Jean-Luc Ponty / Жан-Люк Понти
Date of birth (creation):
29 сентября 1942
Place of birth (creation):
Avranches, France
Styles:
Label:
Influences:
Followers:
Similar performers:
Bio:
Французский джазовый скрипач.
Понти вырос в чрезвычайно сильной музыкальной среде. Его отец основал местную музыкальную школу, где преподавал скрипку, а его мать преподавала фортепиано. Будучи ещё совсем юным, он становится довольно опытным пианистом и скрипачом, а в возрасте 11 лет к своему инструментальному арсеналу он добавляет кларнет.
После изучения классической скрипки в Conservatoire National Supérieur de Musique de Paris, которую окончил через два года с высшей наградой учреждения "Premier Prix", он становится профессиональным музыкантом. Cразу же он начал работать в одном из крупнейших симфонических оркестров Франции Concerts Lamoureux, где играл в течение трёх лет. В этот период зарождается его интерес к джазу. Некоторое время он делит свои музыкальные предпочтения между классической скрипкой, джазовыми кларнетом и тенор саксофоном. Жан-Люк ведёт двойную музыкальную жизнь: с одной стороны репетиции и выступления с оркестром, а с другой - играет джаз до 3 часов ночи в клубах по всему Парижу. Однако, он всё же предпочёл играть джаз на скрипке, сделав её своим основным инструментом в середине 60-х. "Естественно, я должен был сделать выбор, поэтому я рискнул остаться с джазом", говорит Жан-Люк.
Его энергичный стиль не уступал исполнителям бибопа на духовых, и критики быстро признали Понти первым джазовым скрипачом, не уступающим саксофонистам. Известность Жана-Люка росла очень быстро, и в 1964 на фирме Philips он выпустил первый сольный альбом JAZZ LONG PLAYING. Пару лет спустя вышла пластинка VIOLIN SUMMIT, записанная во время концертов в Швейцарии совместно с такими мастерами струн как Стефан Граппелли (Stephane Grappelli) и Стаф Смит (Stuff Smith). По мнению критика Йоахима Берендта "с Понти, джазовая скрипка превратилась в другой инструмент и его стиль и фразировка, соответствуют блеску и огню раннего и среднего периода творчества Джона Колтрейна (John Coltrane)".
В 1966 24-летнего скрипача называют лучшим по результатам опроса критиков журналом "Downbeat", хотя к этому времени он не выпустил ни единого диска в Америке. В 1967 Джон Льюис (John Lewis) пригласил Понти выступить на Monterey Jazz Festival вместе с MJQ. Он играет со многими европейскими музыкантами, иногда выступает в роли лидера (группа HLP).
Он посещает США и Великобританию. Заокеанская публика встретила французского скрипача бурными аплодисментами, и такой тёплый приём привёл его к американскому контракту с World Pacific. В конце 60-х Жан-Люк сменил обычный инструмент на электрический, чем увеличил число своих поклонников, как среди простой публики, так и среди известных музыкантов. Он принимает участие в записи джаз-рокового альбома HOT RATS (1969) Френка Заппы (Frank Zappa) (композиция "It Must Be A Camel"), и Элтона Джона HONKY CHATEAU. После этого присоединяется к Джордж Дюк (George Duke).
Позднее в 1970 Заппа продюсирует альбом Понти KING KONG. Вернувшись во Францию, Жан-Люк собрал фри-джазовый ансамбль Jean-Luc Ponty Experience, однако в 1972 вместе с женой и двумя дочками эмигрировал в Штаты и поселился в Лос-Анджелесе. Он продолжает работать сначала в группе Mothers Of Invention на диске OVER-NITE SENSATION. После выступлений с различными исполнителями, он играет с группой Mahavishnu Orchestra Джона МакЛафлина (John McLaughlin), с которым участвует в записи альбомов APOCALYPSE и VISIONS OF THE EMERALD BEYOND) и гастролирует до 1975, когда он подписал контракт с Atlantic Records. и работал, включая Mahavishnu Orchestra.
Впоследствии, он возглавляет собственную джаз-рок группу, благодаря которой завоевал международное признание. Он регулярно гастролирует по всему миру и записывает 12 альбомов, все из которых побывали в Top 5 джазовых списков популярности.
В 80-х он также записывается с такими артистами, как Клео Лэйн (Cleo Laine) и Стефан Граппелли (Stеphane Grappelli). Обладающий мастерской техникой, Понти не был первым скрипачом в джазе, который начал использовать электронное звучание, но он был первым, кто полностью интегрировал электронику в свой исполнительский стиль. Вместо того, чтобы просто усиливать звук скрипки для более громкого звука, что было достаточно для его предшественников, Понти использовал электронику более сложным и передовым способом. Он первым начинает использовать полностью электронную скрипку, а не просто усиленный с помощью электроники инструмент, и включает в свой арсенал многочисленные устройства для создания дополнительных эффектов. Непринуждённо переключаясь от бибопа к року, а затем к фри джазу и назад к бибопу, доказал, что является музыкантом многих стилей и вполне подходит к любому сезону джазовой моды. В 1995 вместе с басистом Стенли Кларком (Stanley Clarke) и гитаристом Элом ДиМеолой (Al DiMeola) он формирует группу Rite Of Strings. Этот звёздный состав совершил шестимесячное турне по странам Северной и Южной Америки, Европы.
В 1996 Понти вновь собирает свою американскую группу для концертных выступлений, что приводит к записи двойного диска антологии LE VOYAGE для Atlantic Records. Один из концертов прошёл в Detroit, Michigan перед 6000 поклонниками. Запись концерта была выпущена в феврале 1997 на Atlantic Records под названием LIVE AT CHENE PARK. В 1997 Понти собирает группу, в состав которой вошли западные и африканские музыканты, и гастролирует с ней целых три года.
К студийной работе он вернулся в 2001, выпустив на собственном лейбле JLP диск LIFE ENIGMA, на котором фьюжн образца 70-х звучал в современной обработке. В начале нулевых Жан-Люк часто выступал дуэтом – с Вадимом Репиным, Реджиной Картер (Regina Carter), Эл. Субраманиамом (L. Subramaniam). В 2004 Понти вновь собрал свою группу The Rite Of Strings, с которой выступает в США и Канаде с июня по октябрь. В 2005 гастролирует в составе нового проекта под названием Trio!, в состав которого вошли Стенли Кларк (Stanley Clarke) на контрабасе и Бела Флэк (Bela Fleck) на банджо.
В 2006 Понти вновь собирает Jean Luc Ponty & His Band, с которым совершает гастроли по США, Чили, Венесуэле, Западной и Восточной Европе, России, Среднему Востоку и Индии. Они записывают новый студийный альбом THE ATACAMA EXPERIENCE, на некоторых треках сыграли гитарист Аллан Холдсуорс (Allan Holdsworth) и Филип Катерин (Philip Catherine).
В апреле 2012 Понти вновь работает с гитаристом Элом ДиМеолой (Al DiMeola) и басистом Стенли Кларком (Stanley Clarke), с которыми играет во второй части концерта в Chatelet Theatre в Париже, отметив пятое десятилетие в музыке. В первом отделении Понти играл в сопровождении симфонического оркестра. Выступление получило восторженные отзывы критиков.
В сентябре 2012 вместе со скрипачом Марком Фельдманом (Mark Feldman) Понти со-продюсирует дебютный альбом Скотта Тиксиера (Scott Tixier) для лейбла Sunnyside Records, для которого он также пишет аннотацию в буклете к диску.
Жан-Люк Понти в своём творчестве активно использует пятиструнные электро-скрипки. Иногда добавляет в свой исполнительский арсенал шестиструнную электро-скрипку под названием Violectra, которую не нужно путать с виолектрой, на которой он играл с конца 60-х по середину 80-х, которая имела 4 струны, но была очень необычно настроена на октаву ниже. Понти стал одним из первых, кто объединил скрипку с возможностями MIDI, дисторишинов, фазовращателей и вау-вау педалями. Все эти устройства привели к созданию его особого, практически синтезаторного звучания.
В 2011 Понти был приглашён клавишником и бендлидером Чиком Кориа (Chick Corea) присоединиться к группе "Return to Forever" для серии концертов в течение года. Группа была названа как "Return to Forever IV", как четвёртая реинкарнация этого проекта. Понти свою первую запись с Кориа сделал в 1976 во время работы над сольным альбомом клавишника MY SPANISH HEART.
Одна из дочерей Понти, Клара Понти (Clara Ponty), стала успешной пианисткой и композитором. Отец сыграл в нескольких проектах дочери, включая её последний альбом MIRROR OF TRUTH.
Издатель (лейбл):
Состав:
Ralph Armstrong Bass, Contrabass, Double Bass, Guitar (Bass), Vocals Phillip Hirschi Cello Steve Kindler Arranger, Violin, Vocals Bob Knapp Flugelhorn, Flute, Trumpet, Vocals, Wind Howard Mandel Liner Notes John McLaughlin Composer, Guitar, Guitar (12 String), Producer, Vocals Gayle Moran Keyboards, Vocals Jean-Luc Ponty Baritone VПодробнее
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.