Поиск

Ray Barretto / Рэй Барретто

Ray Barretto / Рэй Барретто
Также известен как:
Raymond Barretto Pagán, King of the Hard Hands
Дата рождения (создания):
29 апреля 1929
Место рождения (создания):
New York City, New York, USA
Дата смерти (распада):
17 февраля 2006
Место смерти (распада):
New York City, New York, USA
Инструменты:

Биография:
Американский музыкант-перкуссионист (конгеро) и композитор с пуэрториканскими корнями, исполнявший латину и латина джаз, многими почитаемый как один из крёстных отцов латиноамериканского джаза. Барретто в течение тридцати лет руководил группой, исполняющей латину, которая имела огромный успех у ценителей этой музыки. Лауреат премии Grammy, первый в истории США музыкант, записавший латиноамериканскую песню, вошедшую в хит-парад журнала Billboard. Рэй Барретто родился в районе Бруклин Нью-Йорка в семье пуэрториканцев. По правилам испанского языка его фамилия должна была быть записана в свидетельстве о рождении как Barreto, но вследствие ошибки, вызванной формальной передачей звучания фамилии с помощью английской орфографии, фамилия обрела второе "t". Родители Рэя переехали из Пуэрто-Рико в Нью-Йорк в начале 1920-х в поисках лучшей доли. Детство Барретто прошло в латиноамериканских гетто Испанского Гарлема и Бронкса. Под влиянием матери Рэй рано начал интересоваться музыкой и полюбил таких джазовых музыкантов, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Каунт Бэйси (Count Basie). Свою профессиональную карьеру он начал рано в качестве студийного исполнителя на конга. Чтобы выбраться из гетто, в 17-летнем возрасте он пошёл служить в армию. Попав служить на базу в Германию, Барретто познакомился с бельгийским вибрафонистом Фэтсом Сади (Fats Sadi), работавшим в то время в джазовом клубе армии США "Орландо". Однако последней каплей, повлиявшей на решение Рэя Барретто стать профессиональным музыкантом, стала услышанная им композиция "Manteca" в исполнении оркестра Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) с кубинским перкуссионистом Чано Позо (Chano Pozo) на барабанах конга. Барретто просто заразился исполнительским мастерством Позо. По окончании воинской службы он возвращается в Гарлем, участвует в различным джазовых сейшинах, изучает перкуссионные и вновь открывает для себя свои латиноамериканские корни. С этого момента в его карьере не было предпочтения ни джазу, ни латине. Его первой постоянной работой становится участие в Latin Jazz Combo под руководством Эдди Боннемере (Eddie Bonnemere). Во время одного из выступлений его услышал Чарли Паркер (Charlie Parker) и пригласил поиграть в своём ансамбле. После этого он проводит два года в составе группы кубинского бендлидера и пианиста Жозе Курбело (Josе Curbelo). В 1957 он заменяет Монго Сантамария (Mongo Santamaria) в группе, которой руководил Тито Пуэнте (Tito Puente), за ночь до того, как они записали свой классический и лучше всего продаваемый альбом DANCE MANIA. За четыре года работы в оркестре Тито Пуэнте (Tito Puente) Барретто выработал свой уникальный стиль игры на конга, став одним из наиболее востребованных конгеро Нью-Йорка и получая множество приглашений от руководителей ведущих джазовых оркестров города. Барретто выступал с Чарли Паркером (Charlie Parker), Максом Роучем (Max Roach), Артом Блэйки (Art Blakey) и другими гигантами джаза; записывался с Лу Дональдсоном (Lou Donaldson), Джином Эммонсом (Ammons.html">Ammons.html">Gene Ammons), Рэдом Гарлендом (Red Garland), Эдди Локджо Дэвисом (Eddie Lockjaw Davis), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Кэннонболлом Эдерли (Cannonball Adderley), Фрэдди Хаббардом (Freddie Hubbard), Колом Тьядером (Cal Tjader), Сонни Ститом (Sonny Stitt) и другими. Кроме джазовых коллективов он сотрудничал с The Rolling Stones, Average White Band, Bee Gees и Bette Midler. Результатом известности Барретто стал интерес американских джазменов к латиноамериканской перкуссии, которые стали использовать её в составе своих ансамблей. После четырёх лет с Пуэнтэ, Барретто в течение четырёх месяцев выступает с Херби Манном (Herbie Mann). В 1960 Рэй Барретто становится сессионным музыкантом компаний звукозаписи Prestige, Blue Note и Riverside. Нью-Йорк, ставший центром латиноамериканской музыки США, в те времена испытывал настоящий бум pachanga. На волне этого интереса в 1961 продюсер фирмы Riverside Оррин Кипньюс (Orrin Keepnews), который был знаком с прежними работами Барретто в области джаза, предложил Рэю организовать собственный коллектив pachanga (группу, состоящую из флейт и скрипок, на которых все просто помешались в то время) для студийной работы. Барретто воспользовался этим предложением и в 1961 записал свой первый хит "El Watusi", и в том же году выпустил альбом PACHANGA WITH BARRETTO, за которым последовал диск латиноамериканского джема LATINO (1962), на котором скрипично-флейтовая группа Барретто была расширена тенор саксофонистом Жозе Чомбо Силва (Josе 'Chombo' Silva) и трубачом Алехандро Эль Негро Виваром (Alejandro 'El Negro' Vivar) (1923-1979). Эти два музыканта приняли участие в записи исторического альбома 50-х CUBAN JAM SESSION, выпущенного фирмой Panart. На диск LATINO вошла одна из лучших композиций Барретто "Cocinando Suave". В 1962 Рэй подписывает контракт с лейблом Tico, на котором записывает диск CHARANGA MODERNA. Композиция "El Watusi" в 1963 входит в 20-ку американских хитов, продаётся в количестве более миллиона экземпляров, став, таким образом, первой латиноамериканской композицией, попавшей на верхние строчки хит-парада журнала Billboard. "После записи "El Watusi" я стал ни рыба, ни домашняя птица (так говорят в Америке) - ни хороший исполнитель Латины, ни хороший поп артист", - скажет позже Барретто. Его последующие восемь альбомов в период с 1963 по 1966, записанные для лейбла United Artists, были выдержаны в разных стилях. Все они имели умеренный коммерческий успех. Необходимо отметить, что музыкальное достоинство этих записей будет оценено лишь по прошествии нескольких лет. Фортуна вновь повернулась к нему лицом в 1967 после того, как он подписывает контракт с фирмой Fania Records. Барретто в корне меняет звучание своего коллектива. Скрипки, характерные для pachanga, сменила мощная группа медных духовых, а в самой стилистике музыки экспериментально объединились р-н-б с латиноамериканскими ритмами. В этот период лидирующим вокалистом группы становится Адальберто Сантьяго (Adalberto Santiago). В новом составе своего оркестра Рэй записывает альбом ACID. Музыку Барретто трудно вписать в рамки одного стиля, но в целом звучание этого диска стилистически опирается на boogaloo. Несмотря на резкую смену стиля, Барретто снова "попал в яблочко": альбом был принят слушателями более, чем благожелательно и приносит ему в этот период наибольший успех у латиноамериканской публики. В 1972 в свет вышел альбом QUE VIVA LA MUSICA. Композиция "Cocinando" из этого диска стала первой темой в саундтреке к фильму "Our Latin Thing", снятому Fania All Stars, в котором Барретто тоже получил роль. Каждый из девяти последовавших за этим альбомов, записанных для Fania с 1968 по 1975, становится более успешным, чем предыдущий. Неприятный инцидент произошёл в конце 1972, в результате чего его вокалист Адальберто Сантьяго (Adalberto Santiago), который работал с ним с 1966, и четыре других участника группы покинули состав и создали группу Tipica 73. Распад коллектива вводит Барретто в депрессию, и он разочаровывается в салсе. В своём творчестве он начинает уделять больше внимания джазовому направлению и становится музыкальным директором Fania All Stars. Барретто обновляет состав. На место вокалиста был приглашён Тито Аллен (Tito Allen), который влил свежую кровь в группу. Обновлённым составом в 1973 был записан диск INDESTRUCTIBLE, в который вошла тема "La Familia", написанная Жозэ Курбело (José Curbelo) в 1953 и записанная Карлосом Аргентино (Carlos Argentino) с кубинской группой Sonora Matancera. На обложке диска изобразили Барретто в костюме супермена. Диск BARRETTO (1975) с вокалистами Рубеном Блэйдсом (Rubеn Blades) и Тито Гимезом (Tito Gуmez) становится наиболее продаваемым диском музыканта за всю его карьеру. Песня "Guarare" становится крупным хитом, за другую песню "Barretto" в 1975 он был номинирован на Grammy, а сам альбом попадает в списки номинантов на соискание премии Grammy в 1976. В 1975 и 1976 Барретто был признан журналом Latin NY Magazine "Лучшим Исполнителем Года на Конга" в номинации Латина. Довольно успешная карьера привела к тому, что Барретто начал чувствовать усталость от изнурительных ежедневных выступлений в ночном клубе. Он убедился, что клубные выступления просто душат творческий потенциал и не оставляют ни времени, ни сил для экспериментов. Он также понимал, что исполнение чистой салсы не может привести к расширению его аудитории. Поэтому в канун нового 1975 он в последний раз выступает перед публикой со своей салса-группой. В дальнейшем, уже под названием Guarare, они продолжили работу лишь в студии, выпустив три альбома: GUARARE (1977), GUARARE (1979) и ONDA TIPICA (1981). Затем Барретто организовал концертную группу, ориентированную на фьюжн. Кроме того, с 1976 по 1978 Рэй Барретто записывает три альбома для Atlantic Records, включая песню "La cuna", и был выдвинут на соискание Grammy за диск BARRETTO LIVE...TOMORROW, который был записан в Beacon Theatre в Нью-Йорке в мае 1976. В октябре 1977 в Нью-Йорке он вновь был назван "Музыкантом Года" и "Лучшим Исполнителем Года на Конга" в разделе Латина. Вскоре его фьюжн группа потеряла коммерческую привлекательность, а сам Рэй повредил руку и некоторое время не смог играть. В 1979 он записывает альбом LA CUNA для лейбла CTI и в качестве продюсера возвращается на фирму Fania, где записывает диск RICANSTRUCTION, который становится его возвращением к прогрессивной салсе. Альбом становится довольно успешными. Журнал Latin N.Y. Magazine называет его "Лучшим Альбомом 1980 Года", естественно, в разделе Латина, а сам Барретто вновь получает титулы "Музыкант Года" и "Лучший Исполнитель На Конга". Два последующих альбома GIANT FORCEFUERZA GIGANTE (1980) и RHYTHM OF LIFERITMO DE LA VIDA (1982) представили потрясающие вокальные данные бывшего вокалиста группы Guarare Рэя Де Ла Паза (Ray De La Paz) и молодого талантливого нью-йоркского тромбониста Джо Ди Йесуса (Joe De Jesus). После гастролей с Дэвидом Бирном (David Byrne) в 1989 и 1990 Ди Йесус поселился в Лондоне со своей британской женой. В 1983 Барретто объединяется с Силией Круз (Celia Cruz) и Адальберто Сантьяго (Adalberto Santiago) и вместе они записывают очень успешный альбом TREMENDO TRIO!, который выигрывает награду Ассоциации критиков Нью-Йорка в номинации "Салса Альбом Года". Следующие превосходные альбомы TODO SE VЕ A PODER (1984) и AQUA SE PUEDE (1987) представили вокалиста Рэя Саба (Ray Saba) (или Дель Рэй Ксаба (Del Rey Xaba)), который раньше пел в Los Kimy. Вторым продуктом сотрудничества Барретто и Круз становится диск RITMO EN EL CORAZON, который был выпущен в конце 1988 в Америке, а в Великобритании был выпущен в 1989 фирмой Caliente и принёс Барретто долгожданную премию Grammy в 1990. Его последним альбомом на фирме Fania становится диск романтической салсы IRRESISTIBLE (1989), который был откровенно слабым. Рэй Саба (Ray Saba), который пел только лишь в припевах на альбомах 1988 и 1989, начинает сольную карьеру выпуском альбома NECESITO UNA MIRADA TUYA в 1990. Продюсировал диск бывший лидер группы Los Kimy – Кимми Солис (Kimmy Solis). Начиная с конца 80-х Рэй также возглавляет латина-джаз группу, выступавшую в различных нью-йоркских клубах. 30 августа 1990, чтобы отметить свою долгую причастность к джазу и латине, Барретто появился с Адальберто и пуэрто-риканским трубачом Жуанкито Торресом (Juancito Torres) на концерте-посвящении, названном 'Las 2 Vidas de Ray Barretto' (Две Жизни Рэя Барретто) и состоявшемся в университете Puerto Rico. Альбом HANDPRINTS, записанный в 1991 в стиле латин-джаз, выпускает фирма Concord Picante. В копилку его успеха можно отнести множество выступлений в составе оркестра All-Stars фирмы Fania с момента его основания в 1968. Множество его турне включали в себя появление на Британских островах в 1982, 1986 и 1987. В 90-х агент Чино Родригес (Chino Rodríguez), работавший с музыкантами, исполнявшими латину, обратился к Барретто с интересной концепцией организации концерта всех звёзд латины с привлечением Ларри Харлоу (Larry Harlow). Проект получил название "The Latin Legends of Fania" и он собрал вместе Барретто, Харлоу, Йомо Торо (Yomo Toro), Пита "эль Конде" Родригеза (Pete "el Conde" Rodrguez), Джуниора Гонзалеза (Junior González), Исмаэля Миранду (Ismael Miranda) и Адальберто Сантьяго (Adalberto Santiago), которые вошли в состав "The Latin Legends of Fania". В 1999 Барретто был введён международный зал славы музыки латина (International Latin Music Hall of Fame). С того времени Барретто проживал в Нью-Йорке, работал в качестве продюсера и возглавлял гастрольный состав, который совершил множество поездок по США, Европе, Латинской Америке, посетил Израиль. Рэй Баррето скончался 17 февраля 2006 от сердечной недостаточности и множественных осложнений здоровья в медицинском центре при Hackensack University в Нью-Джерси. Его тело было доставлено самолётом в Пуэрто-Рико, где Институтом культуры Пуэрто-Рико музыканту были оказаны последние почести, после чего тело Рэя Барретто было кремировано.
Автор публикации:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
14:03
1220