Bennie Moten / Бенни Мотен
Уже в молодости в своём родном городе и его окрестностях Мотен заслуживает репутацию превосходного пианиста. К 1920 он становится сформировавшимся и уважаемым музыкантом на местной сцене. В 1922 он формирует трио B. B. & D. (Beenie, Bailey и Dude, хотя они становятся популярны как Big, Black and Dirty).
В 1923 он делает свои первые записи для лейбла OKeh Records, на которых они аккомпанировали блюзовой вокалистке Аде Браун (Ada Brown) в песне "Evil Mama Blues". Благодаря записям репутация его группы становится ещё сильнее. Коллектив, первоначально небольшой, постепенно расширялся, пока не превратился в биг бенд, способный привлечь к себе внимание. Как пианист и превосходный аранжировщик Мотен ловко смешал новоорлеанскую концепцию с более свободным стилем среднего запада.
Вскоре он перебирается со своим коллективом в Нью-Йорк. Оркестр играл в типичном для того времени новоорлеанском стиле Кинга Оливера (King Oliver). Также прослеживалось очевидное влияние популярного регтайма, и стомпинг ритма, который и делал оркестр популярным. Эти записи для OKeh (сделанные в 1923–1925) входят в число наиболее ценных образцов акустического джаза на дисках на 78 оборотов того периода и до сих пор продолжают быть драгоценностью во многих джазовых коллекциях.
В 1926 он подписывает контракт с Victor Records. К этому времени он начал испытывать влияние более изощрённого стиля Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). Мотен оставался самым популярным оркестром Victor в 30-х. В этот период была записана песня "Kansas City Shuffle".
К 1928 в стиле Мотена нашло отражение некоторое влияние буги-вуги, но настоящая революция произошла в 1929 с приходом в его состав нескольких прекрасных музыкантов из оркестра Blue Devils Уолтера Пэйджа (Walter Page), среди которых были Билл Бэйси (Bill Basie) (пока ещё не Каунт (Count), Оран "Хот Липс" Пейдж (Oran "Hot Lips" Page), Эдди Дархем (Eddie Durham) и Джимми Рашинг (Jimmy Rushing). В конце концов, и сам Уолтер Пэйдж присоединился к Мотену.
Позднее в оркестр приходят Бен Уэбстер (Ben Webster), Хершел Эванс (Herschel Evans), Эдди Бэарфилд (Eddie Barefield) и Лестер Янг (Lester Young).
Их последняя сессия состоялась 13 декабря 1932 в студии Victor в Camden, New Jersey, где были записаны 10 композиций. К этому времени оркестр испытывал серьёзные финансовые проблемы. Тем не менее именно на этих записях проявилось то звучание, которое позднее станет известным как "звук Бейси" ("Basie sound"), за 4 года до того, как сам Бейси сделает первую запись под своим именем. Сам Мотен не играл во время этих сессий. Практически все аранжировки были сделаны Эдди Дархемом (Eddie Durham), а сами мелодии станут классикой свинга: "Toby", "Moten Swing", "The Blue Room", "Imagination" (вокал: Sterling Russell Trio), "New Orleans" (вокал: Jimmy Rushing), "The Only Girl I Ever Loved" (вокал: Sterling Russell Trio), "Milenberg Joys", "Lafayette", "Prince of Wails" (часто неправильно называемую как "Prince of Wales"), "Two Times" (записана секстетом с вокалом Джозефин Гаррисон (Josephine Garrison).
К середине 30-ых оркестр был не просто хороший в Нью-Йорке, а самый лучший как на всём Западном побережье, так и в Америке в целом. В 1935 оркестр пригласили в Чикаго на прослушивание для работы в танцевальном зале Grand Terrace Ballroom. Мотен неожиданно заболевает тонзилэктомией, и оркестр отправляется домой без него.
2 апреля 1935 во время операции скальпель хирурга соскользнул и перерезал яремную вену Мотена, что и послужило причиной его смерти. Руководство оркестром попытался взять Бастер Мотен (Buster Moten), но вскоре биг бенд распадается, и немногим позднее многие музыканты объединяются под предводительством Бастера Смита (Buster Smith) и Каунта Бейси (Count Basie). Позднее оркестр переходит под руководство Бейси.
Как лидер выдающегося оркестра Мотен занимает исключительное место в истории джаза Канзас Сити, даже несмотря на то, что он был впоследствии затенён своими музыкальным последователями.