Barre Phillips / Барр Филлипс
Американский виртуозный контрабасист, работающий в основном в парадигме авангардного и свободного (фри) джаза, Барре Филлипс - признанный импровизатор и композитор, получивший широкое признание благодаря своему знаковому альбому 1968 года JOURNAL VIOLONE, первому полному альбому сольных басовых импровизаций. Его запись 1971 года с Дэйвом Холландом (Dave Holland), MUSIC FROM TWO BASSES, также считается одной из первых записей импровизированных дуэтов на контрабасе. Уроженец Калифорнии, который с 70-х годов живет во Франции, выпустил множество альбомов, в том числе на лейбле ECM, например, MUSIC BY... 1981 года и ANGLES OF REPOSE 2004 года, и работал с такими иконами передового джаза, как Барри Гай (Barry Guy), Джон Сурман (John Surman), Пол Блей (Paul Bley) и другими.
Филлипс начал играть на бас-гитаре в юности и некоторое время занимался частным образом у С. Чарльза Сиани (S. Charles Siani), помощника главного басиста Симфонического оркестра Сан-Франциско. Он изучал романские языки в Berkeley. Заинтересовавшись авангардной классической музыкой и джазом, в 1960 году он переехал в Нью-Йорк, где брал уроки игры на контрабасе у Фредерика Циммерманна (Frederick Zimmermann).
Это был период становления басиста, когда он приобретал ценный исполнительский опыт игры в сотрудничестве с несколькими дирижерами, включая трубача Дона Эллиса (Don Ellis) и дирижера Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein). В марте и апреле 1963 он играл с Эриком Долфи (Eric Dolphy) в Carnegie Hall в рамках проекта Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller) Twentieth-Century Innovations. С 1964 он стал участником революционного трио без ударника Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre). 1965 год стал знаменательным для: он дебютировал в записи, сыграв с Арчи Шеппом (Archie Shepp), приняв участие в записи известного альбома NEW THING AT NEWPORT и одной композиции классического диска ON THIS NIGHT. Также он играл с клавишником Бобом Джеймсом (Bob James) на альбоме 1965 года EXPLOSIONS. Кроме того, он выступал и записывался с вибрафонистом Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson), немецким гитаристом венгерского происхождения Аттилой Цоллером (Attila Zoller) и аколитом свободного джаза Мэрионом Брауном (Marion Brown).
В 1967 году Филлипс отправился в Лондон, где создал влиятельное трио с саксофонистом Джоном Сурманом (John Surman) и барабанщиком Стю Мартином (Stu Martin). Группа давала многочисленные концерты, прекрасно вписываясь в развивающуюся британскую импровизационную сцену вместе с такими современниками, как Дерек Бейли (Derek Bailey), Эван Паркер (Evan Parker), Тревор Уоттс (Trevor Watts) и др. Примерно в то же время его пригласили записать музыку с композитором Максом Шубелем (Max Schubel), который начал работать в Лондоне в электроакустических студиях Columbia, записывая музыку на пленку. Это привело к выпуску в 1968 году влиятельного сольного альбома Филлипса для баса JOURNAL VIOLONE. Записанный в церкви, альбом считается одним из первых крупных сольных басовых альбомов импровизированной музыки. Эта запись была выпущена под названием JOURNAL VIOLONE в США, UNACCOMPANIED BARRE в Англии и BASSE BARRE во Франции на Futura Records, обычно считается первой сольной басовой записью.
В 1969 он принял участие в оркестровом проекте во главе с Джоном Ленноном (John Lennon) и Йоко Оно (Yoko Ono); играл с импровизационной группой Gong: (MAGICK BROTHER) и с Майком Уэсьбруком (Mike Westbrook). Всё более и более вовлекаясь в европейскую сцену, он играл с Рольфом Каном (Rolf Kuhn) и Йохимом Каном (Joachim Kuhn) (1969), английским саксофонистом Джоном Шурманом (John Surman) и приятелем-экспатриантом ударником Стью Мартином (Stu Martin) в составе Trio (1969-1971).
После этого у Филлипса появилось еще больше возможностей для сольного баса, и в течение следующих нескольких лет он продолжал развивать эту идею, даже объединившись с басистом Дэйвом Холландом (Dave Holland) для столь же новаторского дуэтного альбома 1971 года MUSIC FROM TWO BASSES на лейбле ECM, который стал первой записью импровизированных дуэтов на контрабасе. Также в начале 70-х годов он переехал в сельскую местность на юге Франции, поселившись в старом замке.
Затем последовали новые альбомы для ECM, включая альбом 1971 года FOR ALL IT IS с участием Палле Даниэльссона (Palle Danielsson), Жан-Франсуа Дженни-Кларка (Jean-François Jenny-Clark), Стю Мартина (Stu Martin) и Барри Гая (Barry Guy).
Такой же обширный альбом MOUNTAINSCAPES появился в 1976 году, в нем приняли участие саксофонист Сурман и барабанщик Мартин, а также синтезаторщик Дитер Фейхтнер (Dieter Feichtner) и гитарист Джон Аберкромби (John Abercrombie). В 1979 году он вернулся к сольному формату игры на контрабасе (что было неизменным источником интереса на протяжении всей его карьеры) с альбомом JOURNAL VIOLONE II.
В 80-е годы он продолжал активную деятельность, выпустив еще несколько альбомов на ECM, включая квинтет 1981 года MUSIC BY... и сольный басовый альбом 1984 года CALL ME WHEN YOU GET THERE. Он также присоединился к немецкому инструменталисту Альфреду Харту (Alfred Harth), Полу Блею (Paul Bley), Трилоку Гурту (Trilok Gurtu) и Мэгги Николс (Maggie Nicols) на альбоме 1983 года THIS EARTH!
Затем он завершил десятилетие еще одним сольным бас-альбомом, CAMOUFLAGE 1989 года, записанным вживую в Ванкувере в клубе "Western Front". Наряду с собственными альбомами, такими как NAXOS 1990 года и ETCHINGS IN THE Air 1996 года, Филлипс продолжал сотрудничество с Барри Гаем (Barry Guy), записываясь с Лондонским оркестром джазовых композиторов. Он работал над саундтреком к фильму "Merry-Go-Round" (1981), присоединился к Орнетту Коулману (Ornette Coleman) в работе над саундтреком к фильму режиссера Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) "Naked Lunch" 1991 года и "Alles was baumelt, bringt Glück!" (2013). Затем он работал в паре с басистом Йошизавой Мотохару (Yoshizawa Motoharu) над альбомом UZU 1997 года и сотрудничал с виртуозом баса Бертрамом Турецки (Bertram Turetzky) и мультиинструменталистом Винни Голиа (Vinny Golia) над альбомом TRIGNITION 1999 года.
В 2001 году он снова объединился с Полом Блеем (Paul Bley) и Эваном Паркером (Evan Parker) для альбома SANKT GEROLD на лейбле ECM. Еще один альбом импровизированных сольных выступлений, JOURNAL VIOLONE 9, появился в 2001 году. Затем Филлипс присоединился к басистам Тецу Сайтоху (Tetsu Saitoh), Жоэль Леандр (Joëlle Léandre) и Уильяму Паркеру (William Parker) для концертного выступления на фестивале FIMAV 2003 в Викториявилле, которое было издано в 2004 году под названием AFTER YOU'VE GONE.
В том же году он принял участие в записи трио ANGLES OF REPOSE на ECM вместе с дуэтом отца и сына - ридменом Джо Манери (Joe Maneri) и альтистом Мэтом Манери (Mat Maneri). Были и другие сборники, включая THE IRON STONE 2006 года с шотландским мультиинструменталистом Робином Уильямсоном (Robin Williamson), WHILE YOU WERE OUT 2009 года с Катрин Жонье (Catherine Jauniaux) и Недом Ротенбергом (Ned Rothenberg) и в составе квартета EVERYBODY ELSE BUT ME 2011 года с Тони Беваном (Tony Bevan), Мэтью Борном (Matthew Bourne) и Тони Баком (Tony Buck).
В 2014 году Филлипс основал Европейский центр импровизации. В 2018 году Филлипс выпустил на лейбле ECM альбом END TO END, который он якобы задумал как свой последний сольный басовый альбом и последний в серии Journal Violone. В следующем году он объединился со швейцарским саксофонистом Урсом Леймгрубером (Urs Leimgruber) и пианистом Жаком Демьером (Jacques Demierre) для записи альбома трио Willisau.
В последующие годы он играл и записывался с классическим ансамблем Accroche Note, в 1988 с Дереком Бэйли (Derek Bailey) и группой Company. 1989 он принял участие в нескольких проектах британского басиста Барри Джона Гайя (Barry John Guy).
Всегда оставаясь на острие интеллектуального подхода к ритму, Барр Филлипс стал важным связующим звеном между свободным джазом 60-х в Америке и европейской сценой фри джаза.
Барре - отец рок-гитариста Джея Кроуфорда из группы Bomb, басиста Дэйва Филлипса и певицы Клаудии Филлипс, которая в 1987 году стала во Франции "однохитовым чудом" с песней "Quel souci La Boétie".