Bobby Hutcherson / Бобби Хатчерсон
Американский джазовый вибрафонист и исполнитель на маримбе. Одной из известнейших его композиций становится "Little B's Poem" из альбома COMPONENTS (Blue Note, 1966).
Отец Хатчерсона Эли (Eli) был каменщиком, а мама Эстер (Esther) работала парикмахером. Бобби познакомился с джазом благодаря своему брату Тедди (Teddy), который слушал записи Арта Блейки (Art Blakey) со своим приятелем Декстером Гордоном (Dexter Gordon). Его старшая сестра Пегги (Peggy) стала вокалисткой в оркестре Джеральда Уилсона (Gerald Wilson) и сделал в его составе несколько записей для лейбла Pacific Jazz.
Основы музыкальной грамоты Бобби постигал за клавишами фортепиано. Приблизительно в 12 лет он услышал запись композиции "Bemsha Swing", которую исполнял Милт Джексон (Milt Jackson) в компании Телониуса Монка (Thelonious Monk), Перси Хиса (Percy Heath), Кенни Кларка (Kenny Clarke) с альбома Майлса Девиса (Miles Davis) MILES DAVIS ALL STARS, VOLUME 2 (1954). Сестра Хатчерсона познакомила брата Бобби с Эриком Долфи (Eric Dolphy), с которым встречалась некоторое время, и с Билли Митчеллом (Billy Mitchell).
Юношей в конце 50-х Хатчерсон начинает профессиональную карьеру, работая с тенор саксофонистом Кёртисом Эми (Curtis Amy) и трубачом Кармеллом Джонсом (Carmell Jones), также играет с Долфи (Eric Dolphy) и тенор саксофонистом Чарльзом Ллойдом (Charles Lloyd) в Pandora's Box на Sunset Strip, завоёвывает репутацию изобретательного, прогрессивно мыслящего музыканта.
Свою дебютную запись он делает 3 августа 1960, нарезав две композиции для семидюймового сингла с трио Лэса МакКенна (Les McCann) для Pacific Jazz (издан в 1961). За ним последовал LP GROOVIN' BLUE в составе секстета Кёртиса Эми – Френка Батлера (Curtis Amy - Frank Butler) 10 декабря (издан на Pacific Jazz в 1961). В январе 1962 Хатчерсон присоединяется к группе Билли Митчелла – Эла Грэя (Billy Mitchell – Al Grey) для выступлений в The Jazz Workshop в San Francisco и в клубе Birdland в Нью-Йорке (где в это же время выступал Арт Блейки (Art Blakey)). После гастролей в течение года в составе группы Митчелла-Грэя, Хатчерсон поселяется в Нью-Йорке (по 165-й улице в Bronx), где некоторое время работает в качестве таксиста, пока не находит стабильной работы на джазовой сцене благодаря своему другу детства басисту Херби Льюису (Herbie Lewis).
В то время Льюис работал в составе The Jazztet, основанного в 1959 трубачом Артом Фармером (Art Farmer) и тенор саксофонистом (Benny Golson). В квартире Льюиса часто проходили джем сейшины. На одной из таких вечеринок игру Хатчерсона услышал Грехан Монкур (Grachan Moncur III), который играл в составе Jazztet и в группе Джеки МакЛина (Jackie McLean). Монкур подумал, что Хатчерсон неплохо бы вписался в группу МакЛина. Так 30 апреля 1963 Хатчерсон принял участие в своей первой записи для альбома МакЛина ONE STEP BEYOND для лейбла Blue Note Records. Вскоре последовала сессия для Blue Note с Монкуром, Эриком Долфи (Eric Dolphy), Декстером Гордоном (Dexter Gordon), Эндрю Хиллом (Andrew Hill), Тони Уилльямсом (Tony Williams) и Грантом Грином (Grant Green) в 1963 и 1964, за которыми последовали сессии с Джо Хендерсоном (Joe Henderson), Джоном Петтоном (John Patton), Дюком Пирсоном (Duke Pearson) и Ли Морганом (Lee Morgan). Несмотря на многочисленные записи в идиоме пост бопа, авангардного и фри джаза, сделанные в этот период, первая сессия Хатчерсона для Blue Note в качестве лидера состоялась в 1963 для альбома THE KICKER (издан в 1999) и в своей основе опиралась на хард боп и блюз, как и альбом IDLE MOMENTS с Грантом Грином (Grant Green).
В качестве сайдмена Хатчерсон принимает участие в создании важного альбома Эрика Долфи (Eric Dolphy) OUT TO LUNCH в 1964. В этом же 1964 журнал DownBeat по результатам опроса читателей называет Хатчерсона "Талантом, заслуживающим большего признания". В 1965 на Blue Note выходит альбом DIALOGUE. На альбоме STICK-UP! (1966) были представлены Джо Хендерсон (Joe Henderson), Херби Льюис (Herbie Lewis) и Билли Хиггинс (Billy Higgins). Это была первая из многих сессий Хатчерсона с пианистом МакКой Тайнером (McCoy Tyner). Альбом STICK-UP! также стал единственной записью Хатчерсона для Blue Note в качестве лидера в течение последующих десяти лет (с 1965 по 1969), на которой не присутствовал ударник Джо Чемберс (Joe Chambers) или не была использована композиция Чемберса. В период с 1963 по 1977 у Хатчерсона была одна из самых длинных карьер в записи для лейбла Blue Note, уступая только Хоресу Сильверу (Horace Silver).
В 1967 у Хатчерсона анулируют кабаре карту кабаре и водительские права после того, как он вместе с Джо Чемберсом (Joe Chambers) был арестован в Central Park за обладание марихуаной. Ему пришлось уехать в Калифорнию, но делать записи для Blue Note он не прекратил. Возвращению в Нью-Йорк способствовал важный период сотрудничества с Гарольдом Лендом (Harold Land), с которым для Blue Note были записаны семь альбомов с разными составами, включая пианистов Чика Кориа (Chick Corea), Стенли Кауэллом (Stanley Cowell) и Джо Семплом (Joe Sample), обычно с Чемберсом за ударной установкой.
Группа Хатчерсона-Ленда распадается в 1971 и в этом же году Хатчерсон получает титул "World's Best Vibist" по результатам международного опроса критиков (International Jazz Critics Poll). После выхода альбома KNUCKLEBEAN в 1977 Хатчерсон в оставшиеся 70-е осуществляет запись трёх дисков для Columbia Records.
В начале 80-х Хатчерсон снова объединяет свои творческие силы с Лендом для работы над несколькими записями в коллективе под названием "Timeless All Stars", который представлял собой секстет при участии Кёртиса Фуллера (Curtis Fuller), Седара Уолтона (Cedar Walton), Бастера Уильямса (Buster Williams) и Билли Хиггинс (Billy Higgins), и с которым было записано четыре альбома для датского лейбла Timeless Records. В начале 80-х он меняет несколько лейблов, на которых выходит его сольный материал. С 1980 до начала 90-х выходят восемь дисков на Landmark Records, в этот же период он стабильно выступает как сайдмен. В последующие годы его активность в звукозаписи немного снижается. В 90-х он записывает альбомы для Atlantic и Verve, три диска для швейцарского лейбла Kind of Blue, продолжает гастролировать.
В 2004 Хатчерсон становится избранным участником SFJAZZ Collective, в котором играют Джошуа Редман (Joshua Redman), Мигель Зенон (Miguel Zenón), Николса Пейтон (Nicholas Payton), Рени Роснес (Renee Rosnes) и Эрик Харланд (Eric Harland) среди прочих. В этом коллективе он гастролирует в течение четырёх лет, выступив на открытии SFJAZZ Center в 2013.
В его квартет образца 2007 года входят пианист Рени Роснес (Renee Rosnes), басист Дуэйн Бёрно (Dwayne Burno) и ударник Эл Фостер (Al Foster). В 2008 в квартете играли пианист Джо Джилман (Joe Gilman), басист Гленн Ричман (Glenn Richman) и ударник Эдди Маршалл (Eddie Marshall). В 2010 Хатчерсону вручают высшую награду в мире джаза - Jazz Master Fellowship Award от Национального фонда по искусству (National Endowment for the Arts). В этом же году он выступает в знаменитом клубе Birdland со своим квинтетом, в котором были представлены Джилман, Бёрно, Маршалл и Питер Бернстайн (Peter Bernstein). В 2014 Хатчерсон возвращается под опеку лейбла Blue Note Records с альбомом ENJOY THE VIEW, запись которого прошла в Ocean Way Studios в Голливуде с Джои ДеФранческо (Joey DeFrancesco), Девидом Сенборном (David Sanborn) и Билли Хартом (Billy Hart). В феврале перед выходом альбома этот квартет дал несколько концертов в SFJAZZ Center, билеты на которые были полностью раскуплены.
В качестве бендлидера Хатчерсон снялся в фильмах "They Shoot Horses, Don't They?" (1969) и в роли Эйса (Ace) в фильме "Round Midnight" (1986).
В браке с Бет Бафорд (Beth Buford) у Хатчерсона родился сын Барри (Barry). В 1962 Хатчерсон написал вальс "Little B's Poem", посвятив его сыну Барри. Благодаря успеху композиции "Ummh" из альбома SAN FRANCISCO, одного из нескольких набегов Хатчерсона в область стиля джаз фьюжн, у него появилась возможность приобрести акр земли в Montara, California, на которой он в 1972 построил дом. В этом же году он женится на Розмари Заниге (Rosemary Zuniga), работавшей контролёром на входе в клубе Both/And в Сан-Франциско. У пары родился сын Тедди (Teddy), который стал продакшн менеджером в SFJAZZ. В начале жизни Хатчерсон был прихожанином African Methodist Episcopal Church, а позднее в своей жизни стал приверженцем католицизма.
Всю свою жизнь он был заядлым курильщиком и с 2007 страдал от эмфиземы. Несмотря на достаточно поздний всплеск активности, Хатчерсон незаслуженно остаётся одним из малоизвестных современных джазменов.