Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Artie Matthews / Арти Мэттьюс

Автор песен, пианист и регтайм композитор. Долгие годы считалось, что Мэттьюс родился в Minonk, Illinois. Но согласно статье, написанной его сыном, Арти на самом деле родился в 60 милях севернее от Минонка в Braidwood, Illinois. Позднее семья перебралась в Springfield. Мама показала ему основы игры на фортепиано. Он разучивал в основном популярные мелодии и песни, и лёгкую классику. В 1904 в 16 лет он попробовал было выступить на ярмарке в St Louis, где толпа напористых исполнителей регтайма, преобладавших на местной сцене, отпугнула его. Вернувшись в Спрингфилд, он начал брать уроки у мастеров синкопированного фортепиано Бенти Моргана (Banty Morgan) и Арта Даннингема (Art Dunningham). Арти начал выступать на улицах в составе тио из мандолины, скрипки и гитары, играть в винных наливайках и борделях. В 1907 Мэттьюс переехал в Сент-Луис и нашёл там общинную, дружественную атмосферу, царившую между креативными пианистами в Rosebud Café, принадлежавшем Тому Тёрпину (Tom Turpin). Одна из ранних сохранившихся музыкальных композиций Арти Мэттьюса "Give Me, Dear, Just One More Chance" датирована 1908. Мэттьюс и его друзья встречались и слушали Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton), когда тот проезжал через их город в 1911. В августе 1912 Мэттьюс аранжировал первое изданное музыкальное произведение, где использовалось слово "блюз" для описания как музыки, так и человеческих эмоций: это был "Baby Seals Blues", специальный номер для водевильной труппы. Для этой же команды Мэттьюс аранжировал тему "Well, If I Do, Don't You Let It Get Out". Во время посещения Cincinnati он придумал аранжировку композиции Лаки Робертса (Luckey Roberts) "Junk Man Rag" в стиле Скотта Джоплина (Scott Joplin). В 1912 Мэттьюс опубликовал три собственные песни: "Twilight Dreams", "Wise Old Moon" и "Everybody Makes Love to Someone". В течение 1913 он работал в Booker T. Washington Theater Чарли Тёрпина (Charlie Turpin) в Сент-Луисе, сочиняя музыку для коротких мюзиклов и различных шоу. Вероятно, эта музыка считалась одноразовой и в конце каждой недели все ноты выбрасывались. Мэттьюс также писал аккомпанемент, исполнявшийся во время перерывов в талант-шоу, проходивших в Theatorium, писал мелодии для шоу, проходивших в Princess Roadhouse. Владельцы этих заведений опубликовали множество этих работ: "The Princess Prance", "When I'm Gone" и "Lucky Dan My Gambling Man". Но наиболее важным вкладом в 1913 стала публикация его первых двух "Pastime Rags". Первая из них признана самым ранним примером партии шагающего баса для "салунов", напечатанным в партитуре. Некоторые композиторы этого периода смогли опубликовать свои раги, потому что именно Мэттьюс записал в нотах их музыку. Он сделал это в 1914 с композициями "Cataract" для Роба Хэмптона (Rob Hampton) и с "Lily Rag" для Чарли Томпсона (Charley Thompson). В 1915 публицист Джон Старк (John Stark) устроил что-то наподобие соревнования среди местных композиторов, попросив их прийти с блюзовой песней, которая могла бы сравниться с невероятно популярной "St. Louis Blues", которую написал Дабл Ю.Си. Хэнди (W.C. Handy). Победителем стал Арти Мэттьюс со своим "Weary Blues" - волнительным стомпом, который стал традиционным джазовым гимном после того, как в 1938 его записали Томми Ладниер (Tommy Ladnier) и Сидней Беше (Sidney Bechet). Старк предложил Мэттьюсу $50 за каждую написанную композицию плюс отчисления, и дал $27, чтобы тот купил себе новый костюм. Существует версия, что "Weary Blues" был изначально одним из "Pastime Rags", которые были написаны приблизительно в 1913. "Pastime Rag No. 3" был опубликован в 1916, "No. 5" в 1918, и "No. 4" в 1920. Все "Pastime Rags" имели второе название "A Slow Drag". Последняя популярная песня "Everything He Does Just Pleases Me" была издана в 1916, но к этому времени Мэттьюс избрал новое направление. Он был крайне разочарован несправедливым социальным окружением, в котором общество практически всегда отторгало оригинальную музыку, написанную афроамериканцами. К 1915 Мэттьюс перестал писать и исполнять музыку регтайм. В 1916 он становится органистом в чикагской Berea Presbyterian Church, и у него просыпается интерес к работам Баха. К 1918 он обосновался в Цинциннати, где в 1921 вместе с женой Анной Ховард (Anna Howard) Мэттьюс основал Cosmopolitan School of Music. Это была первая консерватория в США, принадлежавшая афроамериканцу. Не покладая рук, Мэттьюс работал почти четыре десятилетия, помогая и поощряя афроамериканским композиторам и исполнителям. Известный саксофонист и аранжировщик оркестра Каунта Бейси (Count Basie) Френк Фостер (Frank Foster), был выпускником этого заведения. В 1938 Мэттьюс получил почётную докторскую степень в Central State University. Он руководил хорами в различных церквях Цинциннати, более 35 лет был секретарём профсоюза темнокожих музыкантов, был организатором и продюсером Negro Music Festivals, писал аранжировки для Cincinnati Symphony Orchestra, написал кантату "Ethiopia". Доктор Мэттьюс был политическим активистом, принимавшим участие в борьбе за отмену законов о сегрегации. Его сын Арт Мэттьюс (Art Matthews) стал великолепным клавишником, настоящим человеком-оркестром, преподавателем музыки и новатором в электронной музыке.
14:55