Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Barbara Hendricks / Барбара Хендрикс

Американская оперная сопрано и концертная певица. С 1977 года Хендрикс живет в Европе, а с 1985 года - в Швейцарии, в Базеле. Она является гражданкой Швеции после заключения брака с гражданином этой страны.

Ранняя жизнь и образование

Хендрикс родилась в Стивенсе, штат Арканзас. В детстве она пела, брала уроки вокала, и ее часто просили петь соло. Хендрикс известна своим приземленным поведением, которое часто связывают с ее воспитанием на Среднем Западе. Дочь методистского священника и школьной учительницы, Хендрикс выросла в сегрегированном Стивенсе, штат Арканзас, в 1950-х годах. Ее музыкальный опыт ограничивался пением в церковном хоре, игрой на фортепиано и пением гимнов с матерью по вечерам. Хотя у нее был "одаренный" голос, она хотела стать врачом или юристом.

Хотя лирическое сопрано Барбара Хендрикс вышло на оперную сцену позже, чем большинство ее сверстников, ее природный музыкальный талант наверстал упущенное время. Она начала заниматься вокалом в 1968 году, когда ей было уже 19 лет. Хендрикс решила поступить в Университет Небраски-Линкольна, где изучала математику и химию - предметы, в которых она преуспела в средней школе. Поворотный момент в жизни Хендрикс произошел на первом курсе университета, когда один из членов ее церковного хора попросил ее спеть на собрании гражданского общества. Попечитель Аспенского института гуманистических исследований услышал ее пение и настоятельно рекомендовал заниматься вокалом. Она отправилась на Аспенский музыкальный фестиваль в Колорадо. Так, летом 1968 года карьера Хендрикса повернулась в сторону музыки.

В Аспене Хендрикс также встретила женщину, которая сыграла важную роль в развитии ее музыкальной карьеры, - Дженни Турель, великую русскую меццо-сопрано. Турель пригласила Хендрикс учиться вместе с ней в престижной Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке. Хендрикс вернулась в Небраску, чтобы получить степень бакалавра, и присоединилась к Турель в Джульярде в 1969 году. Из-за отсутствия формальной голосовой подготовки Хендрикс чувствовала себя неполноценной в Джульярде, где некоторые ее однокурсники занимались музыкой с шести лет. Но постоянная поддержка Турель помогла Хендрикс выстоять. Хендрикс рассказала корреспонденту Opera News Бэрримору Лоуренсу Шереру: "Турель уверяла меня, что с моим голосом я смогу сделать карьеру, и, имея нормальное воспитание, я не так истерично боялась "сделать это", как многие люди. Я была достаточно реалистична, чтобы понимать, что если этого не произойдет, то я смогу внести свой вклад в развитие карьеры другими способами - например, в медицине, а еще я интересовалась юриспруденцией". Однако Хендрикс не пришлось беспокоиться о том, что ей придется прибегнуть к помощи другой сферы деятельности.

Также участвовала в мастер-классах под руководством сопрано Марии Каллас. Она окончила школу со степенью бакалавра в области музыки. В 20 лет она окончила Университет Небраски-Линкольна со степенью бакалавра по математике и химии.

Музыкальная карьера

Европейская одиссея Хендрикс началась в начале 1970-х годов. Лето она провела в турне по Европе вместе с Турель, которая давала мастер-классы. Они всегда начинали свои поездки из Франции, которая впоследствии стала домом певицы. В 1971 году Хендрикс победила на Международном конкурсе в Женеве, а в следующем году привезла первый приз на Международном конкурсе в Париже.

В начале 1970-х годов она исполнила несколько европейских опер и сольных концертов, но дебютировала в американской опере только в 1975 году, когда исполнила партию Друзиллы в постановке оперы Клаудио Монтеверди "Искупление Поппеи" в Опере Сан-Франциско. 1974 году Хендрикс дебютировала в качестве профессиональной оперной певицы в Париже в главной женской роли в опере "Ромео и Джульетта" на Глайндборнском фестивале и в Америке в Опере Сан-Франциско. Летом 1975 года Хендрикс исполнила партию Клары в полной записи народной оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" с Кливлендским оркестром под управлением Лорина Мазеля.

В январе 1977 года уроженец Швеции Мартин Энгстром, европейский менеджер и друг Хендрикс с 1973 года, пригласил ее в Европу на прослушивание. После двухдневного ухаживания Хендрикс согласилась выйти замуж за Энгстрома, и к апрелю они сделали Париж своим домом.

Близость к Парижу позволила Хендрикс планировать больше выступлений во Франции, и французы, казалось, были рады принять американское сопрано. В 1982 году Хендрикс дебютировала в Парижской опере в роли Джульетты в "Ромео и Джульетте".

В 1985 году они с мужем переехали в небольшой городок Кларенс, Швейцария, на берегу Женевского озера. Изначально переезд был задуман для того, чтобы создать благоприятные условия для двух детей Хендрикс, но она полюбила находиться вдали от суеты и шума больших городов. "Для меня, - сказала сопрано в интервью журналу Funès, - одна из главных роскошей - это тишина". Хендрикс и ее муж живут в Швейцарии с двумя детьми - Дженни, названной в честь любимой наставницы Хендрикс, и Себастьяном.

В 1986 году она стала единственной нефранцузской певицей, номинированной на французскую премию "Грэмми", и получила награду как лучшая французская исполнительница в категории классической музыки. Кроме того, в том же году французское правительство присвоило Хендрикс звание Командора искусств и литературы.

В 1986 году Хендрикс дебютировала в нью-йоркской Метрополитен-опере в роли Софи в "Розенкавалере". На протяжении многих лет она выступала с крупнейшими оперными труппами США и Европы, включая Бостонскую оперу, Хьюстонскую оперу, Оперу Санта-Фе, Оперу Святого Павла, Берлинскую Немецкую оперу, Нидерландскую оперу и Оперу Глайндборнского фестиваля. Хендрикс также работала с различными международными симфоническими оркестрами, в том числе в Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, Берлине и Вене. Артистка расширила свои актерские таланты, дебютировав на экране в роли Мими в киноверсии "Богемы" 1988 года, снятой режиссером Луиджи Коменчини.

Хотя Хендрикс регулярно выступала в США в начале 1980-х годов, в основном она была сольной исполнительницей. Ее немногочисленные оперные выступления были связаны с оперными труппами Бостона и Санта-Фе. В 1990 году она выступила в качестве гостьи в программе NBC "Рождество в Вашингтоне" и в передаче PBS "Рождество в Бостоне в попсе". По словам Макфарланда, "наверное, тысячи американских зрителей этих программ спрашивали себя: "Кто эта красивая женщина с прекрасным голосом?"".

Хендрикс потратила немало времени на то, чтобы добиться естественного звучания своего голоса. По сообщениям, она ценит время репетиций превыше всего и не любит его отсутствие в современной опере - отчасти поэтому она редко исполняет более пяти опер в год. Большую часть своего времени она посвящает концертам и сольным выступлениям, "где я могу свести все к самому необходимому, только я и аккомпаниатор", - сказала она Шереру в Opera News.

Предпочтение Хендрикс к музыке в ее чистом виде также отражается в ее убеждении, что больший звук не обязательно лучше. "Вместо того чтобы перепевать, я стараюсь сдерживать голос, оттачивать и контролировать его, чтобы понять, как мало я могу спеть и при этом заставить его звучать", - продолжает Хендрикс в Opera News. "Это как разница между грузовиком Mack и Maserati - один может тащить груз, а другой - проходить повороты".

Мастер исполнения французских художественных песен и классических немецких песен XIX века, известных как "lieder", Хендрикс стала международной знаменитостью. За свою карьеру она выступала в крупнейших оперных театрах мира, включая Парижскую национальную оперу, Метрополитен-оперу, Королевский оперный театр, Ковент-Гарден и Ла Скала. В 1998 году она спела партию Лю в историческом спектакле "Турандот" в Запретном городе в Пекине. Хендрикс исполнила более двадцати ролей, двенадцать из которых она записала.

На ее счету более 50 записей, она пела почти со всеми крупнейшими оркестрами мира. Хотя скромная артистка преуменьшает свою славу, Хендрикс получила всемирное признание критиков за свой голос, работая с такими известными дирижерами, как Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Лорин Маазель, Зубин Мехта, Георг Шолти и Джеймс Ливайн. Согласно Ebony, фон Караян сравнивал Хендрикс с легендарной Марией Каллас "по страсти и возможностям интерпретации".

"Когда поет лирическое сопрано Барбары Хендрикс, первое слово, которое приходит на ум, - не мощное, а красивое или даже милое", - провозгласил Деннис Макфарланд в New York Times. "Вы слышите почти идеальную интонацию, четкую дикцию и то прекрасное разнообразие красок, которое характеризует приятный разговорный голос..... Возникает ощущение, что мисс Хендрикс поет голосом, который у нее от рождения, а не тем, который она сама себе создала".

Влияние страстной оперной певицы на мир музыки неоспоримо, но ее голос также внес значительные, хотя и не столь известные, изменения в жизни бесчисленных беженцев. Будучи послом доброй воли Верховной комиссии ООН по делам беженцев, Хендрикс посвящает себя гуманитарной деятельности не меньше, чем музыке.

С момента своего назначения на должность посла доброй воли в 1987 году Хендрикс посетила бесчисленные лагеря беженцев в Африке и Азии. Работая по 18 часов в сутки в самых примитивных условиях, она пытается вселить надежду в перемещенных мужчин, женщин и детей в лагерях. "Я не обманываю себя, думая, что меняю мир, но я знаю, что я к чему-то прикасаюсь, если не по другой причине, то потому, что я представляю надежду", - сказала она Макфарланду. "Они знают, что я на их стороне. Я вижу это в их глазах".

Помимо посещения лагерей беженцев, в обязанности Хендрикс как посла доброй воли входит распространение информации о тяжелом положении беженцев. С помощью благотворительных концертов и публичных объявлений Хендрикс стремится просветить других. В 1991 и 1993 годах она выступала на концертах в защиту мира в бывшей Югославии; второй концерт состоялся в Сараево во время Балканской войны, когда город подвергался снайперскому обстрелу и межконфессиональному насилию. Она также пела на церемонии вручения Нобелевской премии мира в 2001 году в Осло по просьбе лауреата премии, генерального секретаря ООН Кофи Аннана, и на праздновании независимости Восточного Тимора в 2002 году.

В 1998 году она основала Фонд Барбары Хендрикс за мир и примирение. Фонд привлекает внимание к гуманитарным проблемам и содействует социальной справедливости во всем мире. Испания отметила артистические и гуманитарные усилия Хендрикс, присудив ей премию принца Астурийского в 2000 году; Клуб львов последовал ее примеру в следующем году, присудив гуманитарную премию и выделив грант в размере 200 000 долларов. В 2002 году УВКБ ООН наградило Хендрикс, которая дольше всех оставалась послом доброй воли, пожизненным назначением представлять организацию по всему миру.

И хотя артистка очень серьезно относится к своим музыкальным занятиям, она реалистично смотрит на то, как они вписываются в общую схему жизни.

"Я очень искренне отношусь к своей гуманитарной деятельности", - сказала она в журнале Ebony. "Я очень рассчитываю на то, что мои концертные выступления помогут мне продвинуть дело защиты прав человека. Это не обязанность, это необходимость". Кроме того, - скромно добавила она, - достаточно прочитать первую полосу газеты, чтобы оценить мои концертные рецензии в правильной перспективе".

Большинство своих опер, концертов и сольных выступлений артистка проводит в Европе, поэтому в перерывах между выступлениями она может легко прилететь домой в Швейцарию. Несмотря на плотный график, она ценит личное время, проведенное с семьей. "Для меня нет конфликта между профессией и домом, нет жертв", - сказала она Ebony. "Мои дети нуждаются во мне, поэтому я должна все успевать". Хендрикс снималась в кино в роли Мими в "Богеме", а в 1995 году исполнила роль Анны Труэлове в шведском фильме "Ракларенс вяг", экранизации оперы Стравинского "Ход граблей". В 2007 году она снялась в фильме Амоса Гитая "Разъединение" с Жюльетт Бинош в главной роли. Она также записала "Ложь об Эрде" Малера, которая стала главной темой фильма.

К началу 1990-х годов Хендрикс с мужем и двумя детьми - Дженни, названной в честь любимой наставницы певицы, и Себастьяном - поселилась в Швейцарии. Большинство своих выступлений Хендрикс ограничивает Европой, откуда она может легко улететь домой в Швейцарию между выступлениями. Несмотря на жесткий график, она придает большое значение времени, проведенному с семьей. "Для меня нет конфликта между профессией и домом, нет жертв", - сказала она Ebony. "Мои дети нуждаются во мне, поэтому я должна все успевать".

Хендрикс также исполняла джазовую музыку. В 1994 году Хендрикс расширила свой репертуар, включив в него джаз, и дебютировала с концертом, посвященным Дюку Эллингтону, на престижном джазовом фестивале в Монтро. С тех пор она гастролировала, в частности, с джазовым квартетом Магнуса Линдгрена, лауреатом премии "Грэмми". Она выступала на крупнейших джазовых фестивалях по всему миру. Хендрикс также известна своей любовью к камерной музыке и организовала ряд фестивалей камерной музыки.

В 2004 году в театре Шатле в Париже она исполнила роль Ангела в мировой премьере оперы Петера Эётвёса "Ангелы в Америке" по пьесе Тони Кушнера.

В 2004 году разочарование тем, как EMI обращалась с артистами, побудило Хендрикс покинуть свой давний рекорд-лейбл. Ключевым моментом в этом решении стало осознание того, что более половины ее записей больше не доступны в каталоге лейбла. Два года спустя она основала собственную компанию Arte Verum (в переводе с латыни - "истинное искусство"), чтобы выпускать и распространять свои записи.

"Я создала Arte Verum, потому что сегодня у артистов есть возможность контролировать свои творческие начинания, начиная с репетиционной комнаты и заканчивая концертным залом, студией звукозаписи, а затем непосредственно публикой. Технологические достижения, которые сделали этот шаг возможным, были бы немыслимы всего десять лет назад", - заявила Хендрикс в программном заявлении новой компании. Верная своим словам, в ноябре 2007 года Arte Verum в полной мере воспользовалась доступными технологиями, позволив поклонникам скачать третий альбом Arte Verum, Endless Pleasure, по цене, которую они сами выберут. Эта новая система распространения, повышающая осведомленность об артистах и их творчестве в обход традиционных способов продажи и продвижения музыки, уже была успешно использована такими музыкантами-первопроходцами, как Radiohead. "Я знаю, что мой лейбл не продаст миллионы записей", - сказала она Натали Фюнес в Nouvel Observateur. "Но моя работа существует, и это уже большая победа".

К 2007 году Хендрикс значительно сократила свой концертный график, признавшись, что постоянные гастроли больше не привлекают ее.

В 2018 году Хендрикс спела "Марсельезу" вместе с хором французской армии на церемонии погребения Симоны Вейль в Пантеоне.

Гуманитарная деятельность

С 2000 года Хендрикс является членом Совета фонда Refugee Education Trust (RET). Фонд RET занимается послешкольным образованием молодежи из числа беженцев по всему миру.

В 1991 и 1993 годах Хендрикс дала два концерта в разрушенных войной городах бывшей Югославии - Дубровнике и Сараево. В Сараево она выступала с хором Сараевской оперы и джазовым музыкантом Синаном Алимановичем. В 1998 году она основала Фонд Барбары Хендрикс за мир и примирение, который стремится содействовать примирению там, где уже произошли конфликты.

В 2001 году она выступила на церемонии вручения Нобелевской премии в Осло по приглашению лауреата Нобелевской премии мира Кофи Аннана. В мае 2002 года она выступила на церемонии празднования Дня независимости Восточного Тимора.

Награды

В 1986 году Хендрикс стала командором Ордена искусств и литературы; в 1992 году ей было присвоено звание кавалера Почетного легиона. В 2000 году она была удостоена премии принца Астурийского в области искусств. В 2001 году Хендрикс получила премию Lions Clubs International за работу своего фонда. В 2015 году Хендрикс получила почетную степень доктора изящных искусств в Университете Небраски-Линкольна.

20:01