Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Dave Burrell / Дейв Баррелл

Американский джазовый пианист. Мать Баррелла была певицей, органисткой и руководителем хора. Баррелл влюбился в джаз в юные годы после встречи с Хербом Джеффрисом (Herb Jeffries). Баррелл получил хорошее образование - сначала в Hawaii University, а потом в 1961 перевёлся в Berklee College Of Music. Он выступает некоторое время в Бостоне, а в 1965 перебирается в Lower East Side в Нью-Йорке. Через некоторое время совместно с саксофонистом Байярдом Ланкастером (Byard Lancaster), Сироном (Sirone) и Бобби Кеппом (Bobby Kapp) он создаёт группу Untraditional Jazz Improvisational Team. Одна из его первых работ - музыка к фильму CRUCIFADO, стала своеобразным заявлением для тех, кто не воспринял джазовую свободу импровизационного искусства конца 1960-х, и что основные сторонники этой самой свободы тоже являются искушёнными музыкальными мастерами. Баррелл с головой окунулся в водоворот чёрной авангардной музыки. В 1965 он входит в состав группы саксофониста Фароа Сандерса (Pharoah Sanders) [альбом TAUHID], выступает с Марион Брауном (Marion Brown) [JUBA-LEE и THREE FOR SHEPP]. Тесно сотрудничает с Арчи Шеппом (Archie Shepp), приняв участие во многих его записях, в числе которых FOR LOSERS, KWANZA, LIVE AT THE PAN-AFRICAN FESTIVAL, YASMINA, BLASE, BLACK GYPSY, THINGS HAVE GOT TO CHANGE, ATTICA BLUES, THE CRY OF MY PEOPLE, THERE IS A TRUMPET IN MY SOUL, MONTREUX ONE и MONTREUX TWO. В 1968 вместе с Греханом Монкуром третьим (Grachan Moncur, III) и Бивером Харрисом (Beaver Harris) Баррелл становится сооснователем The 360 Degree Music Experience. Они выпускают FROM RAGTIME TO NO TIME (1975) и IN: SANITY (1977). В 1969 он принимает участие во всеафриканском музыкальном фестивале в Алжире (Pan-African Music Festival) - историческом столкновении новейших музыкальных тенденций с этнической музыкой Африки. Первым альбомом Баррелла в качестве лидера становится работа HIGH WON-HIGH TWO (1968), которую продюсировал Алан Дуглас (Alan Douglas). Вскоре после этого в 1969 он записывает два диска: ECHO (сильнейшая реактивная струя революционной энергии) и LA VIE DE BOHÈME для парижского лейбла BYG. Для лейбла Nippon Columbia делает запись ROUND MIDNIGHT. С этого времени Баррелл активно участвует во всех проектах, связанных с растафарианским (Rastafarian) и гаитянским (Haitian) направлениями африканской музыкально-ритуальной культуры. В 1978 он сочиняет джаз оперу, основанную на его версии "Богемы" Джакомо Пуччини под названием WINDWARD PASSAGES, созданную в содружестве со шведской поэтессой Моникой Ларссон (Monika Larsson). Их дальнейшие гастроли и работа в студии приводят к появлению таких записей как DAYBREAK (1989), BROTHER TO BROTHER (Gazell, 1992), IN CONCERT (Victo, 1992) и WINDWARD PASSAGES (Black Saint, 1993). Баррелл появляется на таких альбомах саксофониста Девида Маррея (David Murray), записанных в период между 1988 и 1993 для японского лейбла DIW, как LOVERS, DEEP RIVER, BALLADS, SPIRITUALS, TENORS, REMEMBRANCES и PICASSO. Его глубокое понимание музыки госпел особенно ощущается на диске SPIRITUALS. Баррелл гастролирует и выступает как солист и как лидер дуэтов, трио и ансамблей более крупных форматов. Он делает записи для лейбла High Two из Филадельфии. Его альбом EXPANSION (2004), записанный при участии басиста Уилльяма Паркера (William Parker) и ударника Эндрю Сирилла (Andrew Cyrille), был хвалебно воспринят критиками NPR, Down Beat, Village Voice, JazzTimes, The Wire и других изданий. Итальянский лейбл Splasc Records в 2005 издал студийную сольную работу на фортепиано под названием MARGY PARGY. В 2006 Баррелл выпускает CONSEQUENCES (Amulet), концертную запись дуэта с ударником Билли Мартином (Billy Martin), и диск MOMENTUM (High Two), на котором представлены басист Майкл Форманек (Michael Formanek) и ударник Гуиллермо И. Браун (Guillermo E. Brown). Итальянский телевизионный канал RAI Trade осуществил запись концерта Баррела и Ларссон: Dave Burrell PLAYS HIS SONGS, в котором приняла участие вокалистка Лина Конквест (Leena Conquest). Запись была издана в 2010. Глубокая интенсивность его музыки в сочетании с академической искушённостью представляет собой захватывающую диалектику. Как и более известный Эндрю Хилл (Andrew Hill), своим искусством Баррелл демонстрирует то, как джаз может в полной мере, и к тому же безо всяких противоречий, сочетать в себе уличную музыку с академической.
00:50