Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Billy Harper / Билли Харпер

Американский джазовый тенор саксофонист, представитель поколения тенор саксофонистов, попавших под сильное влияние творчества Джона Колтрейна (John Coltrane), обладавший отличительно жёстким звучанием на инструменте.

Харпер в детстве был солистом церковного хора. В 12 лет начал изучать тенор саксофон. Свой первый квинтет он собирает в 14, а также играет в оркестре своей школы, которую он оканчивает с отличием. Во время учёбы в Texas State University он изучает саксофон и теорию, параллельно начинает профессионально выступать как вокалист и саксофонист.

Он работает в нескольких р-н-б группах, выступает с Джеймсом Клэем (James Clay) и Фредом Смитом (Fred Smith). В 1966 он перебирается в Нью-Йорк, где вскоре начинается период длительного сотрудничества с Гилом Эвансом (Gil Evans). В течение двух лет с 1968 по 1970 он становится участником легендарного коллектива Арта Блейки (Art Blakey) Jazz Messangers. В 1970 совсем недолго играет с Элвином Джонсом (Elvin Jones), затем входит в состав оркестра Тэда Джонса – Мэла Льюиса (Thad Jones - Mel Lewis Big Band), в котором работает до 1973. В 1973 саксофонист принимает участие в создании альбома Гила Эванса (Gil Evans) SVENGALI, в программу которого вошли две композиции Харпера: "Priestess" и "Thoroughbred". Собственная работа Харпера CAPRA BLACK (1973) "остаётся в числе основных записей темнокожего джазового сообщества – глубоко духовное усилие, которое включает в себя как интеллектуальную сложность авангардного джаза, так и эмоциональное могущество музыки госпел".  В период середины-конца 70-х он также работает с Ли Морганом (Lee Morgan) и Максом Роучем (Max Roach).

В дополнение к впечатляющему исполнительскому мастерству на тенор саксофоне, он также играет на флейте. Кроме того, он занимается преподавательской деятельностью и пишет музыку: его композиция "Thoroughbred" становится одной из основных в репертуаре Эванса в течение нескольких лет. Позже различные составы Эванса исполняют и многие другие композиции Харпера, среди которых "Priestess". Он преподаёт в Livingstone College, в Rutgers University, a также получает грант от Совета по Искусствам Нью Джерси (New Jersey Council for the Arts) на преподавание импровизации в 15 школах. Его альбом BLACK SAINT (1975) выходит на знаменитом одноимённом итальянском лейбле.

В 1979 Харпер формирует собственный состав, с которым отправляется на гастроли, что и было задокументировано на концертном диске Billy Harper QUINTET IN EUROPE, выпущенном на лейбле Soul Note. В 1983 появляется следующая работа SUCH GOOD FRIENDS, созданная при участии виртуозного пианиста и продюсера Стенли Коуэлла (Stanley Cowell). Последующие работы музыканта в основном выходили на лейблах SteepleChase и Evidence.

После периода относительно слабой активности в 80-х, Харпер возвращается на дорогу, что приводит к появлению его наиболее амбициозной работы: трёхдискового альбома LIVE ON TOUR IN THE FAR EAST (1991). В дальнейшем Харпер записывается спорадически, что немного меняется, когда он становится участником ансамбля джазового пианиста и историка Ренди Уэстона (Randy Weston). В 2013 они делают первую совместную запись в формате дуэта THE ROOTS OF THE BLUES.

Дальнейшая музыкальная жизнь Харпера протекала исключительно в узком круге нью-йоркской джазовой сцены – за исключением небольших перерывов на гастрольные поездки со своими ансамблями по Европе и Дальнему Востоку. И вдруг в середине 2017 его фигура привлекает к себе международное внимание благодаря исполнению ведущей роли в нашумевшем джазовом фильме "I Called Him Morgan". Выпущенный в прокат в июне 2017, фильм задокументировал жизнь и музыку талантливейшего трубача Ли Моргана (Lee Morgan) и рассказал о женщине, которая спасала его и помогала восстанавливаться после падения на самое дно пропасти под названием "героиновая зависимость". Это фильм, который делает зрителя партнёром со шведским режиссёром в его семилетнем поиске доказательств, которые могли бы объяснить, как одна и та же женщина, которая была спасительницей Моргана, стала его убийцей в тот момент, когда он взбирался на эстраду для последнего выступления в Slug's Saloon, джаз-клубе на Bowery в нижнем East Manhattan.

22:20