Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Benny Carter / Бенни Картер

Американский джазовый музыкант мультиинструменталист (альт саксофон, кларнетист, труба, фортепиано), композитор, аранжировщик, бендлидер. Один из основоположников и ведущих представителей негритянского свинга. Такие слова как "выдающийся" и "монументальный" довольно часто с преувеличением их реальных заслуг применяют к разным заметным личностям. Но эти высокопарные слова без сомнения, как нельзя лучше подходят к карьере и творчеству Бенни Картера. Один из друзей Картера Леонард Фэзер (Leonard Feather), который задокументировал его продолжительную карьеру, рассматривает его как "потрясающий арсенал талантов". Он сказал: "каждая нота - это жемчужина мелодической мудрости". Он прошел путь от самого молодого участника биг бенда (в 1930 ему было 23, когда он присоединился к Флетчеру Хэндерсону (Fletcher Henderson) до самого старого. Он сделал практически всё – какие ещё нереализованные амбиции остались?" "Очень просто, - ответил на это Картер. – Дожить до ста лет и остаться в хорошем здравии". Бенни практически достиг и этой цели – он умер в 96 летнем возрасте. Картер родился и вырос в неблагополучном нью-йоркском районе San Juan Hill. Родители его были рабочими, но, тем не менее, они поощряли в своих детях желание заниматься музыкой. Маленький Бенни и две его сестры получили первые уроки игры на пианино у своей матери Сэди Бэннетт Картер (Sadie Bennett Carter). Их кузен Теодор "Кьюбан" Беннетт (Theodore "Cuban" Bennett) был хорошо известным трубачом в нью-йоркских джазовых клубах в 20-х. Другой кузен Дарнелл Ховард (Darnell Howard) в эти же годы играл на кларнете в оркестрах Дабл Си Хэнди (W.C. Handy), Джо "Кинг" Оливера (Joe "King" Oliver) и Кэрролла Дикерсона (Carroll Dickerson). Параллельно с материнскими уроками Картер начал брать уроки игры на саксофоне у разных учителей, среди которых были Гарольд Проктор (Harold Proctor) и лейтенант Оджин Микелл старший (Lt. Eugene Mickell, Snr.) Среди музыкантов, с которыми рос и учился Картер, были будущие джазовые звёзды Баббер Майли (Bubber Miley), Фредди Джонсон (Freddy Johnson), Руди Пауэлл (Rudy Powell), Расселл Прокоуп (Russell Procope) и Бобби Старк (Bobby Stark). Картер уже был хорошо знаком с джазовой сценой Гарлема, когда в 1923 его семейство обосновалось там. С 1924 он начинает выступать как саксофонист в оркестрах Дж. Кларка?, Б. Пейджа? и других. Затем поступает в университет, где изучает теологию, но вскоре решает отдать предпочтение профессии музыканта. К концу 20-х Картер, который делает своим основным инструментом альт саксофон, уже был известен как надёжный и продвинутый молодой музыкант, получивший к тому времени ценный опыт игры в оркестрах под руководством Билли Фаулера (Billy Fowler), Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). В 1928 он работает в оркестре под управлением брата Флетчера – Хореса Хендерсона (Horace Henderson) и когда Хорес покидает состав, Картер занимает место лидера. Несмотря на то, что оркестр пользовался огромной популярностью во всех ведущих танцзалах, он просуществовал недолго, частично из-за персональных качеств Картера, частично из-за его отношения к танцевальной музыке. Картер, который по природе был тонким, музыкально взыскательным и чрезвычайно профессиональным человеком, не хотел потакать прихотям публики. После роспуска своего оркестра, Картер работает музыкальным директором в студийной группе McKinney под названием Cotton Pickers. В этот период у него пробудился интерес к аранжировкам. В начале 30-х Картер также начинает играть на трубе, изумив всех своих знакомых музыкантов той лёгкостью, с которой он переключался с саксофона на трубу и обратно. К этому времени он основательно осваивает кларнет, тенор саксофон, тромбон и рояль. Он занимается композиторской деятельностью, делает аранжировки для многих ведущих оркестров того времени, среди которых были оркестры Бенни Гудмена (Benny Goodman) и Чика Уэбба (Chick Webb), в оркестре которого он также играет на альт саксофоне. В 1933 он организует новый биг бенд, в котором играют Чу Берри (Chu Berry) и Дики Уэллс (Dicky Wells). В этом же году он принимает участие в сессиях, организованных британским композитором и басистом Спайком Хьюджесом (Spike Hughes). В 1935 Картер присоединяется к группе Уилли Льюиса (Willie Lewis), в составе которой он уезжает в Европу. В общей сложности Картер пробыл там три года, работая во Франции и Дании, где записал множество пластинок с местными музыкантами, руководил интернациональным оркестром в Голландии. По настоятельному совету писателя Леонарда Фэзера (Leonard Feather) Картер был приглашён Генри Холлом (Henry Hall) на должность штатного аранжировщика BBC Dance Orchestra в Лондоне. В 1938 узнав, что свинг снова пользуется популярностью в США, он возвращается домой и собирает новый биг бенд. И снова его нежелание поступиться своими высокими музыкальными стандартами приводит к тому, что оркестр имеет небольшой коммерческий успех. Он много записывается в малых составах с Лайнелом Хэмптоном (Lionel Hampton) на фирме RCA, с группами Varsity Seven и Chocolate Dandies (в последней он играл с Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins) и Роем Элдриджем (Roy Eldridge). Как аранжировщик, Картер делает большой вклад в формирование музыкального языка биг бендов 30-х годов. В 1942 Картер обосновался в Калифорнии в Лос-Анжелесе, основал очередной биг бенд и подписал контракт с агентом Карлосом Гастелом (Carlos Gastel), который работал с Нэтом Кинг Коулом (Nat King Cole), Сонни Данхэмом (Sonny Dunham) и Стэном Кентоном (Stan Kenton). В этом же году он записывает свой популярный хит "Cow Cow Boogie", который становится трамплином к успеху для вокалистки Эллы Мэй Морс (Ella Mae Morse), а лейблу Capitol Records помогает завоевать ведущие позиции на музыкальном рынке. Картер является автором таких знаменитых мелодий как "Blues in My Heart", "Symphony in Riffs", When Lights Are Low" и "King Sixe Papa". Параллельно Картера приглашают писать музыку к кино. Он создаёт саундтреки к многочисленным фильмам кинокомпаний 20th Century-Fox, Warner Brothers и MGM. Зимой 1946/1947 Картер распускает свой оркестр в последний раз, продолжая много записываться. В 1954 он гастролирует в составе проекта Jazz At The Philharmonic, делает многочисленные записи, организованные продюсером Норманом Гранзом (Norman Granz), занимается аранжировками и организует оркестровую поддержку вокалистам Пегги Ли (Peggy Lee), Элле Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и Мэлу Торме (Mel Torme). Сердечный приступ в январе 1956 лишь ненадолго выбивает его из колеи и вскоре он снова начинает активно сочинять и записываться. В этом же году он женится в четвёртый раз. Период конца 50-х - начала 60-х был особенно плодотворным в его карьере. В это время он создаёт самые сильные свои альбомы ASPECTS, FURTHER DEFINITIONS и ADDITIONS TO FURTHER DEFINITIONS. В 1960 он пишет музыку к одной из основных своих работ KANSAS CITY SUITE. В 1970 он соглашается стать председателем фонда по созданию статуи Louis Armstrong Statue Fund и делает огромный личный вклад в создание постановки "Hello Louis", доходы от которой стали основанием фонда. Результатом общих усилий под руководством Бенни стало водружение большой бронзовой статуи Армстронгу в парке Нового Орлеана. Американская Федерация Джазовых Сообществ учредила специальную ежегодную премию его имени Benny Carter Award и конечно же его имя немедленно привлекло внимание мирового сообщества к проводимым организацией мероприятиям. Картер выступает на джазовых фестивалях, много работает на телевидении. Он создал музыку ко многим фильмам и телевизионным постановкам, в их числе "Stormy Weather", "Guns of Navarone", "The Five Pennies", "An American in Paris", "M Squad", "Chrysler Theater" и многим другим. В начале 70-х Картер начинает продолжительное сотрудничество с Princeton University, в котором он становится внештатным лектором при Совете Гуманитарных и Афроамериканских обучающих программ. Его личные отношения с Морро Бергером (Morroe Berger) в Принстоне привели к появлению в 1982 биографической книги Benny Carter: A LIFE IN AMERICAN MUSIC - это 800 страничный томик с полной дискографией. (Авторы Morroe Berger, Ed Berger и James Patrick - Scarecrow Press и Institute of Jazz Studies в Rutgers - The State University of New Jersey, 1982, Second Edition, 2002). В течение 70-х Картер продолжает записываться с продюсером Норманом Гранзом. В 1977 Картеру предложили собрать оркестр для гастролей по Японии. Свой тогдашний состав Картер временно распустил, предоставив им возможность осуществить сольные проекты. Бенни отбирал музыкантов по своему усмотрению. Четыре музыканта прибыли из Нью-Йорка и присоединились к остальным в Лос-Анжелесе. Специально для гастролей была написана уйма музыки и, конечно же, во время турне были сделаны записи. Япония была прекрасной страной для гастролёров. "Моя первая поездка по Японии была в 1953, - вспоминал Картер, - с Норманом Гранзем во время проекта Джаз В Филармониях. Следующий мой визит был в составе квартета в 1973. Я нашёл там множество друзей и знал об энтузиазме японской аудитории, но я должен поклясться, что не был готов к приёму, который нам оказали в этот раз". В составе оркестра были музыканты, которые уже имели множество поклонников в Японии. Это Бад Джонсон (Bud Johnson), который посещал Дальний Восток с Бенни Гудменом в 1956; Джордж Дювивье (George Duvivier), который был в Японии несколько недель назад, как член трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson); для Нэта Пирса (Nat Pierce) это был пятый визит (впервые он был здесь как участник шоу USO в 1946, много позже приезжал с Кармен МакРэй (Сarmen McRae) и Джорджем Олдом (George Auld). Но первенство всё же принадлежало Манделлу Лоуви (Mundell Lowe), который служил в Японии в 1945, и он воскликнул: "Я привёз первую электрогитару в Японию". Джо Ньюмен (Joe Newman), который посетил Японию шестью годами раньше в составе оркестра Newport All Stars, сказал: "Я не могу припомнить другого такого турне, где нас принимали бы с таким уважением. Его можно сравнить разве что с поездкой в Россию с Бенни Гудменом и с шоу, посвящённом Луи Армстронгу. Фаны ждали нас в токийском аэропорту, встречая подарками. Мне пришлось купить большую сумку, чтобы увезти все подарки". Устроители турне выразили пожелание, чтобы программа была построена в формате посвящения - в память о Дюке Элингтоне, Джони Ходжесе, Армстронге, Билли Холидей и Фэтсе Уоллере. Записи для альбома были отобраны из двух лент, записанных 29 апреля 1977 во время двух последних концертов в Kosei Nenhin Hall в Токио. Картер стал чем-то вроде легенды для японцев. Манделл Лоуви вспоминал, что "...когда Бенни уходил со сцены, было впечатление, что они приглашают выйти на сцену Луи Армстронга. Я никогда больше подобного не слышал". Нужно отметить, что Картер ещё раз посетил Японию примерно с подобным оркестром весной 1978. В 80-х Картер гастролирует, записывается, сочиняет и делает оркестровки. Как исполнитель Картер всегда был высокопрофессионален, изобретателен и просто восхитителен, на каком бы инструменте он не играл. В 1987 он объединил свои силы с Джоном Льюисом (John Lewis) и All-American Jazz Orchestra. Для выступлений и последующих записей этого оркестра в студии Картер пишет и делает аранжировки своей очередной важнейшей работы CENTRAL CITY SKETCHES. Кроме этого он проводил репетиции с оркестром, дирижировал им и играл соло на альт саксофоне, вызывая восхищение и уважение своим неиссякаемым энтузиазмом и сверкающим мастерством не только со стороны публики, но и музыкантов. В конце лета 1989 серией концертов под общим названием Classical Jazz, прошедших в нью-йоркском Линкольн Центре, Картер отметил своё 82-летие. Певицы Эрнестин Андерсон (Ernestine Anderson) и Сильвия Симс (Sylvia Syms) исполнили песни, написанные именинником. На той же неделе на Chicago Jazz Festival он вновь исполнил музыку из своего альбома FURTHER DEFINITIONS, пригласив некоторых оригинальных музыкантов. В феврале 1990 Картер возглавил биг бенд всех звёзд в Линкольн Центре на концерте, посвящённом Элле Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). Такое событие, как этот концерт, пополнило и без того огромный каталог достижений этого замечательного музыканта. Утверждают, что Бен Уэбстер (Ben Webster) первым начал называть Картера "The King" и именно это прозвище в полной мере отражает тот огромный вклад, который Картер внёс в развитие джазовой культуры. В 1995 Картер отмечал свой 88 день рождения. Торжества прошли в Jazz Bakery в городе Culver City. Продюсер звукозаписи Джин Норман (Gene Norman) сказал: "Если вы захотите посмотреть значение слова "КЛАСС" в словаре, то вы увидите там фотографию Бенни Картера!" Конечно же, ни в одном из словарей фотографии нет, но определения этого слова: "Первоклассный, особенно в манерах и стиле. Элегантный", как нельзя лучше отражают персональные качества Картера как музыканта, и как человека. В этом же году звезда с его именем появляется на Аллее Славы в Голливуде (Walk of Fame). Кроме того, он получает Grammy за лучшее инструментальное соло из альбома ELEGY IN BLUE. Во время общенациональной телевизионной трансляции 8 декабря 1996 из Центра исполнительских искусств Кеннеди (Kennedy Center for the Performing Arts) в Вашингтоне Картер был награждён специальной наградой за вклад в джазовое искусство в течение жизни. 6 августа 1997 в Hollywood Bowl состоялось чествование 90-го дня рождения Бенни Картера. Выдающиеся артисты и тысячи поклонников выказали своё уважение к огромному вкладу Картера в развитие джазового искусства. В 2002 во время фестиваля, посвящённого Дню Труда (Labor Day Festival), при содействии фонда The Sweet and Hot Music Foundation на Джазовой Аллее Славы (Jazz Walk of Fame) в отеле Марриотт аэропорта Лос-Анджелеса был размещён барельеф с изображением Бенни Картера. Начиная с середины 40-х Картер время от времени получает вполне заслуженные престижные награды, включая докторские степени Princeton, Rutgers и Harvard Universities. Все эти награды подтверждают значимость его работ как великолепного инструменталиста, лидера оркестра, поэта песенника, композитора, аранжировщика и преподавателя. Большая стена в его доме укрыта дисками, вырезками из газет и журналов, благодарственными письмами и фотографиями Бенни в Белом Доме с четырьмя президентами Америки. "Бенни Картер занимает такое важное место в Американской музыке, что его отсутствие полностью изменило бы музыкальный ландшафт 20-го столетия", - Peter Watrous, газета New York Times.
14:00