Поиск

Barney Bigard / Барни Бигард

Barney Bigard / Барни Бигард
Also known as:
Albany Leon Bigard
Date of birth (creation):
3 марта 1906
Place of birth (creation):
New Orleans, Louisiana, USA
Date of death (dissolution):
27 июня 1980
Place of death (decay):
Culver City, California, USA

Bio:
Американский джазовый музыкант (кларнет, сопрано- и тенор-саксофон), руководитель ансамбля. Появившись на свет в чрезвычайно музыкальной семье франкоязычных креолов, Бигард начал изучать кларнет в возрасте 7 лет. Среди его преподавателей был Лоренцо Тио младший (Lorenzo Tio, Jr.). Первый музыкальный опыт приобретал, участвуя в уличных парадах. В 1922 он переключается на тенор саксофон и вскоре входит в состав оркестра под руководством Альберта Николаса (Albert Nicholas), затем в течение последующих двух лет работает у Эймоса Уайта и Луиса Расселла (Luis Russell). В 1925 Бигард отправляется в Чикаго, где присоединяется к оркестру Джо Кинга Оливера (Joe King Oliver) DIXIE SYNCOPATORS (также SAVANNAH SYNCOPATORS). В оркестре Оливера он вновь берётся за кларнет. В этот же период работает у Чарли Элгара (Charlie Elgar) и в RED HOT PEPPERS Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton), вновь (недолго) - у Луиса Расселла, с которым посещает Нью-Йорк В декабре 1927 он присоединяется к Дюку Эллингтону (Duke Ellington). В течение последующих 14 лет его деятельность была связана с оркестром Дюка. Он работал со многими выдающимися мастерами джаза, игравшими в оркестрах Эллингтона. Европейские гастроли с эллингтоновским оркестром принесли ему международную известность. В середине лета 1942 он решается покинуть оркестр Дюка для того, чтобы возглавить ряд собственных небольших составов. Свинговый камерный ансамбль, организованный Бигардом в середине 40-х годов, становится своеобразным эквивалентом оркестра Эллингтона в комбо-формате (отчасти продолжив линию гудменовского кларнетового комбо). В 1944 сотрудничает с Фредди Слеком (Freddy Slack), выступает с ривайвл-бендом Кида Ори (Kid Ory) (участвует с ним в съёмках кинофильма “New Orleans” в Голливуде - наряду с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Билли Холидей (Billie Holiday), Бадди Скоттом (Buddy Scott), Затти Синглтоном (Zutty Singleton) и другими В 1947 он входит в состав только что сформированного оркестра Луи Армстронга (Louis Armstrong) All Stars и последующие пять лет выступает в его составе, посетив с гастролями Европу и Японию. В 1952 недолго выступает со своим ансамблем в Калифорнии, а затем возвращается в оркестр Армстронга. В конце 50-х сотрудничает с несколькими оркестрами. В 1957 снимается в кинофильме “St. Louis Blues”. В начале 1960-х вновь присоединяется к Армстронгу. В периоды работы у Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Кида Ори (Kid Ory) индивидуальная творческая активность Бигарда несколько снизилась, он меньше солировал, в основном специализируясь в ансамблевой игре (возможно, из стремления к адекватности стиля - в связи с «обратным переходом» от свинга к традиционному джазу Затем работает в различных составах, среди которых были группы под управлением Джонни Сент Сира (Johnny St. Cyr), Маггси Спаниера (Muggsy Spanier), Рекса Стюарта (Rex Stewart) и Арта Ходеса (Art Hodes). В 1968 блестяще выступает на фестивале диксиленда в Монтерее. В 1970-х гастролирует с Ходесом, Эдди Кондоном (Eddie Condon) и многими другими, включая оркестр Legends Of Jazz. В последние годы выступает во множестве различных мест, появляется на радио и телевидении, в полной мере наслаждаясь ролью одного из старейшин джаза. Вошёл в число лучших кларнетистов классического джаза (креольское направление) и раннего свинга. Как и многие другие цветные музыканты-креолы, активно сотрудничал с ведущими мастерами негритянского джаза Нового Орлеана. Использовал кларнет системы Алберта. Яркая творческая личность, талантливый импровизатор-солист, обладающий незаурядным мелодическим даром и виртуозной техникой, с весьма самобытной исполнительской манерой и неповторимым саундом. Проявил склонность к мягкому звукоизвлечению, кантиленности, изысканной орнаментике, тончайшей динамической нюансировке, частому глиссандированию. Органически присущее ему блюзовое чувство получает, как правило, лирическое (реже драматическое) выражение, перекликаясь с эллингтоновским стилем настроения (mood style). На первом этапе испытал влияние Джимми Нуна (Jimmy Noone) и Эла Николса (Albert Nicholas). Звук инструмента Бигарда является одним из непревзойдённейших джазовых голосов, его исполнительская манера характеризуется богатым, насыщенным, текущим звуком благодаря его привычке использовать нижние регистры кларнета. После того, как Бигард вошёл в состав оркестра Эллингтона, он потерял своё близкое родство с музыкальными формами, традиционно ассоциировавшимися с местом его рождения. Несмотря на это, в его лучших работах, записанных, как ни странно, именно с Эллингтоном, всегда слышалось эхо его музыкальных корней. Как солист обрёл своё лицо именно в оркестре Эллингтона, оказал большое влияние на формирование стилистики этого оркестра. Среди классических записей эллингтоновского периода его карьеры необходимо отметить "Mood Indigo" (написанная Эллингтоном в жанре концерта для солирующего инструмента и оркестра в 1936), "Solid Old Man", "Ducky Wucky", "Bundle Of Blues", "Across The Track Blues", "Tiger Rag", "Clarinet Lament (Barney''s Concerto)", "Saturday Night Function", "Barney Goin'' Easy" и "C Jam Blues". Некоторые из этих мелодий были созданы Эллингтоном, основываясь на идеях и музыкальных фрагментах Бигарда и стали настоящими шедеврами оркестра Дюка. К сожалению, это была обычная эллингтоновская практика. Позже в различных интервью при упоминании практически любой композиции Эллингтона Бигард мог неожиданно заявить: “Это написал я!” Хотя послушать его игру в поздние годы было несомненно огромным удовольствием, нельзя не отметить огромный фактор репетиций в его работе. В частности, некоторые из его соло, особенно в таких известных композициях как "C Jam Blues", "Rose Room" и "Tea For Two", повторялись нота в ноту, вечер от вечера, год за годом несмотря на различные исполнительские составы. Справедливости ради необходимо отметить тот факт, что, достигнув определённого уровня совершенства, он начал повторять те моменты своих импровизаций, которые он считал лучшими. Он умер в июне 1980.
Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:59
1719