Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Astor Piazzolla / Астор Пьяццолла

Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво (исп. tango nuevo). Пьяццолла был настоящим музыкальным новатором, он очень удачно выбрал инструмент и музыкальный стиль (танго) для своей творческой реализации. Также известен как мастер игры на бандонеоне; свои произведения часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как "El Gran Ástor" ("Великий Астор"). Пьяццолла был аргентинским мечтателем, который при жизни стойко переносил ярость многих своих сограждан, потому что интерпретировал их национальный танец в свои собственные музыкальные фантазии. Задушевный и искусный исполнитель на бандонеоне (bandoneоn) (разновидность аккордеона) Пьяццолла стал одним из ведущих мировых композиторов. Помимо своей собственной группы он записывался с джазовыми и классическими музыкантами. Он смог выйти на международную концертную сцену, не растворившись на танцплощадках для рабочих и портовых ночных клубах Буэнос-Айреса. Родился в итальянской семье; его дед Pantaleo (позднее Pantaleón) Piazzolla был рыбаком переселился из итальянского городка Трани в конце XIX века, а родители Vicente "Nonino" Piazzolla и Asunta Manetti родились уже в Мар-дель-Плате. Детство провёл с родителями в Greenwich Village в Нью-Йорке. Его родители много работали, и он рано научился заботится о себе самостоятельно на улицах города, несмотря на хромоту. Дома Астор слушал пластинки отца с записями танго оркестров под управлением Карлоса Гардела (Carlos Gardel) и Джулио де Каро (Julio de Caro). Конечно же с раннего возраста Астор познакомился с джазом и классической музыкой, включая произведения Баха. Семья проживала в Гринвич-Виллидж до 1929. В одном из ломбардов отец приобрёл бандонеон и Астор начал учится играть на нём. В 1930 после короткого визита в Mar del Plata семья перебралась в Манхеттен в район Маленькой Италии. В 1932 в 11 лет Астор написал своё первое танго "La Catinga", а в возрасте 13-ти уже был приглашён бесспорным королём танго Карлосом Гардеакуте принять участие в записи музыки к фильму "El Did Que Me Quieras". В 1933 начал брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильды (Bela Wilda), ученика Рахманинова, который научил Астора исполнять Баха на бандонеоне. В те же познакомился с Карлосом Гарделем (Carlos Gardel), ведущей фигуре в истории танго, который пригласил юношу попробовать себя в кино, Астор снялся в эпизодической роли разносчика газет в фильме "День, когда ты меня полюбишь" (El día que me quieras) (1935). Гардел пригласил молодого Пьяццоллу принять участие в гастрольной поездке, но отец посчитал, что юноша ещё слишком молод для таких испытаний. В этом туре 1935 года весь оркестр Гардела погиб в авиакатастрофе. Позднее Пьяццолла как-то шутя заметил, что если бы не запрет отца, то он бы играл не бандонеоне, а на небеса на арфе. В 1936 вместе с семьёй Астор возвращается в Mar del Plata в Аргентине, где начинает выступать в ночных клубах в составе различных танго оркестров. Приблизительно в этот период он открывает для себя музыку секстета Эльвиньо Вардаро (Elvino Vardaro), услышав их по радио. Интерпретации танго в исполнении Вардаро произвели сильное впечатление на Астора, а годом позже Вардаро становится скрипачом в группах Пьяццоллы Orquesta de Cuerdas (String Orchestra) и его First Quintet. В 1938 17-летний Пьяццолла воодушевлённый стилем танго в исполнении Вардаро, отправляется в Буэнос-Айрес. Однажды ему приснился сон, в котором он становится участником оркестра известнейшего в те времена бандонеониста и знаменитого исполнителя танго Анибала Тройло (Anibal Troilo). В следующем году его сон сбылся – Астора временно взяли в оркестр на замену заболевшего Тото Родригеса (Toto Rodríguez). Когда здоровье Родригеса поправилось, и он вернулся в состав, Тройло решил оставить Пьяццоллу в качестве четвёртого бандонеониста. Кроме того, Астор становится аранжировщиком этого коллектива, в котором иногда играет на фортепиано. К 1941 Астор набирается достаточно исполнительского опыта, чтобы начать брать уроки у Альберто Джинастеры (Alberto Ginastera) – именитого аргентинского классического композитора. В тот период в Буэнос-Айресе проживал пианист Артур Рубинштейн (Arthur Rubinstein), который и посоветовал Астору начать брать уроки у Джинастеры и погрузиться в музыку Стравинского, Бартока, Равеля и других композиторов. Каждый день Пьяццолла просыпался достаточно рано и отправлялся в Teatro Colón, чтобы послушать репетиции оркестра, а по вечерам выступал в танго клубах. За пять лет занятий с Джинастерой Пьяццолла превосходно освоил оркестровку, что стало его сильной стороной на протяжении дальнейшей карьеры. С 1943 в течение пяти лет Астор также брал уроки у аргентинского классического пианиста Рауля Спивака (Raúl Spivak), и написал в этот период свои первые классические работы "Preludio No. 1 for Violin and Piano" и "Suite for Strings and Harps". В 1943 он встретил и женился на своей первой супруге актрисе Деде Вольфф (Dedé Wolff), которая подарила ему двоих детей – Диану (Diana) и Даниэля (Daniel). К этому моменту Тройло начал опасаться, что передовые музыкальные идеи молодого бандонеониста могут негативно сказаться на музыке его оркестра и коллектив станет менее привлекательным для танцоров танго. Напряжённость, возникшая между двумя музыкантами, привела к тому, что в 1944 Пьяццолла заявил о своём уходе и вскоре присоединился к оркестру вокалиста и бандонеониста Франциско Флорентино (Francisco Fiorentino). Астор выступал с Флорентино до 1946 и сделал с ним множество записей, включая свои первые инструментальные танго "La chiflada" и "Color de rosa". В 1946 Пьяццолла собирает свой первый собственный музыкальный коллектив Orquesta Típica, который по составу повторял многие типичные танго оркестры того времени. Наконец он получил возможность экспериментировать с собственным подходом к оркестровке и музыкальным содержанием музыки танго. В этом же году он сочиняет "El Desbande", которое рассматривается ка его первое формальное танго. Во второй половине 1940-х начал писать академическую музыку для аккордеона, задавшись целью превратить аккордеон из эстрадно-оркестрового инструмента, используемого в основном для танцевального аккомпанемента, в полноценный классический инструмент. Одно из первых таких произведений — "Портовая рапсодия" — в 1950 в США было награждено специальной премией. В этот период он также пишет много музыки для фильмов, начиная с " Con los mismos colores " в 1949 и "Bólidos de acero" в 1950, обе картины сняты режиссёром Карлосом Торрес Риосом (Carlos Torres Ríos). В 1950 Пьяццолла распускает свой коллектив и практически полностью отстраняется от танго, продолжает изучать музыку Бартока и Стравинского под руководством Херманна Шершена (Hermann Scherchen). Много времени Астор проводит, слушая джаз и пытаясь найти свой музыкальный стиль в рамках собственного понимания танго. Он решает бросить бандонеон и посвятить себя изучению и созданию музыки, что приводит к появлению таких произведений, как "Para lucirse", "Tanguango", "Prepárense", "Contrabajeando", "Triunfal" и "Lo que vendrá". В 1952 удостоен премии композиторов Франции, и французское правительство предоставляет ему стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже, благодаря которой начал создавать собственный музыкальный стиль. В 1953 его симфония " Buenos Aires Symphony in Three Movements " удостоена премии Фабиана Севицкого (Fabian Sevitzky Award), а в 1954 "Синфониета" номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса. По окончании французского периода Пьяццолла создаёт два ансамбля: "Октет Буэнос-Айреса" и "Струнный оркестр". Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но широкое внимание к новому оригинальному стилю сопровождается также и волной безжалостной критики, из-за которой подвергся бойкоту со стороны аргентинских музыкальных фирм. В 1958 распустил оба ансамбля и переехал в Нью-Йорк, где работал в качестве аранжировщика. Два спустя Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес и создаёт квинтет. В начале 1960-х приходит к убеждению, что танго является музыкой, предназначенной для прослушивания, а не для танцев. В течение 1960-х даёт концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США. В 1963 завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение "Три симфонических движения", которое в том же было исполнено оркестром под руководством Пауля Клецки. В 1965 сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям. Диск "Танго" выходит в том же. В 1967 в сотрудничестве с Орасио Феррером (Horacio Ferrer) написал оперетту "Мария из Буэнос-Айреса". Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя "Музыкального ансамбля Буэнос-Айреса", сочиняет пьесу "Тангасо", которая была исполнена оркестром во время турне по США. Во второй половине 1960-х написал "Танго шесть" для "Мелос-ансамбля" и "Милонгу в ре" для скрипача Сальваторе Аккардо, к этому же времени относится цикл "Времена в Буэнос-Айресе". В результате сотрудничества с Феррером Пьяццолла создаёт новый жанр — танго-песню. В 1969 произведение "Баллада для безумца" завоёвывает всемирное признание. Этот, более коммерческий, жанр делает Пьяццоллу известным широкой публике в качестве выраженного представителя музыки Буэнос-Айреса, тогда как до этого времени аудитория композитора состояла в основном из узкого круга посвящённых. В 1970 Пьяццолла уезжает в Париж и совместно с Феррером создаёт ораторию "Молодой народ", премьера которой состоялась в Сарбруке. В 1971 Пьяццолла создал коллектив "Ансамбль девяти", с которым вскоре Муниципальный совет Буэнос-Айреса подписывает контракт на 2 для проведения концертов в Аргентине и за рубежом. Коллектив имеет большой успех в странах Латинской Америки. В 1972 состоялся концерт в Италии в итало-американском институте, записано несколько программ для телевидения Италии. 17 августа 1972 Пьяццолла начинает работать в театре "Колон", репетиции мешают музыканту принять предложение Бернардо Бертолуччи о создании музыки к кинофильму "Последнее танго в Париже". В августе 1972 в Буэнос-Айресе состоялся "Перламутровый концерт". В 1974 записывает в Милане с Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan) альбом "Саммит" с оркестром итальянских музыкантов. В том же создал одно из самых известных своих произведений — "Либертанго" ("Танго свободы"). В 1976 написал музыку для фильма "В Сантьяго идёт дождь". В 1986 вместе с Гари Бёртоном (Gary Burton) записал "Сюиту для вибрафона и нового квинтета танго". В последствии Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда давал концерты со своим квинтетом. Выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке. Во второй половине 1980-х совместно с Лало Шифриным (Lalo Shifrin) и "Оркестром Святого Луки" записал "Концерт для бандонеона", "Три танго для бандонеона с оркестром" и "Сюиту Пунта-дель-Эсте"; с "Кронос-квартетом" — сюиту "Пять танго-сенсаций", которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений академической музыки. 4 августа 1990 перенёс сильный инсульт, скончался в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 в результате его последствий. Наследие Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. Только за последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как "Пираньи" (Луис Берланга), "Генрих IV" (Марко Белоккьо), "Свет" (Жанна Моро), "Армагеддон" (Ален Жесуа), "Юг" и "Ссылка Гарделя" (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: "За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание". В 1990 Мстислав Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано "Большое танго", это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене театра "Колон" на концерте памяти Пьяццоллы в 1994. В феврале 1993 в Лос-Анджелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию Grammy 1992 за произведение "Забвение" (Oblivion) в категории "лучшая инструментальная композиция". Международная критика охарактеризовала пьесу как одно из лучших произведений Пьяццоллы. Одним из его учеников является Ришар Гальяно (Richard Galliano).
13:55