Threepenny Opera" (он же "Mack the Knife"), ч / б "Baubles Bangles and Beads" для MGM Records в 1955, выпущен на MGM K12149. В течение 70-х он также становится Soprano Summit.
В течение 20 лет в Нью-Йорке Хаймен работает в качестве художественного руководителя в сериале "Jazz in July" по 92nd Street Y. Эту должность, на которой его сменил джазовый пианист Билл Чарлеп (Bill Charlap), он оставил в 2004. Тем не менее, он продолжил своё Jazz Piano в сериале Y, как и работу в должности советника по джазу на фестивале Oregon Festival of American Music при The Shedd Institute. В 1995 он был введён в Зал славы (Jazz Hall of Fame) в Rutgers Institute of Jazz Studies и в New Jersey Jazz Society.
Обширную карьеру Хаймен сделал и как студийный музыкант Нью-Йорка, получив несколько наград "Самый ценный исполнитель" (Most Valuable Player Awards) от the National Academy of Recording Arts and Sciences. Он выступал в качестве музыкального директора для таких телевизионных программ, как последнее выступление Бенни Гудмена (Benny Goodman) на PBS и для "In Performance" в Белом Доме. ouse. В течение пяти лет (1969–1974) он был органистом в студии для шоу каскадеров "Beat the Clock". Он получил Emmy Award за свой оригинальный сценарий к драме "Sunshine's on the Way", и ещё одну за работу музыкального директора в PBS Special о Юби Блейке (Eubie Blake). Он продолжает быть частым гостем в составе The Jim Cullum Jazz Band в продолжительной серии радиопередач Riverwalk Jazz, также его можно было услышать в передаче Fresh Air Терри Гросса (Terry Gross). Хаймен много сотрудничает с Руби Браффом (Ruby Braff) во время записей в студии Arbors Records.
Энциклопедическая серия сольных записей Хаймена была выпущена на Arbors Records под названием "Dick Hyman's Century of Jazz Piano". В числе последних работ можно назвать альбомы THINKING ABOUT BIX и E PLURIBUS DUO с Кеном Пепловски (Ken Peplowski).
Он также проявляет огромный интерес к истории джаза, в особенности к истории развития джазового пианино. Свои познания в этих областях он демонстрировал во время радиопередач и концертных выступлений. Его необычайно широкий диапазон позволяет ему свободно чувствовать себя как в регтайме, так и в более свободных формах. Своими выступлениями и записями с New York Jazz Repertory Orchestra он пытался пробудить интерес к музыке Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton), Фетса Уоллера (Fats Waller), Джеймса Пи Джонсона (James P. Johnson) и Луи Армстронга (Louis Armstrong). Он также формирует малые группы, такие как Perfect Jazz Repertory Quintet.
В период работы в формате свободных джазовых форм он играет на электрическом пианино, а позднее добавляет в свой арсенал и орган, записывает CINCINNATI FATS, NEW SCHOOL CONCERT и дуэтный альбом с Руби Браффом (Ruby Braff). Позже с помощью Браффа записывает на органе Wurlitzer другой альбом в джазовом контексте. Необычно, но факт, что диск A PIPE ORGAN RECITAL PLUS ONE добивается большого успеха как среди критиков, так и у публики. Как композитор Хаймен писал как для малых, так и больших составов, написал среди прочих музыку к фильму Scott Joplin (1976).
Мастер джазового пианино, его выступления демонстрировали не только его экстраординарную виртуознейшую технику, но и глубочайшее понимание и немеркнующую любовь к великим музыкальным традициям. С помощью радиопередач и лекций, а также своим энтузиазмом и собственным примером, он помогал расширять понимание различных форм джазового исскуства.