Alan Silva / Алан Силва
Американский фриджазовый контрабасист и клавишник.
Одинаково сильный аккомпаниатор и басист, Алан Силва привлёк к себе внимание благодаря нескольким записям, сделанным в 1960-х и 1970-х. В течение своей карьеры он работал со многими ведущими джазовыми группами и исполнителями. Он замечательный солист, особенно со смычком, и напористый стилист.
Родился как британский подданный. Его мама Ирен да Силва (Irene da Silva) была родом с Азорских островов (Португалия). Отец - темнокожий житель Бермудских островов, о котором известно, что его звали "Ruby". В возрасте 5 лет вместе с матерью Силва эмигрировал в Америку. Силва вырос в нью-йоркском Гарлеме. Его первым инструментом была труба, с 10 лет изучал фортепиано и скрипку, и со временем поступил в New York College of Music. В течение трёх лет он также брал уроки игры на трубе у Дональда Бёрда (Donald Byrd).
К 19 годам получил американское гражданство. В 20 лет избрал себе сценическое имя Алан Силва. Играть на контрабасе он начал лишь в 23 года. Его острый музыкальный слух и интерес к новым звукам сделали его идеальной кандидатурой для музыки Сэсила Тэйлора (Cecil Taylor): он играет на классических дисках для Blue Note 1966 года UNIT STRUCTURES и CONQUISTADOR! Вместе с Бёртоном Грином (Burton Greene) он формирует Free Form Improvisation Ensemble и принимает участие в серии концертов под общим названием October Revolution in Jazz.
До 1969 периодически играет с Тэйлором, параллельно сотрудничает с другими новаторами: Сан Ра (Sun Ra) (1965-1970), Альбертом Эйлером (Albert Ayler) (1966-1970), Санни Мюррэем (Sunny Murray) (1969) и Арчи Шеппом (Archie Shepp) (1969).
В 1970 он уезжает во Францию и формирует Celestial Communication Orchestra, состав которого постоянно меняется. Он также играет с тенор саксофонистом Френком Райтом (Frank Wright), пианистом Бобби Фью (Bobby Few) и ударником Махаммадом Али (Muhammad Ali).
С середины 1970-х он живёт и работает в Нью-Йорке и Париже, выступает и делает записи с Тэйлором, трубачём Биллом Диксоном (Bill Dixon) и пианистом Эндрю Хиллом (Andrew Hill). В 1982 записывается с Globe Unity Orchestra. Его работы в качестве лидера были изданы лейблами BYG и Sun.
В середине 1980-х он прекращает выступать, заявив, что сцена стала слишком бесплодной (хотя его диск 1986 TAKE SOME RISKS ставит больше вопросов, чем ответов). В 1988 в одной из бермудских газет появилась статья, в которой были процитированы слова Силвы о том, что, хотя он и покинул остров в юном возрасте, он считает себя гражданином Бермудских островов.
В 1990 он возвращается к выступлениям с новаторским британским перкуссионистом Роджером Тёрнером (Roger Turner) и тенор саксофонистом Гари Тоддом (Gary Todd), играет в составе группы Crawley Outside In Festival, в 1991 предпринимает гастроли. Во время турне он использует только клавишные Roland U-20, заявив, что игра на контрабасе более его не впечатляет.
В своих записях он также использует электронные скрипку и индийский струнный инструмент саранджи. С 2000-х Силва всё чаще выступает как контрабасист и руководитель своих составов, в частности на ежегодном нью-йоркском Vision Festival.
Чрезвычайно привлекательный и зрелищный исполнитель, Силва является одним из сильнейших педагогов-теоретиков и преподавателей. Лишь присутствуя на его живых выступлениях, можно по достоинству оценить энергетику и страсть его исполнительской манеры.