Antonio Carlos Jobim / Антонио Карлос Джобим
Бразильский композитор, пианист, автор песен, аранжировщик и вокалист.
Его отец Йорге де Оливейра Жобим (Jorge de Oliveira Jobim) (родился в São Gabriel, Rio Grande do Sul, 23 апреля 1889) был писателем, дипломатом, журналистом, профессором и поэтом. Он происходил из знатной семьи и был пра-пра-внучатым племянником Жозе Мартинс да Круз Жобим (José Martins da Cruz Jobim) - сенатора, тайного советника и врача императора Дома Пэдро II (Dom Pedro II). Когда Жозэ Мартинс (José Martins) изучал медицину в Европе, он добавил к своему имени Жобим (Jobim), в честь названия португальской деревни, откуда была родом его семья (из прихода Santa Cruz de Jovim, Porto). Мать Нильза Бразилейро де Алмейда (Nilza Brasileiro de Almeida) (родилась в 1910 – умерла 17 ноября 1989) – была преподавателем и директором Бразильского Коллежа Алмейда, Копакабана (Рио-де-Жанейро).
В 1931, когда Тому было 5 лет, мама с двумя детьми (Томом и его сестрой Хеленой Изаурой (Helena Isaura), которая родилась 23 февраля 1931) решает уйти от отца и переезжает в Ипанему (прибрежный район Рио-Де-Жанейро, который позднее буде воспет им в песнях). Отец Тома ушёл из жизни 19 июля 1935 в возрасте 47 лет. В 1937 мать Тома повторно выходит замуж за Целсо да Фрота Пессоа (Celso da Frota Pessoa) (умер 2 февраля 1979), который поощрял занятия музыкой своего пасынка. Именно отчим купил в дом пианино.
В 1938 Том выдержал вступительные экзамены в Externato Mello e Souza в Капакабане, где получил начальное образование. В числе музыкальных педагогов Жобима был Лучиа Бранко (Lúcia Branco), а с 1941 Том берёт уроки игры на фортепиано у Ханса Йохима Коэллройтера (Hans Joachim Koellreuter). Музыкальные вкусы Жобима формировались под влиянием музыки Пиксингуинья (Pixinguinha), легендарного музыканта и композитора, который в 30-е годы начал исполнять современную бразильскую музыку. На его творчество также повлияла музыка французских композиторов-импрессионистов Клода Дебюси (Claude Debussy) и Мориса Равеля (Maurice Ravel), бразильского композитора Хейтора Вилла-Лобоса (Heitor Villa-Lobos), и джаз.
Несмотря на интерес к музыке, в 1946 он поступает в архитектурное училище, но затем, разочаровавшись в своём выборе, решает посвятить свою жизнь музыке. Будучи стеснённым в средствах, Том зарабатывает на жизнь, играя в барах, ночных клубах, помогает композиторам, не владеющим нотной грамотой, перекладывать их музыку на ноты, пишет аранжировки. 15 октября 1949 Том женится на Терезе Отеро Херманни (Thereza Otero Hermanny). 4 августа 1950 родился первый сын Пауло (Paulo). В 1952 Том начинает работу в фирме звукозаписи Сontinental Records. В 1952 Том знакомится с Билли Бланко (Billy Blanco). В июне 1953 Том делает первые записи своих песен “Pensando em voce” (Том Жобим (Tom Jobim); “Faz uma semana” (Том Жобим (Tom Jobim) и Жоао Стоклер (Joao Stockler). В 1954 Дик Фарни (Dick Farney) и Лучио Алвес (Lucio Alves) записали “Tereza da Praria”, песню, которая принесла первый успех Тому. Билли Бланко написал стихи к этой песне. В 1954 выходит первая пластинка SINFONIA DO RIO DE JANEIRO (Том и Билли Бланко).
В 1956 Том знакомится с Винишиусом де Моресом (Vinícius de Moraes) – бразильским дипломатом и поэтом. В этом же году он поступает на работу в Odeon Records на должность художественного директора. Вместе с де Мораесом Жобим создаёт мюзикл “Orfeu da Conceicao”, премьера которого состоялась 25 сентября 1956 в Муниципальном Театре в Рио-Де-Жанейро. Самой популярной песней в этом шоу становится "Se Todos Fossem Iguais A Você" ("If Everyone Were Like You"). Позже, когда по мотивам снимался фильм Чёрный Орфей (режиссёр Марсель Камю, 1959), французский продюсер Саша Гордин (Sacha Gordine) не захотел, чтобы в фильме были использованы песни из пьесы. Гордин попросил де Мораеса и Жобима написать для него новые композиции. Винишиус в это время работал на Itamaraty (бразильское министерство иностранных дел) в Монтевидео. Общаясь по телефону, они с Жобином смогли написать всего три песни — ("A Felicidade", "Frevo" и "O Nosso Amor"). Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля (1959) и премию Оскар как лучший зарубежный фильм года (1960). Сотрудничество де Мораеса и Жобима на этом не закончилось. Винишиус стал писать тексты к наиболее популярным композициям Жобима. Также немалое участие в их работе принял аранжировщик, композитор, дирижёр и джаз/поп аранжировщик Клаус Огерман (Claus Ogerman), который редактировал многие из запоминающихся песен Жобима, как до этого делал Эумир Деодато (Eumir Deodato).
В 1956 Cильвия Теллес записывает самбу Тома и Ньютона Мендосы "Foi a noite". 11 марта 1957 начало работы над записью альбома CARICIA в студии Odeon. 26 августа 1957 у Жобима родилась дочь Элизабет "Бэт" Жобим (Elizabeth "Beth" Jobim). В 1958 Том написал музыку к фильму Харольдо Косты Pista de Gamma. В апреле 1958 выходит альбом CANCAO DO AMOR DEMAIS (Том, Винишиус, Жоао Джильберто (Joao Gilberto) – гитара, Элизетте Кардосо (Elizette Cardoso) - вокал).
Жобим справедливо считается основоположником движения босса нова, когда в 1958 он дал исполнить своему другу Жоао Джильберто (Joao Gilberto) две свои композиции “Desafinado” и "Chega De Saudade", которые не вызвали большого ажиотажа. В то же время альбом CHEGA DE SAUDADE (1959), представивший публике Жоао Джильберто (Joao Gilberto) с музыкой и аранжировками Жобима, становится в Бразилии очень успешным. В этом же году Сильвия Теллес записывает альбом PRO TODA A MINHA VIDA с девятью песнями Тома. В апреле 1959 PRO TODA A MINHA VIDA появляется в интерпретации сопрано Лениты Бруно (Lenita Bruno) в сопровождении оркестра под управлением Лео Пекаччи. В 1960 Том и Винишиус создают “Brasilia, Sinfonia da Alvorada”. В 1961 Том пишет музыку к фильму “Porto das Caixas” режиссёра Пауло Цесара Сарацени (Paulo Сesar Saraceni). В 1962 совместно с де Мораесом Том пишет "The Girl From Ipanema". В августе 1962 состоялось музыкальное шоу в ресторане Au Bon Gourmet в Рио-Де-Жанейро, в котором приняли участие Жобим, де Мораес, Жильерто и вокальная группа Os Cariocas. Некоторые песни, впервые исполненные в этом шоу, стали в дальнейшем мировыми хитами: “So Danco Samba”, “Samba do Aviao”, “Garota de Ipanema”.
В 1962 состоялась первая поездка Жобима в Америку. 22 ноября 1962 он принял участие в концерте Bossa Nova Show в Carnegie Hall с Чарли Бёрдом (Charlie Byrd), Стэном Гетцем (Stan Getz) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie).
Ключевым моментом в карьере Жобима становится сотрудничество с саксофонистом Стэном Гетцем (Stan Getz), Жоао Джильберто (Joao Gilberto) и его женой Аструд Джильберто (Astrud Gilberto), которое воплотилось в создание двух альбомов - GETZ/GILBERTO (1963) и GETZ/GILBERTO VOL. 2 (1964). Появление первого стало причиной настоящего боса нова сумасшествия сначала в Соединённых Штатах, а затем и во всём мире. Гетц до этого записал диск JAZZ SAMBA с гитаристом Чарли Бёрдом (Charlie Byrd) (1962), и JAZZ SAMBA ENCORE! c гитаристом Луизом Бонфа (Luiz Bonfa) (1964).
Жобим пишет многие песни для GETZ/GILBERTO, который становится одним из крупнейших бестселлеров в истории джаза, а Аструд Джильберто (Astrud Gilberto), исполнившая "The Girl from Ipanema" и "Corcovado", превращается в мировую сенсацию. В 1965 диск GETZ/GILBERTO получает четыре премии Grammy в категориях "Альбом Года", "Лучший Джазовый Инструментальный Альбом" и "Лучший Спроектированный Альбом" (по-видимому, имелась в виду техническая сторона вопроса). Песня "The Girl from Ipanema" получила Grammy как "Запись Года".
Впоследствии Жобим выпускает множество альбомов, также получивших признание во всём мире. Многие его композиции звучали в саундтреках к фильмам и записывались другими исполнителями. В 1963 выходит пластинка THE COMPOSER OF DESAFINADO PLAYS. В Нью-Йорке Том пробует начать записи и издавать свои пластинки. В 1964 выходят альбомы THE WONDERFUL WORLD OF Antonio Carlos Jobim и CAYMMI VISITA TOM. 16 мая 1964 Том едет в Нью-Йорк с целью создания музыкального издательского проекта “Corcovado Music”. 30 июля 1964 возвращается в Бразилию. В декабре 1964 Том едет в Лос-Анджелес, где работает с Рэем Джилберто, переводчиком его текстов на английский. В 1965 выходит альбом A CERTAIN MR.JOBIM. 30 августа 1966 Том приезжает в Лос-Анджелес для участия в совместном проекте с Фрэнком Синатра (Frank Sinatra). 30 января 1967 Том приступает к записи своего первого совместного с Синатрой альбома. В феврале 1967 Том пишет музыку к фильму Леона Хиршмана “Garota de Ipanema”. 1968 - главный приз песни “Sabia” на 3-м Международном Джазовом Фестивале. В 1969 Том написал музыку к фильму “Os Adventures”.
В 1970 выходит альбом STONE FLOWER с аранжировками Еумира Деодато (Eumir Deodato). В 1971 Том пишет музыку к фильму “The Murdered House” режиссёра Пауло Цесара Сарацени (Paulo Cesar Saraceni). 1971 – Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) записывает альбом SINATRA AND CIA с песнями Тома. В мае 1972 первая запись знаменитой песни “Waters of March”. В 1973 выход альбома MATITA PERE. 23 февраля 1973 у Жобима рождается первый внук Даниэль (Daniel), который пошёл по стопам своего деда и стал пианистом и композитором. В 1974 выходит диск TOM & ELIS. 16 октября 1975 начало работы над записью альбома URUBU. 6 мая 1976 у Тома родилась внучка Дора (Dora).
В 1978 Жобим разводится с Терезой (Thereza), и начинает совместное проживание с 29-летней Аной Беатриз Лонтрой (Ana Beatriz Lontra). В этом же году Том c певцом Миуча (Miucha) записывает альбом MIUCH AND ACJ. В декабре Том и Ана арендуют дом в пригороде Рио Jardim Botanico, где живут 6 лет. 2 февраля 1979 в возрасте 68 лет умирает отчим Жобима Целсо Фрота Пессоа (Celso Frota Pessoa). 30 октября 1979 рождается первый ребёнок от Аны – Жоао Франциско Жобим (João Francisco Jobim).
1980 - выход альбома TERRA BRASILIS. 9 июля 1980 наш мир покидает Винишиус де Мораес. В 1983 Том пишет музыку к фильму Бруно Баретто "Gabriela". Затем Том и Чико Барки пишут музыку к фильму Мигеля Фариа “How to live a great love”. В 1984 поступает предложение от режиссёра Марко Алберга написать музыку к фильму “Fonte de Saudade” (экранизация книги сестры Тома Елены “Trilogia do Assombro"). В этом же году Том пишет музыку к фильму “O Tempo e o Vento”.
29 марта 1985 состоялось совместное концертное выступление с Nova Banda в Carnegie Hall. 7 июля 1985 Том, Жоао Джильберто и Nova Banda играют на открытии джазового фестиваля в Монтрё. 30 апреля 1986 Том и Ана сочетаются браком. В 1987 выходит альбом PASSARIM. 20 марта 1987 на свет появляется дочь Мария Луиза Хелена (Maria Luiza Helena). 17 ноября 1989 умирает мать Тома Нильза (Nilza).
В апреле 1994 проходит совместное выступление в Carnegie Hall с Хэрби Хэнкоком (Herbie Hancock) и Пэтом Мэтини (Pat Metheny). В мае 1994 Том едет в Париж с Глидой Матоссо. Несколько дней спустя он выступает со своим оркестром в Иерусалиме. Кроме того, он работает над созданием альбома ANTONIO BRASILEIRO. По окончании записи альбома Том обратился к своему доктору Роберто Хьюго Коста Лима (Roberto Hugo Costa Lima) с жалобой на то, что в его моче появилась кровь. Была обнаружена опухоль на мочевом пузыре, но Жобим проигнорировал совет врача немедленно сделать операцию. Он предпочёл духовное лечение с бразильским медиумом и начал работу над следующим альбомом TOM JOBIM.
Сеансы с медиумом не принесли результатов и, несмотря на то, что немецкий доктор Фредерик фон Штайн (Frederik von Stein) советовал не прибегать к хирургии, Жобим решается на операцию. Она состоялась 2 декабря 1994 в нью-йоркском госпитале Mount Sinai. 8 декабря у Жобима происходит остановка сердца, вызванная лёгочной эмболией. Врачам удалось запустить сердце, но через два часа оно останавливается снова, на этот раз навсегда. Альбом ANTONIO BRASILEIRO был выпущен через три дня после его смерти.
Тело Жобима 9 декабря 1994 было перевезено в Бразилию и 13 декабря в Рио-де-Жанейро состоялась частная панихида, на которой присутствовали лишь члены его семьи и самые близкие друзья Миуча (Miúcha), Эду Лобо (Edu Lobo), Жоао Джильберто (João Gilberto), Аструд Джильберто (Astrud Gilberto). Его тело находилось в покое до 20 декабря 1994, когда состоялись государственные похороны. Он был похоронен на кладбище святого Иоанна Крестителя (Cemitério São João Batista).
Американские джазовые вокалисты Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) исполнили песни Жобима на своих альбомах ELLA ABRAÇA JOBIM (1981) и Francis Albert Sinatra & Antonio Carlos Jobim (1967), соответственно. В 1996 диск WAVE: THE Antonio Carlos Jobim SONGBOOK содержал мелодии Жобима в исполнении Оскара Питерсона (Oscar Peterson), Херби Хэнкока (Herbie Hancock), Чика Кориа (Chick Corea) и Тутса Тильманса (Toots Thielemans). Жобим был новатором в использовании сложных гармонических структур в популярной музыке. Некоторые его мелодические приёмы стали очень популярны в джазе и популярной музыке.
Среди бразильцев, сотрудничавших и исполняющих музыку Жобима, нужно назвать Жоао Джильберто (João Gilberto) (часто рассматривается как соавтор популярности боса новы), Чико Буарке (Chico Buarque), Гал Коста (Gal Costa), Элис Реджина (Elis Regina), Сержио Мендес (Sérgio Mendes), Аструд Джильберто (Astrud Gilberto) и Флора Пьюрим (Flora Purim).
Эумир Деодато (Eumir Deodato) и композитор/дирижёр Клаус Огерман (Claus Ogerman) сделали множество аранжировок для записей Жобима. На 54 церемонии вручения премии GrAMMy Жобим был удостоен награды за Достижения В Течение Жизни. 5 января 1999 муниципалитет Рио-де-Жанейро назвал международный аэропорт Rio's Galeão, расположенный на острове Governador, именем композитора. Кстати, аэропорт Galeão упоминался в его композиции "Samba do Avião".
Кто-то сказал, что Жобим - это Джордж Гершвин Бразилии, и это действительно так. Оба написали огромное количество песен для джазового репертуара, и оба стали символами своих стран. Грациозные, утончённые, эмоциональные мелодии Жобима стали для джазменов 60-х годов настоящей альтернативой традиционному джазу. Музыкальные корни Жобима всегда произрастали из джаза 50-х годов, но он также испытывал большое влияние на свое творчество французских композиторов импрессионистов, а бразильская самба придала его музыке уникальную экзотическую окраску.
Он был чрезвычайно плодовитым композитором, написавшим более 400 мелодий. Такие его мелодии как "Desafinado", "How Insensitive", "The Girl From Ipanema", "One Note Samba" и "Wave" стали вечно популярными джазовыми стандартами.