Allan Holdsworth / Аллан Холдсуорт
Британский джазовый фьюжн и прогрессив-рок гитарист и композитор.
Холдсворт был известен своими высокоразвитыми знаниями теории музыки, благодаря которым он включил огромное количество сложных последовательностей аккордов, часто используя необычные формы аккордов абстрактным способом, основываясь на его понимании «аккордовых гамм» и на замысловатые импровизированные соло, часто через смещающиеся тональные центры. Он использовал множество форм шкалы, часто происходящих от таких, как лидиан, уменьшенный, гармонический мажор, увеличенный, цельный тон, хроматический и изменённые гаммы, среди прочего, часто приводящие к непредсказуемому и диссонирующему звуку "за пределами" гармонии. Его уникальная легато техника соло возникла из его изначального желания играть на саксофоне. Не имея возможности себе это позволить, он стремился использовать гитару для создания столь же плавных линий нот. Он также стал ассоциироваться с игрой на ранней форме гитарного синтезатора, названного SynthAxe, компании, которую он поддерживал в 1980-х.
На Холдсворта повлияло множество гитаристов рока и джаза, таких как Эдди Ван Хален, Джо Сатриани, Грег Хоу, Шон Лейн, Ричи Котцен, Джон Петруччи, Алекс Лайфсон, Курт Розенвинкель, Ингви Мальмстин, Майкл Ромео, Тай Табор и Том Морелло. Фрэнк Заппа однажды назвал его «одним из самых интересных гитарных парней на планете», а Роббен Форд сказал: «Я думаю, что Аллан Холдсворт - это Джон Колтрейн гитары. Я не думаю, что кто-то может сделать с гитарой столько, сколько может Аллан Холдсворт».
Родился Холдсворт в Брэдфорде, где его воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии, Сэм и Элси Холдсуорт. Сэм Холдсворт был джазовым пианистом, который ранее переехал в Лондон, чтобы продолжить музыкальную карьеру, но в конце концов вернулся в Брэдфорд. Холдсворту подарили свою первую гитару в возрасте 17 лет, а начальное обучение музыке он получил от деда. Его профессиональная карьера началась, когда он присоединился к группе Glen South Band, которая выступала в клубах Mecca по всей Северной Англии.
Холдсворт впервые записан в 1969 году с группой 'Igginbottom на их единственном выпуске, IGGINBOTTOM'S WRENCH (позже переиздан под названием группы "Allan Holdsworth & Friends"). В 1971 году он присоединился к Sunship, импровизационной группе с клавишником Аланом Гоуэном, будущим перкуссионистом King Crimson Джейми Мьюиром и басистом Лори Бейкер. Они играли вживую, но так и не выпустили никакого записанного материала. Затем последовала недолгая работа с джаз-рок группой Nucleus, с которой Холдсворт играл на их альбоме 1972 года Belladonna; аналогично с прогрессив-роком группой Tempest на их одноименном первом студийном альбоме в 1973 году. Его игру также можно услышать на живом концерте BBC Radio с того же концерта. year, который был выпущен несколькими десятилетиями позже в 2005 году как часть Under the Blossom: The Anthology, сборника Tempest, наиболее примечательного для песни "Gorgon". Существует городской миф, отчасти распространенный певцом Донованом, что Холдсворт сыграл фуззтоновое соло в хите Донована 1968 года «Hurdy Gurdy Man», но на самом деле соло сыграл Алан Паркер.
В середине десятилетия Холдсворт работал с различными известными исполнителями прогрессивного рока и джазового фьюжн, включая Soft Machine (Bundles и Земля Кокейна), Новая жизнь Тони Уильямса (Поверьте и Ноги на миллион долларов), Гонг Пьера Морлена (Gazeuse!, Expresso II и Time is the Key) и Жан-Люк Понти (Enigmatic Ocean), впечатления, которые он ценил - особенно время, проведенное с барабанщиком Тони Уильямсом. В 1976 году произошло первое из многих разочарований Холдсворта в музыкальной индустрии, когда CTI Records выпустили запись того, что, по мнению Холдсворта, было репетиционной сессией, в качестве официального студийного альбома Velvet Darkness. Это разозлило Холдсворта, который спустя десятилетия сказал, что он все еще сильно ненавидит альбом и хотел бы, чтобы он никогда не был предан огласке.
В 1977 году Холдсворта нанял барабанщик и Yes основатель Билл Бруфорд сыграет на своем дебютном альбоме Feels Good to Me (выпущен в январе 1978 года). Вскоре после этого Бруфорд сформировал супергруппу прогрессив-рока UK с клавишником / скрипачом Эдди Джобсоном и басистом Джоном Веттоном; Холдсворт был привлечен по рекомендации Бруфорда. Несмотря на то, что он хорошо ладил с ними лично и наслаждался записью их одноименного альбома 1978 года, Холдсворт утверждал, что он «ненавидел» свое время, проведенное с группой, и что оно было «жалким» из-за многочисленных музыкальных произведений, разногласий во время турне, а именно желании Джобсона и Веттона, чтобы Холдсворт играл свои соло в организованной структуре для каждого шоу, чему он яростно возражал.
Пока Великобритания продолжала играть с разными музыкантами, Бруфорд вернулся к основной линии. план его сольной группы, теперь называемой просто Bruford, с Холдсвортом, оставшимся гитаристом. Их второй альбом, One of a Kind, был выпущен в 1979 году и содержал обширный вклад Холдсворта, но к этому моменту он хотел преследовать свои собственные музыкальные устремления и вскоре покинул группу, хотя и с некоторой неохотой.
Первое значимое сотрудничество Холдсворта было с джазовым пианистом Гордоном Беком на альбоме последнего Sunbird в 1979 году. Их первый совместный релиз The в 1980 году последовал альбом "Things You See", который был во многом похожим, но без перкуссии и баса. Вскоре после этого Холдсворт присоединился к барабанщику Гэри Хасбенду и басисту Полу Кармайклу в трио, которое стало известно как False Alarm. Это было первое выступление Холдсворта в качестве лидера группы, и после приобретения бывшего вокалиста Tempest Пола Уильямса группа была переименована в I.O.U. Их одноименный дебютный альбом был выпущен независимо в 1982 году, после чего последовало массовое переиздание на лейбле Enigma Records в 1985 году.
Сразу после выпуска IOU гитарист Эдди Ван Хален привлек внимание компании Warner Bros. Records к Холдсворту, в частности исполнительного директора Мо Остина. Ван Хален ранее восхищался Холдсвортом в выпуске журнала Guitar Player за 1980 год, говоря: «Этот парень плохой! Он фантастический; я люблю его», и что Холдсворт был «лучшим в моей записной книжке». Более того, в интервью 1981 года журналу Guitar World он сказал, что «Для меня Аллан Холдсворт - номер один».
Это привело к выпуску на Warner Bros. Road Game (EP) в 1983 году. Спродюсировал его давний исполнительный продюсер Ван Халена Тед Темплман и был номинирован в 1984 на Грэмми в категории Лучшее Инструментальное Рок Исполнение. Однако Холдсворт не любил Road Games из-за творческих разногласий с Темплманом. Бывший вокалист Cream Джек Брюс исполнил вокал на Road Games (Холдсворт и Брюс играли вместе с Билли Кобхэмом, Дидье Локвудом и Дэвид Сансиус под названием A Gathering of Minds в Монтрё в 1982 году), в то время как более позднее воплощение группы I.O.U. включало Пола Уильямса, барабанщика Чада Вакермана (который вместе с Хасбендом станет постоянным участником группы Холдсворта в течение следующих трех десятилетий) и басист Джефф Берлин.
Навсегда переехав в Южную Калифорнию и язвительно расставшись с Warner Bros., Холдсворт подписал контракт с Enigma на выпуск 1985 года Metal Fatigue (вместе с вышеупомянутым переизданием I.O.U.). Именно в это время к группе присоединился басист Flim & BB Джимми Джонсон и, как Husband и Wackerman, оставался постоянным участником гастролирующих групп Холдсворта до своей смерти. В последний раз на вокале выступал Пол Уильямс, с которым Холдсворт, по утверждению Холдсуорта, разошелся из-за продажи Уильямсом концертных бутлегов.
Альбом Atavachron в 1986 год стал знаменательным в том смысле, что это был первый релиз, в котором Холдсворт впервые продемонстрировал работу с новым инструментом под названием SynthAxe. Этот необычно спроектированный MIDI-контроллер (отличный от гитарного синтезатора) станет основным продуктом игры Холдсворта на всю оставшуюся часть его карьеры звукозаписи, в течение которой он фактически станет лицом публики. инструмент. В следующем году вышел четвертый альбом Sand, в котором не было вокала и в котором были продемонстрированы дальнейшие эксперименты с SynthAxe. Второе сотрудничество с Гордоном Беком, With a Heart in My Song, последовало в 1988 году.
В конце 1980-х Холдсворт основал свою собственную студию звукозаписи под названием The Brewery на Севере. Каунти, Сан-Диего, которое станет одним из основных мест записи всех его студийных альбомов, начиная с Secrets в 1989 году и на протяжении 1990-х годов. В интервью 2005 года он заявил, что больше не владеет студией после развода в 1999 году. Secrets представил пианиста Стива Ханта, который продолжал играть на клавишных в составе гастролирующей группы Холдсворта, и на двух последовавших альбомах.
Сотрудничество в 1990 году с гитаристом-фьюжн Фрэнком Гамбейлом возникло в форме Truth in Shredding, амбициозного совместного проекта собраны Марком Варни (братом Shrapnel Records основателя Майка Варни ) через его лейбл Legato Records. В декабре того же года, после смерти гитариста 42 уровня Алана Мерфи в 1989 году, Холдсворт был нанят группой, чтобы играть в качестве приглашенного музыканта во время серии концертов в лондонском Хаммерсмит Одеон. С бывшим I.O.U. партнер Гэри Хасбэнд, теперь барабанщик Level 42, все эти обстоятельства привели к тому, что Холдсворт внес свой вклад в гитарную работу над пятью треками для их альбома 1991 года Guaranteed. Холдсворт также играл на первых двух студийных альбомах Чада Вакермана, Forty Reasons (1991) и The View (1993).
Первым сольным альбомом Холдсворта десятилетия был Wardenclyffe Tower 1992 года, в котором по-прежнему использовался SynthAxe, но также проявился его вновь обретенный интерес к баритонным гитарам собственной разработки, созданным мастером Биллом Делапом. С выходом альбома Hard Hat Area в 1994 году гастрольная группа Холдсворта на тот и следующий год состояла из Стива Ханта, мужа и басиста Скули Сверриссона. Сотрудничество в 1996 году с братьями Андерсом и Йенсом Йоханссоном привело к созданию Heavy Machinery, альбома с более жесткой игрой Холдсворта, чем обычно. В том же году к нему снова присоединился Гордон Бек на None Too Soon, который включал интерпретации некоторых из любимых джазовых стандартов Холдсворта.
Десятилетие началось положительно с выпуска The Sixteen Men of Tain в 2000 году, но это оказался последний альбом Холдсворта, записанный на пивоварне. Сразу после этого он резко замедлил свой сольный выход из-за событий в его личной жизни. Пара официальных концертных альбомов All Night Wrong и Then! были выпущены в 2002 и 2003 годах соответственно, вместе с двойным сборником The Best of Allan Holdsworth: Against the Clock , в 2005 году.
Его одиннадцатый альбом Flat Tire: Music for a Non-Existing Movie был выпущен в 2001 году. В интервью 2008 года Холдсворт упомянул, что В том же году планировалось выпустить новый студийный альбом Snakes and Ladders на лейбле гитариста Стива Вая Favored Nations, но этого не произошло. Также сообщалось, что в разработке находится новый материал с Чадом Вакерманом и Джимми Джонсоном. В интервью 2010 года он заявил, что у него достаточно материала для двух альбомов, которые он планировал начать записывать после концерта в Тель-Авиве.
На протяжении второй половины 2000-х он много гастролировал по Северной Америке и Европе и играл в качестве гостя на альбомах многих артистов. Примечательно, что он был показан на альбоме клавишника Дерека Шериниана 2004 года Mythology, а также в его прогрессив-металле супергруппе Planet X, на их альбоме 2007 года Quantum.
В 2006 году он выступил с клавишником Аланом Паскуа, Вакерманом и басистом Джимми Хэслипом в рамках живого трибьюта в честь покойного Тони Уильямс, с которым Холдсворт и Паскуа играли в середине 1970-х; DVD (Live at Yoshi's) и двойной альбом (Blues for Tony) этого тура были выпущены в 2007 и 2009 годах соответственно. В течение 2008–10 он гастролировал с барабанщиками Терри Боззио и Пэтом Мастелотто и басистом Тони Левином в роли HoBoLeMa, супергруппой, играющей импровизированную экспериментальную музыку. 3 ноября 2011 года Холдсворт выступил в Мумбаи в составе гастролирующей группы барабанщика Вирджила Донати. В следующем году Холдсворт присоединился к Чаду Вакерману в третий раз для записи студийного альбома последнего для Dreams Nightmares and Improvisations.
В 2015 году Холдсворт запустил проект PledgeMusic по выпуску нового студийного материала, как часть коллекции Tales from the Vault. Альбом появился в июле 2016 года.
7 апреля 2017 года лейбл Manifesto Records выпустил бокс-сет The Man Who Changed Guitar Forever! The Allan Holdsworth Album Collection, в которую вошли ремастированные версии 12 сольных альбомов Аллана. Эти 12 альбомов также были выпущены в виниловой коробке под названием "The Allan Holdsworth Solo Album Collection", что стало первым разом, когда многие из этих альбомов были доступны на виниле. В то же время Manifesto выпустил сборник из двух компакт-дисков "Eidolon", в который вошли треки, отобранные самим Холдсвортом. Аллану удавалось продвигать эти альбомы ненадолго, так как он скончался всего через неделю от высокого кровяного давления. По данным The Guardian, он отыграл свой последний концерт в Сан-Диего 10 апреля 2017 года.
Manifesto records выпустили два посмертных альбома по состоянию на 2019 год. Оба являются архивными концертными записями. Live in Japan 1984, выпущенный в 2018 году, является первым авторизованным релизом широко распространяемого нелегального лазерного диска "Tokyo Dream" с бонусным DVD ограниченным тиражом. Warsaw Summer Jazz Days '98, выпущенный в 2019 году, содержит CD и DVD концерта, который первоначально транслировался по польскому телевидению. Холдсворт также появляется на двух треках на альбоме немецкого исполнителя MSM Schmidt "Life" 2017 года, его последние студийные записи будут выпущены в 2019 году. Питер Лемер выпустил альбом "Jet Yellow" в 2019 году, с участием Холдсворта на трек "Dognose". Однако этот альбом был записан в 1977 году.
Сольные композиции Холдсворта в основном инструментальные, но вокал был заметен на всех его альбомах 1980-х годов, кроме Sand. Двумя из его самых часто повторяющихся певцов были Пол Уильямс (участвовал в I.O.U., Road Games и Metal Fatigue) и Роуэн Марк (Atavachron и Secrets). Кроме того, он исполнил ведущий вокал в композициях Igginbottom's Wrench и The Things You See, чего он больше никогда не делал. В начале своей карьеры он иногда играл на скрипке (Velvet Darkness, Sunbird, The Things You See и I.O.U.) и на акустической гитаре (Bundles, Velvet Darkness, Великобритания, Gazeuse! И Metal Fatigue). Он чувствовал, что не разбирается в акустической гитаре, потому что ее ударныетональные качества не подходили для легато игры, которую он любил.
Стиль игры Холдсворта сочетал в себе элементы джаза и прогрессивного рока и основывался на формах шкалы, часто происходящих от таких, как лидиан, гармонический мажор, приглушенный, расширенные, тональные, хроматические и измененные шкалы. В своем обучающем видео, например, он упомянул, что часто играет измененные гаммы, необычные для среднего игрока, такие как 7-я мажор фа минор с приподнятым 4-м, а также демонстрирует способность распознавать такие сложные гаммы в форме аккорда с голосом вверх и вниз по грифу, причем каждая нота принадлежит к семье.
Его фразировка почти всегда отличалась поразительными, но тонкими переходами между нотами, которые часто работают вопреки ожиданиям слушателя от созвучия и диссонанс, с широкими и непредсказуемыми интервальными скачками. В своих соло он широко использовал различные быстрые техники легато, такие как скольжение, удары молотком и отталкивания (последнее является индивидуальным методом, более похожим на "перевернутый" удар молотком); все они производят звук жидкого свинца. Одна из причин его известного акцента на легато, а не на сборке , проистекает из желания сделать звук между выбранными нотами и нотами легато неразличимыми.
Еще одной из его наиболее узнаваемых черт было использование богатых, отборных аккордов (часто переполненных задержкой, припевом и другими сложными эффектами), которые были артикулированы и выдержаны с использованием увеличения громкости для создания звуков, напоминающих валторну и саксофон. Он сказал, что предпочитает оба этих инструмента гитаре, последняя из которых не была его первым выбором инструмента после того, как он получил один от своего отца, когда начал заниматься музыкой. Именно из-за незнания гитары, в сочетании с попытками сделать ее более похожей на саксофон, он первоначально начал использовать легато, не осознавая, что это не было распространенным методом игры в то время. Кроме того, на него сильно повлияли такие саксофонисты, как Джон Колтрейн, Пушечное ядро Аддерли, Майкл Брекер и Чарли Паркер, а некоторые из его любимых гитаристов были Джанго Рейнхардт, Джо Пасс, Уэс Монтгомери, Джимми Рэйни, Чарли Кристиан и Хэнк Марвин.
Холдсворт был очень влиятельным гитаристом среди продвинутых гитаристов и считался одним из самых технически совершенных и самых необычных музыкантов. Согласно журналу Guitar World, он «имеет такое же влияние, как Чак Берри, Джими Хендрикс и Эдди Ван Хален». Эдди Ван Хален, Фрэнк Заппа, Шон Лейн, Нил Шон и Гэри Мур объявили Холдсворта одним из самых продвинутых гитаристов своей эпохи.
Однако Холдсворт оставался «малоизвестным за пределами музыкальных кругов», а в музыкальном плане, даже гитаристы, его критиковали за то, что он недостаточно музыкален и слишком техничен для обычного слушателя. Сам Холдсворт понимал, что его музыка не понравилась большинству людей, и сказал: «Я не думаю, что она всем наверняка понравится. Но если люди ее услышат, если хотя бы 20% она понравится, я буду очень счастлив. с этим". Однажды он обратился к крупному звукозаписывающему лейблу, и его продюсер сказал, что его музыка «абсолютно беспредельна» и что он не одобряет ничего, что Холдсворт когда-либо делал с тех пор, как начал делать свои собственные альбомы. Гатри Гован сказал о гитаристах, которые стремятся играть как Холдсворт: «Я думаю, что потенциально опасно, когда рок-музыкант слышит немного Аллана Холдсворта или Фрэнка Гамбейла, а затем сразу же погружается в этот стиль игры; не только это технический аспект пугает, все эти музыкальные знания и понимание происходят за кулисами, и действительно трудно усвоить оба этих аспекта одновременно, чтобы ваша игра не стала хуже звучать".
После смерти Холдсворта, The Pods & Sods Network выпустили трехчастный трибьют подкаст, в котором многие из его современников, друзей и поклонников делились личными историями, воспоминаниями и дани. Среди участников Стив Лукатер, Джефф Уотсон, Чад Вакерман, Джо Сатриани, Фрэнк Гамбейл, Жан Люк Понти, Вернон Рид, Дженнифер Баттен, Двизил Заппа, Тай Табор и Майк Кенелли.
Гитары
Холдсворт работал со многими различными производителями гитар, разрабатывая свой звук, который, как он чувствовал, ему так и не удалось довести до совершенства на протяжении всей своей карьеры. С конца 1960-х до того времени, когда он провел с Тони Уильямсом в середине 1970-х, его основным инструментом был Gibson SG. Затем он переключился на игру на нестандартных гитарах Fender Stratocaster, которые были модифицированы звукоснимателями humbucker.
В 1984 году он разработал свои первые фирменные гитары с Ibanez, известный как AH-10 и AH-20. Эти инструменты имеют полупустой корпус из липы с полостью под накладкой, и их можно услышать на Metal Fatigue и Atavachron. Он также разработал фирменную гитару с Charvel, названную "Charvel Holdsworth Original", на которой он играл в 1980-х. Его давняя связь с гитарами Steinberger началась в 1987 году: они сделаны из графита и углеродного волокна и явно не имеют передней бабки. Вместе с дизайнером Недом Штайнбергером он разработал фирменную модель GL2TA-AH. Он начал играть на настроенных безголовых гитарах, изготовленных мастером Биллом Делапом в 1990-х годах, в том числе на баритон модели с расширенным диапазоном с 38-дюймовой длиной шкалы. Однако позже он сказал, что у него был только один из последних инструментов (с 34-дюймовой шкалой). Он также разработал линейку фирменных гитар с Carvin Guitars, включая полупустую H2 в 1996 году, полностью пустую HF2 Fatboy в 1999 году и модели HH1 и HH2 без головы в 2013 году.
На Atavachron Холдсворт сначала записал с помощью SynthAxe - лада, гитарного MIDI-контроллера с клавишами, струнными триггерами и дополнительное трубчатое устройство ввода под названием Masters Touch (разработанное Найлом Штайнером, изобретателем EWI), которое динамически изменяет громкость и тон, используя силу дыхания. Что касается звука, он использовал патчи, которые в основном были синтезаторами Оберхейма. Он использовал SynthAxe на всех сольных релизах, начиная с Atavachron и позже, но позже сказал, что больше не хочет, чтобы он был неотъемлемой частью его игры, особенно вживую, в основном из-за того, что он настолько редок (до сих пор существует менее 100 единиц) и сложен.
Усилители
Эксперименты Аллана Холдсворта с усилителями начались рано: «Друг отца построил мне мой первый усилитель. Раньше я любил ходить к нему домой и наблюдать за ним припой и тому подобное. Это заставило меня заинтересоваться электроникой».
На протяжении многих лет Аллан Холдсворт использовал множество усилителей, таких как Vox AC30 и 50-ваттный Marshall с двумя кабинетами громкоговорителей 4x12. Ему нравились Marshalls для одиночного соло, но не для аккордов из-за возникающих искажений. Он также экспериментировал с парой Norlin Lab Series L5, которые он нашел слишком чистыми.
Среди других усилителей: Johnson , Mesa Boogie (Mark III , Boogie 295, Quad Preamp или .50 Caliber) и Carvin клавиатурный усилитель.
В более поздней карьере он перешел на усилители Hartley-Thompson, которые, по его мнению, имели теплый и чистый звук. Гитарист Эдди Ван Хален использовал модифицированный усилитель Hartley-Thompson Холдсворта для записи своего соло в песне 1982 года «Beat It» Майкла Джексона.
Холдсворта также можно было увидеть выступающим с цифровыми моделирующими усилителями Yamaha DG80 112, которые он использовал в парах: один для его чистого звука, а другой имел пресет «кранч» с очень небольшим усилением и большой мастер-громкостью.
Холдсворт одобрил усилители Hughes & Kettner. Он использовал TriAmp MKII и ZenTera вместе с усилителем мощности Yamaha DG130 и Fender Twins.
В последние годы жизни Холдсворт использовал стеки Quilter MicroPro 1-го поколения, в которых его цепочка эффектов передавалась в стерео. Каждый 12-дюймовый комбо MicroPro Gen 1 имел дополнительный динамик для конфигурации 4x12 дюймов. Он разместил их на дополнительной паре кабин Quilter Extension, которые приводились в действие усилителем QSC GX7 для его синтаксического усиления. Во время зарубежных гастролей Холдсворт использовал две головки Quilter MicroPro для гитары и две головки Quilter Tone Block 200 для Synthaxe.
Личная жизнь
Холдсворт жил в Калифорнии с начала 1980-х годов. Езда на велосипеде была одним из его любимых занятий. Он также был страстным поклонником пива и особенно любил североанглийский бочковой эль. Он экспериментировал с пивоварением собственного пива в 1990-х и изобрел специализированный пивной насос под названием The Fizzbuster, который, по его собственным словам, создает «красивую сливочную голову."
Примерно в 1986 году Холдсворт испытывал финансовые трудности и иногда продавал оборудование, чтобы сводить концы с концами.
Холдсворт стал дедушкой в декабре 2010 года, когда его дочь Луиза родила девочку по имени Рори.
Холдсворт умер 15 апреля 2017 года у себя дома в Виста, Калифорния, в возрасте 70 лет. Первоначально причина смерти не была официально раскрыта, однако позже средства массовой информации сообщили, что он умер от болезни сердца.