Поиск

Dizzy Gillespie / Диззи Гиллеспи

Dizzy Gillespie / Диззи Гиллеспи
Also known as:
John Birks Gillespie
Date of birth (creation):
21 октября 1917
Place of birth (creation):
Cheraw, South Carolina, USA
Date of death (dissolution):
6 января 1993
Place of death (decay):
Englewood, New Jersey, USA

Bio:
Американский джазовый трубач-виртуоз, композитор, аранжировщик, руководитель ансамблей и оркестров, один из основоположников современного импровизационного джаза (вместе с Чарли Паркером (Charlie Parker) основал стиль бибоп). Настоящий виртуоз трубы Гиллеспи прочно занимает позицию музыканта, оказавшего огромное влияние на развитие джазовой трубы. До Гиллеспи сравнимое влияние оказали: один из ранних корнетистов Нового Орлеана Бадди Болден (Buddy Bolden), за которым последовали Кинг Оливер (King Oliver), Луи Армстронг (Louis Armstrong) и Рой Элдридж (Roy Eldridge). В своих мемуарах "To Be Or Not To Bop" Гиллеспи описал влияние Армстронга и Элдриджа на свою игру: "Рой Элдридж (Roy Eldridge) был трубачом с французским стилем игры. Элдридж был прямой линией от Луи Армстронга (Louis Armstrong), и он был голосом своей эпохи, тридцатых. Я почти никогда не слушал Луи, но всегда знал откуда проистекало вдохновение Роя. Поэтому я рассматривал Луи Армстронга (Louis Armstrong), знаете, как если бы они были одним и тем же. Своё вдохновение я черпал через Роя Элдриджа (Roy Eldridge) от Луи Армстронга (Louis Armstrong), Кинга Оливера (King Oliver) и Бадди Болдена (Buddy Bolden). Вот так всё и было". В 1989, в год, когда Гиллеспи исполнилось 72 года, от National Association of Recording Arts and Sciences он был удостоен награды за достижения в течение жизни (Lifetime Achievement Award), которую он получил на церемонии вручения GrAMMy. В этом же году из рук президента Буша он получил National Medal of Arts. Джон Гиллеспи был девятым и последним ребёнком в семье Джона (John) и Лотти Гиллеспи (Lottie Gillespie). Отец был грубоватым и необычайно строгим человеком. Поэтому все дети, включая маленького Джона, были с твёрдым и сильным характером. Отец по профессии был каменщиком, а в свободное время руководил местным оркестром. Поэтому у детей был доступ к музыкальным инструментам. Уже в четыре года Джон начал осваивать фортепиано, позднее практически самостоятельно научился играть на тромбоне. Однажды по радио он услышал игру Роя Элдриджа (Roy Eldridge), ставшего его кумиром, и с тех пор решил стать джазовым музыкантом. Семья жила скромно, но в достатке. В 1927, когда Джону едва исполнилось 10 лет, его отец умирает, оставив семью в тяжёлом финансовом положении. Приблизительно в это время преподаватель английского языка приглашает Джона присоединиться к школьному оркестру. Сначала он играет на тромбоне, но попробовав однажды сыграть на трубе, которую одолжил у соседей, влюбляется в инструмент. Через некоторое время он начинает выступать в составе местных оркестров как перед темнокожей, так и перед белой публикой. В школе он был лучшим танцором. На редких вечеринках в компании белых одноклассников он даже приглашал танцевать блондинок. Будучи в основном самоучкой, он получает стипендию на обучение в Laurinburg Institute в Северной Каролине, но проучившись там два года, покинул учебное заведение в связи с тем, что его семья вынуждена была переехать в Philadelphia, Pennsylvania. В Филадельфии Гиллеспи играет в различных составах, включая оркестр под управлением Френки Фэирфакса (Frankie Fairfax). У Джона не было чехла для трубы, поэтому свой новенький инструмент он носил в бумажном пакете. Это обстоятельство побудило одного из его приятелей музыканта Билла Доджетта (Bill Doggett) дать ему прозвище "Dizzy". Сам Гиллеспи впоследствии не отрицал историю с бумажным пакетом, но отмечал, что своё прозвище он получил позже. По другой версии Гиллеспи наградил этим прозвищем его приятель трубач Фетс Палмер (Fats Palmer), жизнь которого Диззи спас, когда Палмер потерял сознание в наполненной газом комнате во время гастролей в составе оркестра Френки Феирфакса (Frankie Fairfax). Стиль игры Гиллеспи в то время основывался на "управлении изменениями" – импровизациях на основе аккордовых изменений в композиции и введении новых аккордовых изменений, основанных на мелодии. Часто он садился пианино, чтобы поэкспериментировать с новыми мелодиями и аккордовыми изменениями. Потрясающие технические способности Гиллеспи привлекли к нему большое внимание. В 1937 он отправляется в Нью-Йорк и пробует устроиться в оркестр Лаки Миллиндера (Lucky Millinder). Работы он не получает, но в городе остаётся. Один из его приятелей трубач Чарли Шэйверс (Charlie Shavers) помог ему разучить несколько соло Элдриджа. Шэйверс знакомит Гиллеспи с другими музыкантами и Диззи начинает участвовать в джем сейшинах, проходивших после основной программы в гарлемских клубах Uptown House, которым владел Кларк Монро (Clark Monroe) и клубе Дики Уэллса (Dicky Wells). Иногда он находил работу и в оркестрах, как в коллективе Эдгара Хэйеса (Edgar Hayes). А одним вечером он играл в составе биг бенда Чика Уэбба (Chick Webb) в Savoy Ballroom, где подружился с кубинским трубачом Марио Баузой (Mario Bauza), который познакомил Гиллеспи с латиноамериканскими ритмами. Вскоре Диз получает приглашение отправится в европейское турне в составе оркестра Тедди Хилла (Teddy Hill), у которого основной трубач Рой Элдридж (Roy Eldridge) отказался ехать на гастроли. Вероятно, Гиллеспи понравился Хиллу за сходство с манерой игры Элдриджа. Элдридж покинул состав Хилла и присоединился к оркестру Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). К 1937 – а ведь Диззи исполнилось лишь 19 – Гиллеспи уже завоевал прочную репутацию среди молодых музыкантов Нью-Йорка, немногие из которых могли составить конкуренцию его радикально свежим сольным проходам: он с лёгкостью использовал верхний регистр над верхним С, играл на огромных скоростях и использовал новые ритмические и аккордовые изменения. С оркестром Тедди Хилла (Teddy Hill) 17 мая 1937 Гиллеспи делает свои первые записи (включая тему "King Porter Stomp") как раз до того, как отправляется с ним в европейское турне вместе с ревю, демонстрировавшим свои таланты в знаменитом гарлемском клубе Cotton Club. В августе 1937 во время выступлений с оркестром Хэйеса в Washington D.C., Гиллеспи знакомится с молодой танцовщицей Лоррейн Уиллис (Lorraine Willis), которая выступала в различных заведениях между Baltimore–Philadelphia–New York City, включая Apollo Theatre. Уиллис не сразу ответила на ухаживания, но Гиллеспи проявил настойчивость. Они поженились 9 мая 1940 и прожили вместе до самой смерти Диззи в 1993. Гиллеспи остаётся с Хиллом около года, затем переходит на вольные хлеба, играет в различных оркестрах Нью-Йорка, а затем вновь возвращается к Тедди Хиллу (Teddy Hill), где находит родственную душу - барабанщика Кенни Кларка (Kenny Clarke), который тоже устал от ограничений, накладываемых форматом биг бенда. Когда Тедди Хилл (Teddy Hill) распускает свой оркестр, чтобы стать менеджером по приёму заказов в Minton's Playhouse в Нью-Йорке, это становится шансом для молодых музыкантов, жаждущих экспериментов, в числе которых были Кенни Кларк (Kenny Clarke), Телониус Монк (Thelonious Monk), Джо Гай (Joe Guy), а немногим позже и сам Гиллеспи. Тем временем в 1939 Гиллеспи присоединяется оркестру Кэба Келлоуэя (Cab Calloway), который вскоре становится чрезвычайно модным и популярным. Он работал не только трубачом. Он становится главным номером программы. В лучших традициях начала века, когда джаз зарождался на сценах водевильных театров, Диззи развлекал публику, паясничая и кривляясь. Он был потрясающим скоморохом. Честно говоря, Кэллоуэй, набриолиненный красавчик, разбиватель сердец и любимчик публики, сам был неплохим клоуном. Будучи с Келлоуэем, Гиллеспи в 1940 записывает одну из своих композиций "Pickin' the Cabbage" и начинает экспериментировать с фразировкой, что было нехарактерно для языка джазовых трубачей того времени. Гиллеспи вспоминал: "Это была лучшая работа, которую вы могли бы получить, высший класс". Оркестр Кэллоуэя выступает в Cotton Club и много гастролирует. Несмотря на занятость, Гиллеспи продолжает участвовать в джем сейшинах в Minton’s и Uptown House, расширяя свои музыкальные познания и расширяя стилистический язык. В 1939 наиболее занятыми трубачами Нью-Йорка были Рой Элдридж (Roy Eldridge), Чарли Шэйверс (Charlie Shavers) и Бак Клэйтон (Buck Clayton). Гиллеспи был номером четыре этого списка, но тем не менее 11 сентября 1939 ему каким-то образом удаётся заполучить место во время записей группы Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton), на которой была записана ставшая знаменитой тема “Hot Mallets”. Благодаря этой сессии Гиллеспи становится первым музыкантом, записавшим модерн джаз с малым составом. Лайнел Хэмптон (Lionel Hampton) вспоминал об этой сессии: "[Гиллеспи] создал новый стиль, он выпустил бибоп. Он создал отличительный стиль, который раньше никто не слышал. Многие люди так и не поняли, что это был момент создания бибопа, это было начало бибопа. Конечно же, это ещё не называли бибопом". В следующем 1940 во время гастролей с оркестром Келлоуэя в Канзас Сити Гиллеспи знакомится с Чарли Паркером (Charlie Parker), с которым несколько часов играет в Booker T. Washington Hotel. Между ними возникает музыкальная связь, которая изменит лицо и звук джаза. Гиллеспи был кошмарным хохмачом и клоуном. Многие считали, что он был комическим актёром уровня Чарли Чаплина. Все его друзья, дожившие до 90-х сожалели, что во время джазового бума 50-х ещё не было видеокамер. Описание клоунских эскапад Гиллеспи ныне можно найти лишь в мемуарах. Так контрабасист Рэй Браун (Ray Brown) вспоминал, как однажды в Бостоне Диззи начал танцевать на сцене и задел барабаны, которые, упали с подмостков на Дизи. Трубач был небольшого роста и щуплого телосложения, и барабанная установка просто сбила его с ног. Оркестранты не знали, что делать, но продолжили играть. Один из джазменов вытащил трубача из-под барабанов и медных тарелок и тот, как ни в чём не бывало, продолжил свой танец. Учителем в смысле дурачеств на сцене, как и любимым пианистом у Диззи был Фэтс Уоллер (Fats Waller). Репутацию вспыльчивого человека Диззи заработал в оркестре Келлоуэя. Сам Кэб не одобрял шуточки и циркачества Гиллеспи. Его музыку, по словам Джоны Джонса (Jonah Jones), называл "китайской музыкой" ("Chinese music"), да и о музыкальных способностях Диззи был невысокого мнения и не считал его хорошим музыкантом. Дело было в 1941 на сцене государственного театра города Хардфорта штата Кентукки. Кто-то из музыкантов во время репетиции отправил шарик из жёванной бумаги в лидера оркестра, который пел на сцене. Обернувшись, Келлоуэй, который уже был в плохом настроении, заметил напряжённое лицо Гиллеспи, и решил это дело его, но не рук, а рта. Кэб обвинил Гиллеспи в содеянном и заявил, что в следующий раз надаёт ему пощёчин. Диз ответил: "Попробуй!" и тут же получил по щеке. Через секунду, вспоминал Милт Хинтон (Milt Hinton), Диз уже держал в руке нож, а через две полосонул им Кэба. Музыканты навалились на Гиллеспи и нож отняли. В итоге Кэллоуэй получил незначительные порезы на бедре и запястье. Естественно, Келлоуэй увольняет Гиллеспи, репутация которого с тех пор была подмочена, и многие лидеры оркестров боялись брать его на работу. Через несколько дней Гиллеспи пытался принести свои извинения, но они были отвергнуты. Хотя впоследствии Гиллеспи и Кэллоуэй всё же помирились и остались друзьями. Гиллеспи возвращается в Нью-Йорк, где в январе записывается в составе оркестра Лэса Хайта (Les Hite), работает в оркестрах Бенни Картера (Benny Carter), Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Чарли Барнета (Charlie Barnet). В 1942 входит в состав биг бенда Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), составленный из участников оркестра Чика Уэбба (Chick Webb). На медицинской комиссии его признают негодным для военной службы. В 1943 он присоединяется к биг бенду Ёрла "Фата" Хайнса (Earl “Fatha” Hines), в оркестре которого встречает вокалиста Билли Экстайна (Billy Eckstine) и Чарли Паркера (Charlie Parker), который в этот период играл на тенор саксофоне. Диззи и Птица много времени проводят вместе. Гиллеспи вспоминал: "Мне кажется, что у Чарли Паркера (Charlie Parker) и у меня было однотипное мышление, потому что мы оба вдохновляли друг друга". Ко тому времени, как Гиллеспи присоединился к Хайнсу, он уже сочинил свою “A Night in Tunisia”, одну из его наиболее известных композиций. Он писал аранжировки и для других бендлидеров, включая Хилла, Кэллоуэя, Джимми Дорси (Jimmy Dorsey) и Вуди Хермана (Woody Herman). Он писал бибоп аранжировки, так как многие руководители в те времена были заинтересованы иметь один или два бибоп номера в своём репертуаре. Некоторые музыканты заявляли, что, если бы Гиллеспи вовсе не играл бы на трубе, он всё равно заработал бы себе имя благодаря своим композициям и аранжировкам. В число джазовых стандартов попали и другие композиции, написанные Гиллеспи полностью или в соавторстве: “Groovin’ High”, “Manteca”, “Woody ’n You” и “Con Alma”. Большая часть оркестра Ёрла Хайнса (Earl Hines) решила в 1943 покинуть лидера и сформировать новый состав под руководством Билли Экстайна (Billy Eckstine), который изначально предназначался для аккомпанемента вокалу Экстайна, но вскоре превратился в бурлящий бибоп оркестр. В числе музыкантов, присоединившихся к Экстайну были Сара Воун (Sarah Vaughan), Гиллеспи, Паркер и другие. Среди сайдменов этого оркестра в разное время были Джин Эммонс (AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">Ammons.html">Gene AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">Ammons), Сонни Ститт (Sonny Stitt), Уорделл Грэй (Wardell Gray), Декстер Гордон (Dexter Gordon), Фэтс Наварро (Fats Navarro), Ховард МакГи (Howard McGhee) и Майлс Девис (Miles Davis). Гиллеспи становится музыкальным директором оркестра Экстайна, чьё покровительство помогло ему найти работу на 52-й улице. Гиллеспи оставался с Экстайном около 7 месяцев, выступая и на 52-й улице. Кроме того, в феврале 1944 Диззи записывается с оркестром под руководством Колмена Хокинса (Coleman Hawkins). Уйдя в 1945 от Экстайна, Гиллеспи 4 января записывается с пианистом Клайдом Хартом (Clyde Hart's All Stars). 9 января 1945 делает записи с собственным секстетом, в который он пригласил Трамми Янга (Trummy Young) (тромбон), Дона Байяса (Don Byas) (тенор саксофон), Клайда Харта (Clyde Hart) (фоно), Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford) (контрабас), Ирва Клагера (Irv Kluger) (барабаны). В этот же день записывается в составе Oscar Pettiford And His 18 All Stars. Диззи получил место в оркестре Дюка Эллингтона (Duke Ellington), где пробыл около 4 недель, после чего решил собрать собственный состав для выступлений в недавно открывшемся на 52–й улице Onyx Club. В конце января он записывается в составе оркестра Бойда Раебёрна (Boyd Raeburn). 9 и 28 февраля делает записи собственного секстета. С 1940 он играл бибоп везде, где только мог. Сначала бибоп не был популярен и рассматривался как производное из свинга. Никто не думал о нём, как о революционном стиле. Но теперь у Диззи появилась возможность исполнять бибоп всё время. 52-я улица стала тем местом, где новый стиль раскрылся в полную силу, ведь прежде его исполняли только на полуночных джем сейшинах. “Открытие Onyx Club стало настоящим стартом эры бибопа – вспоминал Гиллеспи в своей автобиографии. – Наше длительное пребывание на 52-й улице позволило передать наше послание более широкой аудитории". Его первый квинтет в Onyx Club в 1944 включал Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford) на басу, Макса Роуча (Max Roach) на барабанах, Джорджа Уоллингтона (George Wallington) за фортепиано и Дона Байяса (Don Byas) на тенор саксофоне. Гиллеспи пытался привлечь Паркера, но тот решил на некоторое время вернуться в Kansas City. Среди влиятельных записей этого периода можно отметить композиции "Salt Peanuts" и "Hot House". В этом 1944 Гиллеспи получает New Star Award от журнала "Esquire" – первую из многих наград, которые он получал в течение своей карьеры. Описывая новый стиль, исполнявшийся его квинтетом, Гиллеспи писал: "Мы берём аккордовые структуры различных стандартов и популярных мелодий и на их основе создаём новые аккорды, мелодии и песни". К примеру, композиция Тэдда Дамерона (Tadd Dameron) “Hothouse” была основана на теме “What Is This Thing Called Love”, а паркеровская "Ornithology” произошла от “How High the Moon” Гиллеспи также отмечал: "Наша музыка больше принадлежит к типу музыки, рассчитанной на слушателя". Под бибоп мало кто сможет танцевать. Ритм и фразировка, однако, были не менее важными составляющими нового джазового стиля. "Наиболее важным аспектом нашей музыки, конечно, является стиль, то как вы переходите от одной ноты к другой, и как это всё исполняется… У нас есть особый вид фразировки. Мы не только вносим гармонические изменения в структуру, но также меняем и ритмическую структуру". Квинтет Гиллеспи выступает и в других клубах, включая Minton's Playhouse, Monroe's Uptown House, Downbeat и Three Deuces. К этому времени в группе уже играл Чарли Паркер (Charlie Parker), перешедший на альт саксофон, и Бад Пауэлл (Bud Powell) за фортепиано. 15 апреля Гиллеспи в составе оркестра Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton) участвует в концерте в Carnegie Hall. 11 мая в Нью-Йорке для лейбла Savoy делает записи со своим Dizzy Gillespie And His All Stars, в составе с вокалисткой Сарой Воун (Sarah Vaughan). 25 мая снова с Воун они делают запись трёх композиций для лейбла Spotlite. 30 мая Диззи выступает в Lincoln Square в составе секстета Чарли Паркера (Charlie Parker). 6 июня в нью-йоркской студии WOR Studios Диззи записывается в составе секстета Рэда Норво (Red Norvo). 22 июня 1945 в нью-йоркском Town Hall состоялся концерт Гиллеспи и Чарли Паркера (Charlie Parker). Запись выступления была выпущена лишь в 2005. В этой же студии они записались вновь 26 ноября 1945. Тем временем два месяца Гиллеспи, Паркер, виброфонист Милт Джексон (Milt Jackson), басист Рэй Браун (Ray Brown), пианист Эл Хейг (Al Haig) и барабанщик Стэн Ливи (Stan Levy) выступают в Голливуде в клубе Билли Берга (Billy Berg). 24 января радиостанция WEAF организует трансляцию их выступления из Billy Berg's Supper Club. Это был дебют бибопа на Западном побережье, который оставил публику в основном равнодушной (если не сказать враждебной) к новой музыке. Фактически, термин "бибоп" вошёл в употребление именно в это время. Гиллеспи вспоминал: “Зрители, когда хотели заказать номер, но не помнили названия темы, просто просили исполнить бибоп. И пресса подхватила это и начала называть нашу музыку бибопом. Первый раз, когда термин "бибоп" появился в печати, был в то время, как мы играли в Onyx Club”. Гиллеспи как солист часто принимает участие в знаменитой серии концертов Jazz at the Philharmonic, организованной Норманом Гранцом (Norman Granz), включая концерт, состоявшийся 28 января 1946 в Лос-Анджелесе в Philharmonic Auditorium. В 1946 он блистает в музыкальном фильме-ревю "Jivin' in Be-Bop". После выступлений в Голливуде группа Гиллеспи распадается. Паркер предпочитал выступать в малых составах, хотя не отказывался от предложений поиграть и в биг бендах. Гиллеспи же решает собрать собственный оркестр и в конце 40-х делает свою первую неудавшуюся попытку сформировать свой большой состав. Затем он снова работает с Паркером и возглавляет небольшие комбо (Tempo Jazz Men или Dizzy Gillespie Jazzmen), в которых играет с Милтом Джексоном (Milt Jackson), Джоном Колтрейном (John Coltrane), Лало Шифриным (Lalo Schifrin), Рэем Брауном (Ray Brown), Кенни Кларком (Kenny Clarke), Джеймсом Муди (James Moody), Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson) и Юсефом Латифом (Yusef Lateef). Его малые составы привлекли к Гиллеспи заворожённое внимание бесчисленного множества музыкантов. Их выступления помогли бибопу укрепиться в качестве допустимой формы джаза, которая привнесла необходимое обновление в музыку, которая к этому времени пришла в упадок из-за нашествия мягкости, стерильности и постоянно повторяющихся стандартных формул, которые сопутствовали коммерческому успеху эры свинга. Наконец он собирает ещё один биг бенд, который в целом имел ограниченный коммерческий успех, но который стал, музыкально, ранним примером концепции бибоп биг бенда. В мае-июле 1946 оркестр выступает в Вашингтоне в Spotlight Lounge. 17 июня 1946 и 12 мая 1947 Гиллеспи снова играет на концертах Jazz At The Philharmonic в нью-йоркском Carnegie Hall. В этом же зале 29 сентября 1947 Гиллеспи даёт концерт со своим оркестром. В начале 1948 Гиллеспи со своим оркестром он отправляется в Европу, где одно из их выступлений в парижском зале Salle Pleyel было записано 28 февраля 1948. Затем они возвращаются в Штаты и едут с гастролями в Калифорнию. Успех этого турне превосходит все его ожидания. Клубы были забиты до предела: и Cricket Club в Лос-Анджелесе, и клубы Пасадены и Сан-Бернандино. На Лонг Бич на концерт собралось 3 тысячи человек. Среди восторженных слушателей были звёзды Голливуда и эстрады: Ава Гарднер (Ava Gardner), Лина Хорн (Lena Horn), Ховард Дафи, Мэл Торме (Mel Torme). 19 июля 1948 была сделана запись их выступления в клубе Civic Auditorium в городе Pasadena. На протяжении этого периода Гиллеспи постоянно находится в превосходной музыкальной компании, играя как с ведущими молодыми мастерами джаза, так и с ветеранами эры свинга, которые пытались с разным уровнем успеха адаптироваться в новой музыке. В оба периода существования оркестра Гиллеспи в его составе блистали Джеймс Муди (James Moody), Сэсил Пэйн (Cecil Payne), Бенни Бэйли (Benny Bailey), Эл МакКиббон (Al McKibbon), Уилли Кук (Willie Cook), Биг Ник Николас (Big Nick Nicholas), Джон Льюис (John Lewis), Милт Джексон (Milt Jackson), Рэй Браун (Ray Brown) и Кенни Кларк (Kenny Clarke). В 1948 Гиллеспи попадает в дорожное происшествие. Он ехал на велосипеде и был сбит автомобилем. Диз получил небольшие повреждения, но впоследствии обнаружил, что более не может взять ноты над верхним С. Судебное дело он выиграл, но получил лишь 1000 долларов компенсации, так как судья посчитал, что он и так достаточно много зарабатывает. Гиллеспи был лихорадочно активен и как композитор. И, не смотря на его молодость, быстро становится высочайшим ориентиром для бипоперов. Имея стабильную личную жизнь и отказавшись от дополнительных стимулирующих веществ, всё больше одобряемых небольшой, но получившей широкую огласку группой бибоп музыкантов, он становится воплощением удачливого бизнесмена. То, что он смог объединить подобные качества с музыкальными исследованиями и своеобразным авантюризмом, сделало его одной из доминирующих фигур в джазе. Более того, благодаря своим работам с Чано Позо (Chano Pozo), и позже с Мачито (Machito), он становится одним из пионеров латин-джаза, распространившегося в США. Но наиболее важно то, что своим личным поведением и примером он помог бибопу вознестись над преобладавшим в то время высокомерным игнорированием со стороны критики. Насыщенная карьера Гиллеспи продолжилась и в 50-х. В 1951 он создал свой лейбл звукозаписи Dee Gee Recordse. И биг бенд, и малые составы Гиллеспи стали инкубатором для молодых музыкантов, таких как гигант саксофона Джон Колтрейн (John Coltrane), на которых Гиллеспи без сомнения оказывал влияние, последовательно формируя лицо современного джаза. Он записывается с Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson), Джоном Колтрейном (John Coltrane), Артом Блейки (Art Blakey), Уинтоном Келли (Wynton Kelly) и другими. Многие его записи этого периода сделаны на лейбле Dee Gee Records. После распада своего оркестра Гиллеспи гастролирует по Европе. Вернувшись в 1952 в Нью-Йорк, он находит свою фирму звукозаписи буксующей и принимает решение закрыть её. 6 января 1953 во время вечеринки, устроенной для его супруги Лоррейн в Snookie's на Манхеттене, кто-то упал на его трубу и её раструб ужасно загнулся. Но когда Гиллеспи попробовал сыграть на инструменте, он обнаружил, что ему, на удивление, нравится играть именно так. Изогнутый под 45 градусов вверх раструб позволял ему лучше слышать исполняемые ноты. Ко всему прочему он обнаружил, что раньше, если ему приходилось играть с листа, раструб трубы всегда смотрел вниз, т.е. в противоположную от микрофона или публики сторону. Ему понравились все эти неожиданные преимущества и несколькими неделями позже он заказал для себя трубу новой конструкции. Новая музыка и группа Гиллеспи, которая была объявлена как The Quintet Of The Year, достигли своего апогея 15 мая 1953 – с концертом в Massey Hall в Торонто, в котором с Диззи участвовали Паркер, Пауэлл, Роуч и легендарный контрабасист Чарльз Мингус (Charles Mingus), который в последнюю минуту сменил Петтифорда. Энтузиасты из New Jazz Society of Toronto, спонсировавшие концерт, сделали несколько попыток связаться с Бадом Пауэллом (Bud Powell). Им это не удавалось по причине того, что Бад некоторое время находился в нью-йоркском Bellevue Hospital в связи с очередным приступом психического расстройства, которыми он регулярно страдал. После того как им не удалось обнаружить Пауэлла, была сделана попытка наладить контакт с Гиллеспи. И здесь их ждала неудача. Тогда любители джаза из Торонто связались с Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), который в свою очередь связался с менеджером Гиллеспи, Паркера, Роуча и Пауэлла Оскаром Гудштайном (Oscar Goodstein). В вечер концерта всё складывалось далеко не просто. Когда группа прибыла в аэропорт La Guardia, выяснилось, что New Jazz Society заказали всего лишь 5 авиабилетов, забыв о жене Мингуса Селии (Celia) и Оскаре Гудштайне, роль которого для группы уже была больше чем просто менеджер Пауэлла. Дело в том, что Пауэлла, состояние которого было нестабильным, отпустили из госпиталя только под личное поручительство Гудштайна. В итоге Гиллеспи и Паркер согласились остаться в ожидании следующего рейса на Торонто. Когда они всё же добрались до Massey Hall, выяснилось, что Чарли Паркер (Charlie Parker) приехал без саксофона. Пришлось одолжить пластиковый альт саксофон в местном магазине инструментов. Пианист Бад Пауэлл (Bud Powell) согласился играть только за 500 долларов (Паркер, получил 200). В зал на 2500 мест было продано лишь 700 билетов. Устроители концерта просчитались - в этот день Рокки Марчиано бился за звание чемпиона в тяжёлом весе. На первом номере концерта Пауэлл уже был пьян, Паркер принял дозу, а Гиллеспи каждое свободное мгновение бегал за кулисы посмотреть ход боксёрского поединка. Эта беготня Диззи в конце концов вывела Мингуса из себя, и в какой-то момент он просто покинул сцену. Как бы там ни было, они исполнили шесть бибоп номеров. Удивительно, что никаких репетиций не было, этот состав никогда ранее вместе не записывался, но выступление прошло гладко на каком-то телепатическом уровне. Все композиции звучали слажено и соло сменяли друг друга просто идеально, как будто весь материал был заранее записан в нотах. В антракте музыканты отправились через дорогу в бар Brass Rail и выпивали там, пока устроители концерта не притащили их обратно на сцену. Второе отделение началось с барабанного номера Макса Роуча "Drum Coversation", а затем трио Бада Пауэлла (Bud Powell) (с Роучем и Мингусом) исполнило шесть превосходных композиций. Хотя все пятеро музыкантов в былые времена делали вещи и получше, все вместе они смогли сделать захватывающее, временами превосходное выступление. Можно сказать, что это был случай, который продемонстрировал зрелость бопа и его способность преобразить весь свой огонь во что-то более приемлемое для массового слушателя. Критика назвала этот концерт "величайшим джазовым концертом". Макс и Мингус решили сделать запись этого концерта, но как оказалось инженерами звукозаписи они были не очень хорошими. Запись была сделана с использованием третьесортной системы, которая была в Massey Hall. Шумы иногда просто заглушали звуки контрабаса. Позднее в студии Руди Ван Гельдера (Rudy Van Gelder) Мингус наложил свою партию контрабаса на записи квинтета и несколько номеров трио. Впоследствии Паркер предложил Норману Гранцу (Norman Granz) купить плёнки для Verve за $100 000. Когда Гранц отказался, было решено выпустить альбом на лейбле Мингуса Debut Records. Материал был издан на трёх LP с оригинальной записью и с наложенной партией контрабаса. Чтобы избежать проблем с контрактными обязательствами перед Verve, Чарли Паркер (Charlie Parker) упоминается в альбоме под псевдонимом "Charlie Chan". В 1954 Диз принял участие в первом историческом Newport Jazz Festival. Далее начинается период сотрудничества Гиллеспи с Норманом Гранцом (Norman Granz) в рамках проекта Jazz At The Philharmonic, после чего начинается длинная серия записей с этим знаменитым продюсером, во время которой он объединял свои усилия со многими ведущими музыкантами. В 1956 положение Гиллеспи в джазовых кругах становится настолько прочным, что Адам Клэйтон Пауэлл (Adam Clayton Powell, Jr.) рекомендует его президенту Эйзенхауэру (Dwight D. Eisenhower) как идеальную кандидатуру руководителя оркестра для благотворительного турне по Африке, Среднему Востоку и Азии, спонсируемого Госдепартаментом США. Турне имело оглушительный успех, несмотря на то, что Гиллеспи практически отказался следовать его пропагандистским целям, и вскоре после возвращения в Штаты он был приглашён совершить ещё одно турне, на этот раз по Южной Америке. С оркестром всех-звёзд, собранным для этих туров, Гиллеспи некоторое время гастролировал по Соединённым Штатам. В его составе среди прочих играл саксофонист Пи Ви Мур (Pee Wee Moore), а для выступления на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1957, которое было записано, к оркестру в качестве гостьи присоединилась пианистка Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams). В 1960 Гиллеспи был введён в джазовый зал славы (Jazz Hall of Fame) журнала Down Beat. Во время президентской предвыборной кампании 1964 Гиллеспи выдвигает свою кандидатуру в качестве независимого кандидата. Он обещает, что в случае его избрания Белый дом будет переименован в "Дом блюза" ("The Blues House"). Он предложил и свой состав кабинета министров – Дюк Эллингтон (Duke Ellington) – Государственный секретарь, Майлс Девис (Miles Davis) – директор ЦРУ, Макс Роуч (Max Roach) – министр обороны, Чарльз Мингус (Charles Mingus) – министр по борьбе за мир, Рэй Чарльз (Ray Charles) библиотекарь конгресса (хохма в стиле Диззи – ведь Чарльз слепой), Луи Армстронг (Louis Armstrong) – министр сельского хозяйства, Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams) – посол в Ватикане, Телониус Монк (Thelonious Monk) – посол перемещений и Малкольм Икс (Malcolm X) – генеральный прокурор. Он сказал, что его кандидатом на пост вице-президента будет Филлис Диллер (Phyllis Diller). Нагрудные значки с портретом кандидата были произведены несколько ранее агентством по заказу Гиллеспи "как затычка для гласности", но теперь все доходы от их продаж были отданы в пользу Конгресса Расового Равенства (Congress of Racial Equality), Конференции Руководства Христиан Юга (Southern Christian Leadership Conference) и Мартина Лютера Кинга, младшего (Martin Luther King, Jr.). В последующие годы эти значки стали желанными экземплярами у коллекционеров. В 1971 Гиллеспи объявил, что снова собирается выдвигать свою кандидатуру, но перед выборами изменил своё решение в связи с тем, что он стал сторонником веры Бахаи (Bahá'í Faith). К этому вероисповеданию он пришёл в 1968 и стал, пожалуй, самым знаменитым его последователем. Он стал рассматривать себя одним из музыкальных посланников, некоей последовательности трубачей, которые были чем-то сродни пророкам, нёсшим послания Господа. Универсалистский акцент этой религии подталкивал его к рассмотрению себя больше как глобального гражданина и гуманиста, находя продолжение в его растущем интересе к африканскому наследию. Эта духовность произвела всплеск великодушия в нём, что автор Нэт Хентофф (Nat Hentoff) описал как внутреннюю силу, самодисциплину и "силу души". Обращение Гиллеспи произошло в основном под впечатлением от книги "Вор В Ночи" (Thief in the Night), написанной Биллом Сирсом (Bill Sears). Диззи часто рассказывал о своей вере во время гастролей за рубежом. К концу 60-х Гиллеспи вновь возглавляет небольшой состав, который занят в непрерывной череде клубных, концертных, фестивальных выступлений и записями в студиях, что продолжалось в течение последующих трёх десятилетий. Он также продолжает принимать участие в престижных проектах, среди которых турне в начале 70-х в составе группы всех-звёзд с Артом Блейки (Art Blakey), Телониусом Монком (Thelonious Monk), Сонни Ститтом (Sonny Stitt), Элом МакКиббоном (Al McKibbon) и Каем Уиндингом (Kai Winding). В течение 70-х и в 80-е он получает множество наград и превращается в джазмена государственного уровня, хотя в начале 70-х ему было чуть больше 50-ти. В середине 70-х Гиллеспи достигает очередного пика своей карьеры, хотя её спад казался более вероятным нежели подъём. Необходимый толчок он получает от другого трубача. Джон Феддис (Jon Faddis) вошёл в жизнь Диззи как страстный поклонник его таланта, а в 1977 объединился со своим идолом для записи на фестивале в Montreux. Но их запланированное выступление было неожиданно отложено, когда выяснилось, что приглашённая ритм секция отправилась не в ту страну. Наспех собранная взамен команда из Милта Джексона (Milt Jackson), Рэя Брауна (Ray Brown), Монти Александера (Monty Alexander) и ударника Джимми Смита (Jimmie Smith) выступила с двумя трубачами с огромным успехом, что и было зафиксировано на плёнку продюсером Норманом Гранцем (Norman Granz). В 1977 во время поездки на Кубу Гиллеспи открывает миру трубача Артуро Сандовала (Arturo Sandoval). Впоследствии Гиллеспи и Джон Феддис (Jon Faddis) много выступают вместе, записывают множество незабываемой музыки и творчество ветерана заискрилось новой жизнь. В начале 80-х Диззи записывается для телевидения США в рамках проекта JAZZ AMERICA, возглавляет оркестр Организации Объединённых Наций (United Nation Orchestra). Три года с этим оркестром выступают вокалистка Флора Пьюрим (Flora Purim) и саксофонист Девид Санчес (David Sánchez). Диззи выступает в Лондоне с новым квинтетом с Пакито ДеРиверой (Paquito D'Rivera) в составе и выступает в Нице, Кнебуорте и Куле на фестивалях в дуэтах соответственно с такими разными музыкантами как Арт Фармер (Art Farmer), Чико Фримен (Chico Freeman) и Арт Блейки (Art Blakey). В 1982 он участвует в записи хита Стиви Уандера (Stevie Wonder) "Do I Do". В 1987 он отмечает своё 70-тилетие и вновь возглавляет биг бенд, который не испытывает недостатка в приглашениях и имеет в своём составе таких великолепных исполнителей, как Джон Феддис (Jon Faddis) и Сэм Риверс (Sam Rivers). В 1988 Диз записывает альбом OO POP A DA с канадским флейтистом и саксофонистом Мо Коффманом (Moe Koffman). Он выступает на JVC Festival в Центре исполнительских искусств в Саратога Спрингс (Saratoga Springs Performing Arts Center) где он блестяще сыграл с Джоном Федисом (Jon Faddis) и Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis). Не всегда он был в центре всеобщего внимания. Однажды в Лос-Анжелесе он зашёл в клуб, где в тот вечер выступал LA Big Band под управлением Билла Берри (Bill Berry) и с удовольствием сыграл партию четвёртой трубы. Несмотря на свои 72 года, в 1989 он дал 300 концертов в 27 странах, выступив в 100 городах США в 31 штате, участвовал в трёх телевизионных шоу, дважды сыграл с симфоническими оркестрами и записал четыре альбома. Он получил Commandre d’Ordre des Artes et Lettres – наивысшую культурную награду Франции. Гиллеспи был назван регент профессором университета Калифорнии (University of California) и получил свою четырнадцатую почётную докторскую степень в музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music). В дополнение получил премию Grammy за достижения в течение жизни (Lifetime Achievement Award). В следующем 1990 году в стенах Kennedy Center for the Performing Arts проходила церемония празднования столетия американского джаза. Гиллеспи получил Kennedy Center Honors Award и American Society of Composers, Authors, and Publishers Duke Ellington Award за достижения на протяжении 50 лет в качестве композитора, исполнителя и бендлидера. В этом же году он возглавил группу, в состав которой вошли басист Джон Ли (John Lee), гитарист Эд Черри (Ed Cherry), барабанщик Игнасио Берроа (Ignacio Berroa), исполнитель на барабанах конга Пол Хоукинс (Paul Hawkins) и саксофонист Рон Холлоуэй (Ron Holloway). Для этого коллектива Диз написал все аранжировки. В 1993 он становится обладателем Polar Music Prize в Швеции. Несмотря на проблемы со здоровьем, вызванные раком поджелудочной железы, Гиллеспи продолжал исполнять музыку, которую любил всем сердцем. Его последнее выступление на публике состоялось в феврале 1992 в Seattle. Диззи Гиллеспи умер во сне 6 октября 1992. В истории развития джазовой трубы Гиллеспи занимает почётное место наряду с таким гигантом как Луи Армстронг (Louis Armstrong). В истории джаза в целом он твёрдо находится в небольшой группе ведущих новаторов, которые изменили музыку настолько глубоко, что всё, что следовало после, соизмерялось, сознательно или нет, в соответствии с их достижениями. Как Армстронг создал новый стиль звучания трубы, который оказал влияние на исполнителей на всех инструментах в течение последующих двух десятилетий после его появления в Чикаго в 1922, то же сделал и Гиллеспи в 1940, направив как трубачей, так и всех других джазовых музыкантов вдоль нового и неопределённого пути. Он также подтвердил жизнеспособность трубы спустя десятилетие (в 30-х), когда саксофоны начали своё непреклонное восхождение на роль ведущего инструмента. В более широком контексте, стабильное исполнительское мастерство Гиллеспи сделало много для гарантии того, что боп способен выжить и без непрактичного, делающего ошибки гения Чарли Паркера (Charlie Parker). На многих ранних записях ослепительные скорости Гиллеспи часто рождают впечатление обычной технической бравады, но по прошествии некоторого времени становится понятным, что это не было простым отсутствием идей или выражением эмоций в игре. На протяжении всей карьеры Гиллеспи редко не удавалось найти свежие мысли. И под театральностью исполнения высоких нот, живого волнения и избыточной жизненной энергии, можно увидеть глубину чувств родственную самым романтичным исполнителям баллад. Он заслужил и навсегда сохранит своё место одного из настоящих гигантов джаза. 15 сентября 2005 В американском штате Нью-Джерси состоялся аукцион личных вещей звезды джаза Диззи Гиллеспи. В числе лотов – специально сделанные для него изогнутые трубы, прозванные поклонниками Гиллеспи "перископами", а также награда Grammy, фортепиано, коллекция пластинок и нотные рукописи. В феврале были проданы две трубы Гиллеспи за 72 тысячи долларов.
Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:56
2040