Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Cab Calloway / Кэб Кэллоуэй

Американский джазовый вокалист и руководитель оркестра. Плотно сотрудничал с гарлемским Cotton Club в Нью-Йорке, где регулярно выступал. Кэллоуэй был мастером энергичного скэта и возглавлял один из самых популярных биг бендов Америки 1930-х – конца 1940-х. В его оркестре играли такие таланты, как трубачи Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Адольфус "Док" Читхэм (Adolphus "Doc" Cheatham), саксофонисты Бен Уэбстер (Ben Webster) и Леон "Чу" Берри (Leon "Chu" Berry), новоорлеанский мастер гитары Дэнни Баркер (Danny Barker) и басист Милт Хинтон (Milt Hinton). Кэллоуэй продолжал выступать вплоть до своей смерти в возрасте 86 лет. Сыграл роль старого джазмена, зарабатывающего на жизнь работой сторожа в детском приюте, в фильме "Братья Блюз" (1980). Родился в обеспеченной семье среднего класса, которая перебралась в Baltimore, Maryland. Его мать Марта Рид (Martha Reed), окончившая Morgan State College, была преподавателем и играла в церкви на органе. Его отец Кэйбелл Кэллоуэй младший (Cabell Calloway, Jr.) в 1898 окончил Lincoln University of Pennsylvania и работал адвокатом и агентом по недвижимости. Родители рано распознали музыкальные таланты сына и в 15 лет (с 1922) он начал брать частные уроки по вокалу. Конечно же, ни учителя, ни преподаватели не одобряли увлечения Кэба джазом, тем не менее он начал часто выступать в ночных заведениях в Балтиморе. Как результат, он наладил контакты со многими звёздами местной сцены того времени. В числе своих первых учителей он упоминал барабанщика Чика Уэбба (Chick Webb) и пианиста Джонни Джонса (Johnny Jones). Окончив Frederick Douglass High School, Кэллоуэй со своей старшей сестрой Бланш (Blanche) отправился в турне в составе популярного ревю Plantation Days. (Бланш Кэллоуэй (Blanche Calloway) стала хорошим руководителем оркестра раньше своего брата, и он часто вспоминал, что именно она повлияла на его выбор заняться шоу бизнесом). Родители надеялись, что их сын последует по стопам отца и станет адвокатом, и Кэллоуэй поступает в Crane College в Чикаго. Однако его главными интересами были вокал и выступления, и большую часть вечеров он проводил в таких чикагских заведениях, как Dreamland Ballroom, Sunset Cafe, и Club Berlin, выступая как барабанщик, певец и ведущий. В Sunset Café Кэб иногда выступал вместо вокалистки Аделаиды Холл (Adelaide Hall). Здесь же он познакомился и выступал с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), который научил его петь скэтом. В конце концов, Кэб бросает учёбу и начинает петь в группе Alabamians. Гастролируя с этим оркестром, он попадает в Нью-Йорк. В 1930 он взял на себя управление практически разорившимся оркестром с блестящим составом под названием "The Missourians", оркестр, с которым он недолго сотрудничал годом ранее. Этот оркестр получает приглашение выступать в нью-йоркском танцзале Savoy Ballroom и, хотя все участники этого биг бенда были профессионалами, не вызывало сомнения, что именно яркие выступления Кэллоуэя привлекали наибольшее внимание публики. Он одевался чрезвычайно экстравагантно: длинный, до колен пиджак; объёмные брюки; огромная широкополая шляпа и цепочка для часов, свисающая до самого пола - всё это делало его центром внимания. Его речь была приправлена различными фразеологизмами, а его фирменный выкрик "Hi-De-Hi", эхом повторяемый его поклонниками, становится неотъемлемой частью его шоу. Позднее оркестр сменил своё название на 'Cab Calloway and His Orchestra'. Возросшая популярность оркестра и его лидера приводит к переменам. Cotton Club был ведущим джазовым заведением в стране, и в 1931 Кэллоуэйя с его оркестром приглашают занять место оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington Orchestra), пока тот будет на гастролях. Делами Кэллоуэя начал управлять Ирвинг Миллс (Irving Mills), который "заботился" о Дюке Эллингтоне (Duke Ellington), Mills Blue Rhythm Band и других джазовых коллективах. Кэллоуэй быстро достигает такого уровня популярности, что его оркестр, как и биг бенд Эллингтона, становится постоянным ансамблем заведения. Во время перерывов в выступлениях в Cotton Club оркестр регулярно совершает общенациональные гастрольные поездки. Росту их популярности способствуют радиотрансляции из клуба, проходившие дважды в неделю по общенациональной сети NBC. Кэллоуэй также принимает участие в радио программе Уолтера Уинчелла (Walter Winchell) и участвует с Бингом Кросби (Bing Crosby) в его шоу в нью-йоркском Paramount Theatre. Кэллоуэю и Эллингтону удалось разрушить расовые барьеры, мешавшие темнокожим артистам выступать на общенациональных радиостанциях. Как и в других оркестрах, возглавляемых солистами, Кэллоуэй предоставлял достаточно музыкального пространства своим ведущим инструменталистам благодаря превосходным аранжировкам Уолтера "Футс" Томаса (Walter "Foots" Thomas). В то же время многие его записи были "вокальными деликатесами", где его вокал занимал ведущую роль. В 1931 он делает запись своей наиболее известной песни "Minnie the Moocher". Эта песня, наряду с "St. James Infirmary Blues" и "The Old Man of the Mountain", была исполнена для Betty Boop для анимированных короткометражек Minnie the Moocher (1932), Snow White (1933), и The Old Man of the Mountain (1933), соответственно. Кэллоуэй не только подарил свой голос этому мультфильму, но и свои движения в танце. Некоторые свои концерты он начинал с демонстрации этих мультфильмов, чтобы привлечь ещё больше внимания к своему биг бенду. В результате успеха "Minnie the Moocher", в припеве которого звучало восклицание "Хай-Ди-Хо", Кэллоуэю дали прозвище "The Hi De Ho Man". В 1930-х он также снялся в серии коротких фильмов для Paramount, включая The Big Broadcast (1932). В этих фильмах можно увидеть, как Кэллоуэй использует скользящую походку назад, которую позднее подхватил Майкл Джексон (Michael Jackson) и назвал её "лунной походкой" ("moonwalk"). 50 лет спустя Кэллоуэй вспоминал: "Тогда это называлось The Buzz". В то же время хитами в его исполнении становятся песни, содержащие скрытые намёки на наркотики, которые, вероятно, не заметили или не захотели замечать руководители звукозаписывающих компаний. Первой из таких песен стала "Minnie The Moocher", записанная в марте 1931, а в октябре этого же года увидела свет песня "Kicking The Gong Around" - выражение, означающее курение опиума. В фильме International House (1933) Кэллоуэй исполнил свою классическую песню "Reefer Man", в которой рассказывалось о человеке, любящем сигареты с марихуаной. Другие его песни воспевали сексуальное мастерство, как, например, песня Фэтса Уоллера (Fats Waller) "Six Or Seven Times" или песня Гарольда Арлена (Harold Arlen) – Тэда Колера (Ted Koehler) "Triggeration". Своё первое полное появление в голливудском фильме Кэллоуэй сделал вместе с Элом Джолсоном (Al Jolson) в картине The Singing Kid в 1936. Он исполнил серию дуэтов с Джолсоном, в фильме снялся его биг бенд и труппа из 22 танцоров Cotton Club. Музыкальный историк Артур Найт (Arthur Knight) отметил, что "когда Кэллоуэй начал петь в своей характерной манере – в которой слова используются как инструмент для управления ритмом и растягивания мелодии – становится очевидным, что американская культура изменилась под влиянием Джолсона и с (и благодаря) Кэллоуэем…" Вокальная манера Кэллоуэя была несколько необычна для поклонников джаза. Его эксцентричность в одежде проявлялась и в его вокальном стиле, который представлял собой необычную смесь блюза, глубокой сентиментальности и церковной религиозности. Одним из лучших образцов его вокального мастерства можно считать такие песни как "Geechy Joe" и "Sunday In Savannah", которые он исполнил для фильма Stormy Weather в 1943. Оркестр Кэллоуэя был одним из самых популярных биг бендов Америки 1930-х. С 1930 по 1932 он много записывался для Brunswick и для десятицентовых подразделений ARC (Banner, Cameo, Conqueror, Perfect, Melotone, Banner, Oriole, и т.п.). Затем в течение года сотрудничал с RCA Victor. В конце 1934 вернулся к работе с Brunswick, с которой работал до 1936, а в 1937 подписал контракт с недолго просуществовавшим лейблом Variety Ирвинга Миллса (Irving Mills). Он остаётся с Миллсом и когда лейбл разорился с наступлением Великой депрессии. Их сессии продолжились на фирме Vocalion в течение 1939, и затем на OKeh Records вплоть до 1942. В 1942 руководителем американского профсоюза музыкантов становится Джеймс Петрилло (James Petrillo). Чтобы поменять ситуацию с авторскими отчислениями от звукозаписывающих компаний он организовал забастовку, которая продлилась до 1944. По окончании забастовки музыкантов Кэллоуэй продолжил регулярно делать записи. Для более проницательных джазовых фанов, которые с терпением относились ко всем околоджазовым проявлениям, названным одним из сайдменов "все эти выкрики и окрики", свой вклад в развитие джазового искусства Кэллоуэй смог сделать только благодаря экстраординарному мастерству музыкантов своего оркестра. В ранних составах у него играли корнетист Рубен Ривс (Reuben Reeves), тромбонисты Эд Свэйзи (Ed Swayzee), Док Читхэм (Doc Cheatham) и Бэнни Пэйн (Bennie Payne). По мере роста популярности Кэллоуэй смог позволить себе приглашать самых лучших музыкантов. Необходимо отметить, что он всегда хорошо платил и давал достаточно музыкального пространства для солистов, несмотря на то, что репертуар был сильно ориентирован на его вокальные номера. К началу 40-х в составе оркестра играли такие выдающиеся мастера, как Чу Бэрри (Chu Berry), чей исполнительский талант можно услышать в композициях "Ghost Of A Chance" и "Tappin' Off", Хилтон Джефферсон (Hilton Jefferson) ("Willow Weep For Me"), Милт Хинтон (Milt Hinton) ("Pluckin' The Bass"), Кози Коул (Cozy Cole) ("Ratamacue" и "Crescendo In Drums") и Джона Джонс (Jonah Jones) ("Jonah Joins The Cab"). С такими непревзойдёнными мастерами как Бен Уэбстер (Ben Webster), Шэд Коллинс (Shad Collins), Гарвин Бушелл (Garvin Bushell), Марио Бауза (Mario Bauza), Уолтер "Футс" Томас (Walter "Foots" Thomas), Тайри Гленн (Tyree Glenn,) Джей Си Хёрд (J.C. Heard) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) оркестр Кэллоуэя становится одним из лучших оркестров эры свинга и силой, с которой невозможно не считаться. Репутацию вспыльчивого человека Диззи заработал именно в оркестре Кэллоуэя. Сам Кэб не одобрял шуточки и циркачества Гиллеспи. Его музыку, по словам Джоны Джонса (Jonah Jones), называл "китайской музыкой" ("Chinese music"), да и о музыкальных способностях Диззи был невысокого мнения и не считал его хорошим музыкантом. Дело было в 1941 на сцене государственного театра города Хардфорта штата Кентукки. Кто-то из музыкантов во время репетиции отправил шарик из жёванной бумаги в лидера оркестра, который пел на сцене. Обернувшись, Кэллоуэй, который уже был в плохом настроении, заметил напряжённое лицо Гиллеспи, и решил это дело его, но не рук, а рта. Кэб обвинил Гиллеспи в содеянном и заявил, что в следующий раз надаёт ему пощёчин. Диз ответил: "Попробуй!" и тут же получил по щеке. Через секунду, вспоминал Милт Хинтон (Milt Hinton), Диз уже держал в руке нож, а через две полосонул им Кэба. Музыканты навалились на Гиллеспи и нож отняли. В итоге Кэллоуэй получил незначительные порезы на бедре и запястье. Естественно, Кэллоуэй уволил Гиллеспи, репутация которого с тех пор была подмочена, и многие лидеры оркестров боялись брать его на работу. Через несколько дней Гиллеспи пытался принести свои извинения, но они были отвергнуты. Хотя впоследствии Гиллеспи и Кэллоуэй всё же помирились и остались друзьями. В 1943 Кэллоуэй снялся в музыкальном фильме Stormy Weather кинокомпании 20th Century Fox. Stormy Weather был одним из первых фильмов, в котором все роли исполнили темнокожие звёзды. В 1944 была опубликована The New Cab Calloway's Hepsters Dictionary: Language of Jive – обновлённое издание ранее опубликованной книги, в которой Кэллоуэй даёт поклонникам некоторые пояснения о джайве, к примеру, что выражение "kicking the gong around" относится к курению опиума. Кэллоуэй и его оркестр блистают в Hi-De-Ho (1947), полнометражном фильме режиссёра Джоша Бинни (Josh Binney). Карикатура на Кэллоуэя появилась в мультфильмах о Porky Pig - "Porky at the Trocadero" и "Swooner Crooner". В 1930-х из участников оркестра были созданы гастролирующие бейсбольная и баскетбольная команды, в которых играли сам Кэллоуэй, Милт Хинтон (Milt Hinton), Чу Берри (Chu Berry), Бенни Пэйн (Benny Payne) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). В конце 1940-х Кэллоуэй вёл регулярную юмористическую колонку псевдо-сплетен под названием "Coastin' With Cab" в журнале Song Hits Magazine. По сути это была коллекция анекдотов. Вот один из примеров, опубликованный в мае 1946: "Бенни Гудмен (Benny Goodman) обедал в стейк хаусе в Ciro в Нью-Йорке, когда туда вошла ну очень провинциальная девочка. "Если бы её лицо приравнивалось к её благосостоянию, - язвительно заметил Бенни, - то она была бы освобождена от налогов". К концу 1940-х из-за ряда неудачных финансовых решений оркестр Кэллоуэя распался. Этому способствовало и пристрастие руководителя к азартным играм. В конце 1940-х Кэб проживал со своей супругой Zulme "Nuffie" и семьёй на южном побережье Long Beach. В 1950 семья переехала в округ Westchester County штата New York, где супруги Кэллоуэй продолжили растить троих из пяти дочерей в городке Greenburgh. В поздний период своей карьеры Кэб снялся в нескольких фильмах и принимал участие в сценических постановках, где играл роли и пел. Его можно увидеть в фильмах Manhattan Merry Go Round, Sensations Of 1945, St. Louis Blues и A Man Called Adam (1966). В 1952 исполнил роль "Sportin' Life" в постановке оперы Porgy and Bess. Также исполнил роль "Yeller" в The Cincinnati Kid (1965). 19 марта 1967 Кэб вместе с Крис Кэллоуэй (Chris Calloway) приняли участие в The Ed Sullivan Show. В 1967 вместе с Пёрл Бэйли (Pearl Bailey) Кэб играл в полностью темнокожей постановке Hello, Dolly! на Broadway. Это возродило слабеющий интерес к шоу и RCA Victor выпустила запись с новым составом, что было большой редкостью в то время. Новый всплеск популярности Кэллоуэя в 1970-х связан с его участием в бродвейской постановке Bubbling Brown Sugar. В 1973–1974 Кэб участвовал и в неудачной бродвейской постановке The Pajama Game. Его автобиография Of Minnie the Moocher and Me (Crowell) была опубликована в 1976. В неё как дополнение вошёл и полный Словарь хипстера (Hepsters Dictionary). В 1980-х его можно было увидеть и услышать как на сцене, так и на ТВ в США и Великобритании и в качестве звезды, и в качестве аккомпаниатора, но всегда находящегося в центре всеобщего внимания. Оживление интереса к личности Кэллоуэя произошло в 1980, когда он снялся в фильме The Blues Brothers, исполнив "Minnie the Moocher." Он также спел "The Jumpin' Jive" с Two-Headed Monster в детском телевизионном сериале Sesame Street. В этом же году на экраны вышел фильм Forbidden Zone, в котором прозвучали переаранжированные Кэллоуэем его же песни для Денни Эльфмана (Danny Elfman) и исполненные Эльфманом и его оркестром The Mystic Knights of the Oingo Boingo. В 1981 Джо Джексон (Joe Jackson) записал классическую тему Кэллоуэя "Jumpin' Jive", доказав, что музыку Кэба всё ещё помнят. В 1993 он выступил в лондонском Barbican Centre. В этом же году он отметил получение степени доктора изящных искусств университета Рочестер штата Нью-Йорк (University of Rochester). Во время церемонии Кэб руководил хором из 9 тысяч выпускников и гостей, который исполнил его "Minnie The Moocher". Кэллоуэй помог в организации Cab Calloway Museum в стенах Coppin State College (Baltimore, Maryland) в 1980-х. Комедиант и актёр Билл Кросби (Bill Cosby) помог в учреждении стипендии имени Кэллоуэя в New School for Social Research на Манхеттене. В 1985 выступление Кэба и его оркестра в The Ritz London Hotel было снято компанией ВВС для 60-минутного телевизионного шоу The Cotton Club comes to the Ritz. В выступлении приняли участие Аделаида Холл (Adelaide Hall), Док Читхэм (Doc Cheatham), Макс Роуч (Max Roach) и Nicholas Brothers. В 1986 в качестве приглашённого судьи Кэллоуэй принял участие в World Wrestling Entertainment (WWE)'s WrestleMania 2 в Nassau Coliseum. Также в 1986 Кэб возглавил церемонию открытия отеля Crescent Court в Dallas, Texas, в которой участвовали 4000 человек. Его выступление с Cincinnati Pops Orchestra под управлением дирижёра Эрика Канзела (Erich Kunzel) в августе 1988 было снято на видео. 57 лет спустя после первой записи его знаменитая песня "Minnie the Moocher" была вновь записана в классическом исполнении. В 1990 он сыграл самого себя в клипе Джанет Джексон (Janet Jackson) на песню "Alright", снятом в стиле 1930-х годов. В Великобритании Кэллоуэй появился в нескольких рекламных роликах Hula Hoops (в одном из роликов он исполнил свой хит "Minnie The Moocher"). Он также выступил в Apollo Theatre. В 1994 в Wilmington, Delaware школа креативных и исполнительских искусств была названа в честь Кэба (Cab Calloway School of the Arts). 12 июня 1994 Кэллоуэй перенёс несколько ударов. Через пять месяцев его не стало. Его тело было кремировано, прах передан семье. После смерти супруги его прах был помещён рядом с её телом и захоронен на Ferncliff Cemetery в Hartsdale, New York.
14:00